Файл: Российский государственный социальный университет Итоговый контроль по дисциплине Арттерапевтические технологии в образовании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет




Итоговый контроль

по дисциплине «Арт-терапевтические технологии в образовании»

ФИО студента

Суша Ярослав Сергеевич

Направление подготовки

Педагогическое образование (Информатика)

Группа

ПОИ-Б-03.01-З-2022-1


Москва

Содержание

Введение 3

Задание №1. Рисунок «Несуществующее животное» 4

Задание №2. Анализ рисунка 6

Задание №3. Пострисуночный опрос 10

Задание №4. Анализ результатов пострисуночного опроса 11

Заключение 12



Введение


Для работы по теме «Несуществующее животное» будет использован рисунок девочки 12 лет (младшая сестра).

Данное задание очень хорошо подходит для начальной стадии работы с арт-терапией и является очень распространенным. Применение в основном рассчитано на исследование психомоторной связи и состояния психики – главным образом выявление скрытых эмоций – у детей от пяти-шести лет и взрослых. В отличие от большинства других рисуночных тестов, этот является одной из самых информативных рисуночных методик и может широко применяться для психологического обследования.


Задание №1. Рисунок «Несуществующее животное»




Рис. 1 – Результат выполнения Задания №1, Циклоп цветка

Задание №2. Анализ рисунка


Формальный анализ рисунка

К формальному аспекту относятся: 1) семантика расположения в пространстве; 2) графологические признаки.

  1. Семантика пространства проективного рисунка – герой располагается посередине рисунка на всех осях, но не имеет ничего на фоне, соответственно мы не можем сказать ничего о прошлом и будущем и окрасом эмоций.


Расположение по средней линии и голова героя у верхней середины листа, что свидетельствует о высокой самооценке, неудовлетворенностью собственным положением в обществе и недостаточным признанием окружающих, претензии на продвижение, тенденции к самоутверждению, потребности в признании.

Правая и левая полуплоскость листа имеют противоположную коннотацию, на нашем исследуемом рисунке нет перекоса в какую-либо из сторон, а голова направлена «анфас», т.е. голова, направленная на рисовавшего, может трактоваться как эгоцентризм. Такое положение часто бывает сходно по значению в отношении описанных параметров уровня притязаний с поворотом влево. Иногда оно трактуется как прямота, бескомпромиссность, сформировавшиеся как реакция на глубинное чувство незащищенности.

Также осторожно подходим к интерпретации рисунка, так как он занимает более 2/3 площади листа бумаги – он может не подчиняться указанным семантическим закономерностям.

Обобщая, можно сказать, что проективное пространство рисунка является символом всех возможных пространств, с помощью которых могут быть метафорически охарактеризованы личность и характер индивида. Чаще всего оно символизирует социальную среду в различных ее аспектах (ценностном, объектном, коммуникативном, временном, эмоциональном и т.д.). В плане интерпретации эти аспекты играют роль контекстных рамок, ограничивающих многозначность образа.

Рисунок движения нашего животного достаточно однозначен – стоит прямо и не собирается двигаться, улыбчив. Ощущение позитивного мультяшного героя.

  1. Графологические аспекты интерпретации рисунка (два аспекта);

    1. Уровень наличных технических средств воплощения образа в графике (анализ характеристик идеомоторного акта) – линия со средним равномерным нажимом и четкими соединениями, нормальная.

Есть увеличение нажима (рисунок с обратной стороны в прорисовке мелких деталей (узор внутри листов цветка), следствие увеличения тонуса мускулатуры в связи с тревожностью.

О повышении тревожности также говорит небольшой выход за границы при раскрашивании деталей.

    1. Пространственно-символический аспект (анализируется направление линии и характер контура) – падающие линии при рисовании цветок в туловище свидетельствует о быстро истощаемом усилии, низком тонусе, возможной депрессии.

Контур фигуры анализируется по наличию или отсутствию выступов типа шипов, панцирей, игл, прорисовке или затемнению линии контура. Волосы на голове у Циклопа и цветок-туловище – защита от окружающих: агрессия, если они выполнены в острых углах. Направленность такой защиты определяется соответственно пространственному положению.



Верхний контур - против вышестоящих, против лиц, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей. Боковые контуры - недифференцированная опасливость, готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях. Степень агрессивности невысокая, судя по количеству углов, также к ним относятся когти.

