Файл: Итоговый контроль по дисциплине Человек и его права в контексте современной реальности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет





Итоговый контроль

по дисциплине «Человек и его права в контексте современной реальности»


ФИО студента

Козлова Полина Андреевна

Направление подготовки

Государственное-муниципальное управление

Группа

ГМУ-Б-01-В-2022-1


Москва 2022

1. Как формировались первые представления человека о своем статусе

в мире и в обществе, о своих правах и свободах?

На протяжении десятков тысяч лет жизни человечества до возникновения государств человек рассматривался как часть социума (семьи, рода и племени), где почти все было нашим — принадлежащим семье, роду и племени. Внутри них статус индивидуума, его престиж и автономия (дозволенное ему) определялись его личными способностями, знаниями и умением, а также выполняемыми им в социуме функциями. После появления имущественного и социального неравенства, возникновения государства и закрепления неравенства в праве, единство между индивидом и социумом, особенно его политическим институтом в лице государства все более разрушается, и возникает естественная необходимость в закреплении прав и свобод человека и на индивидуальном уровне.

Философия прав и свобод человека складывалась на протяжении тысячелетий и несет на себе следы основных вех развития человечества. Чередуются способы общественного производства и политические системы, претерпевают изменения критерии свободы и справедливости, представления о человеке как главной ценности, о его месте в обществе и в государстве, понимание предназначения государства, а также взаимоотношений гражданского и политического обществ. Религиозно-мистические представления о человеке,
обществе и государстве, доминировавшие на протяжении тысячелетий, под влиянием эпохи Просвещения и социальных революций XVIII—XX вв. заменяются научно-теоретическими концепциями. В Новое время государство стало рассматриваться как институт, формируемый обществом для защиты жизни, свободы, равенства его членов, для допущения несправедливости, вражды и анархии в социуме, защиты последнего от всех угроз, исходящих как изнутри, так и извне, а человек и гражданин — как главная цель, на которую должна быть ориентирована вся деятельность государственных и общественных институтов.

2. Как изменился статус человека с образованием государства?

С образованием государств и институтов власти человек обретает новый статус, превращается в подданного или гражданина, прямо или опосредованно вовлекается почти во все акции этих институтов, в том числе и в борьбу между ними. Он принуждается к уплате налогов, к содержанию аппарата власти и управления, призывается на военную службу с целью. Защиты государства и расширения его границ, время от времени приглашается к участию в выборах должностных лиц, к оценке действий других граждан или подданных. На этой стадии развития человеческого общества уже четко формируются, наполняясь конкретным содержанием и обогащаясь, понятия долг и ответственность, права и обязанности, свобода и необходимость.

3. Расскажите о первых законах, определявших права и обязанности человека.

Утверждение права и справедливости — цель древнеиндийских «Законов Ману». В них нашли отражение некоторые проблемы, которые начнут решаться в Европе лишь спустя две с половиной тысячи лет. В соответствии с представлениями о мире того времени, о людях и различиях между ними, население делится на касты, права и обязанности членов которых закреплены в законах. В законах Ману можно увидеть попытки решения некоторых вопросов, которые составят одну из важнейших проблем ХХ века. Речь идет об обращении с мирным населением во время войн, об особом статусе женщин и детей. Победитель в войне мог забрать себе имущество побежденного, продавать захваченных в плен людей в рабство. Но запрещалось убивать женщин, детей, стариков, раненых и сдавшихся в плен. Здесь можно видеть и первые попытки запрета «варварских видов» оружия (зубчатых, ядовитых и т. п.). Законы Солона и Ликурга провозглашали личную свободу афинян и спартанцев, а также их равенство перед законом, считая все это основой общественного порядка. «Равноправие войны не производит», — считал Солон1. Без свободы и равенства, полагал он, нет и государства, ибо в таком случае отсутствует общая ответственность. Во всяком случае, и афиняне, и спартанцы остались благодарны Солону и Ликургу за установленные ими законы и почитали их как величайших мудрецов.



4. Постарайтесь установить влияние религиозных верований на решение

проблемы прав и свобод человека.

Философия прав и свобод человека в различных регионах и странах мира, а вместе с нею и практика их признания и реализации, складывалась и развивалась, таким образом, в неразрывной связи с утвердившейся здесь религией и в тесном взаимодействии с философией религии. Однако во все времена религиозные нормы и каноны больше служили укреплению власти, чем утверждению и соблюдению прав и свобод человека. После начала эпохи Просвещения и реформации католической церкви христианский мир оказался центром движения за права и свободы человека.

5. Как религия влияет на понимание статуса человека?

Естественные законы и права человека долгое время отождествлялись людьми с законами Неба, творцом и верховным контролером которых является некое Верховное существо (Бог). Люди верили и верят в существование порожденных самой природой, лишь частью которой человек является, порядков, законов и норм жизни, которым отдавали и отдают приоритет. Соблюдение этих законов — норма жизни, отклонение от них, их нарушение — грех, зло. В древнеиндийских Ведах последние рассматривались как синонимы болезни, вражды, недостойного поведения, проклятия, своего рода загрязнение, которое может быть устранено лишь определенными ритуальными действиями. Грех или загрязнение человека могли быть вызваны его противоестественным поведением, неподобающими словами, недобрыми мыслями или поступками.

6. Когда начинают формироваться современные взгляды на права и свободы человека?

Идеи прав и свобод человека зарождаются и развиваются в городах. Это вполне объяснимо. В селе жизнь протекал медленнее, в большей гармонии с природой и с сохранением относительной автономии жителей. Здесь человек находился под покровительством рода и общины, которые регулировали свои отношения с феодальными властителями.

Горожане же — это люди, оторвавшиеся от своих семей, родов и общин, своего рода песчинки или брызги в людском море, предоставленные сами себе, а потому более индивидуалистичные и нуждающиеся в самозащите. Многие горожане были свободными людьми, занятыми определенными ремеслами и занятиями. В их среде превыше всего ценились личные способности человека, его знания и мастерство. Отношения между мастером и подмастерьями, между хозяином и его работниками,
между самими производителями, между производителями и покупателями (заказчиками) регулировались определенными социальными и правовыми нормами.

7. Расскажите о взглядах Гроция, Локка и Пуфендорфа на права человека и народов.

Сторонами прав человека являются граждане и государства. Каждая из этих сторон обладает как определенными правами, так и обязанностями. Из такого понимания прав и обязанностей человека, видимо, исходил и Г. Гроций, определяя государство как совершенный орган свободных людей, объединенных вместе, чтобы наслаждаться общими правами и преимуществами. По этим же соображениям Д. Локк называл государство содружеством людей для обеспечения, сохранения, и продвижения их собственных гражданских интересов. Известный юрист ХХ века, один из авторов проекта возрожденной после Второй мировой войны Австрийской республики Г. Кельзен видел в государстве не что иное, как правовой порядок

10. Какое влияние оказала Американская революция XVIII века на формирование теории прав человека?

Суть прав и свобод, согласно биллю о правах (первым десяти поправкам к Конституции США), сводится к следующему. В США запрещено устанавливать законодательным путем государственную религию. Нельзя запрещать или ограничивать право исповедания других религий. Вооруженный народ является условием обеспечения безопасности. Поэтому право американца