Укрупненность в рисунке может свидетельствовать о повышении аффекта, эгоцентризме, придании повышенного значения своей персоне. При этом следует учитывать, что дети рисуют крупнее взрослых, девочки - крупнее мальчиков, поэтому это может быть нормой.

Уверенные, хорошо стыкующиеся линии, упругая пластичность контура является показателем хорошего контроля аффективности.

Содержательный анализ рисунка

  1. Центральная смысловая часть фигуры (голова или ее заместители);

    1. Уши – отсутствуют, заинтересованность в информации и значимость мнения окружающих о себе понижена;

    2. Рот – рот без прорисовки языка и губ, трактуется как облегченность возникновения опасений, страха, недоверия. Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (в случае боязливости, тревоги);

    3. Глаза и ресницы – глаз один, истероидно-демонстративные манеры в поведении, также свидетельствуют о заинтересованности в восхищении окружающими внешней красотой и манерой одеваться, придании большого значения внешности.

Дополнительных деталей на голове нет.

  1. Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы и пр.). Рассматривается “основательность” этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме – две одинаковые лапы, хорошо прикрепленные к туловищу. Основательность - обдуманность, рациональность в принятии решений, основательность в суждениях, опора на существенные положения. Ноги-лапы соединены точно, тщательно – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями.Однотипность и однонаправленность, повторяемость формы “ног”, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок, их стандартность, банальность;

  2. Части, поднимающиеся над уровнем фигуры (могут быть функциональными или служить украшением) – в нашем случае это рисунки внутри цветочка-туловища героя, любознательность, демонстративность, склонность к обращению на себя внимания, манерность. Хвост отсутствует;

  3. Общая энергия. Оценивается количеством деталей рисунка – только необходимое количество деталей, чтобы дать представление о придуманном животном (тело, голова, конечности, при этом нет рук, но очень прорисованное туловище) с заполненным контуром, где имеет место изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительных деталей.


Соответственно чем больше составных частей и деталей (помимо самых необходимых), тем выше энергия;

  1. Тематический аспект – герой нейтральный или положительный, об инфантилизме и эмоциональной незрелости свидетельствует уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения (на две лапы вместо четырех) Но это не следует путать с наделением животного разумом и признаками человеческих взаимоотношений себе подобными, что, напротив, является одним из признаков неформального отношения к обследованию и, следовательно, хорошей проекцией;

  2. Необычные детали – электропроводов, ламп и подобного нет, внутренние узоры, похожие на мандалу свидетельствуют о творческом начале, хорошо развитом в рисующем;

  3. Творческие возможности – оригинальные, выражаются в форме построения фигуры из элементов, а не из “заготовок”.


Задание №3. Пострисуночный опрос


  1. Как это животное будет называться? – Циклоп цветка;

  2. Это мальчик или девочка? Сколько ему лет? – У него нет пола, оно хорошая игрушка для ребенка;

  3. Где живет это животное? С кем? Есть ли у него семья? – В деревне монстриков, у него брат, мама и папа;

  4. Чем оно питается? – Фрукты и овощи (в основном);

  5. Как проходит его день? Чем оно занимается? – Проснуться, погулять с друзьями, сходить в школу животных, играть, помогать маме, играть, смотреть мультики для монстриков;

  6. Кто его друзья? – Такие же животные, но другого вида;

  7. Кто его враги? – У него нет врагов;

  8. Чего больше всего боится? – Ничего;

  9. Что больше всего любит? – Кушать и спать;

  10. Что ему нужно для полного счастья? – Друзья.




Задание №4. Анализ результатов пострисуночного опроса


  1. Название представляет имя и фамилию, что говорит о схожести с человеком в представлении рисовавшего;

  2. Место обитания – город животных, он не изолирован, но место экзотическое (например, остров Мадагаскар или заколдованный лес) — это указывает на демонстративность человека;

  3. Питание – питается не агрессивными или какими-то еще не нормотипичными вещами, из рассказа он придерживается пескетарианства, так как живет в городе у воды;

  4. Занятие – занятия обычные (играет, гуляет, развлекается) — это прямая проекция своих желаний.

  5. Друзья – есть;

  6. Враги – отсутствуют вообще, указывает на боязнь агрессии;

  7. Страхи – отсутствуют.





Заключение


Данный рисунок хорошо подошел для работы по теме несуществующего животного, патологий и явных психических отклонений не было обнаружено, хотя и есть особенности, которые, в целом, присущи каждой работе, ведь все мы индивидуальны. Агрессии не выявлено.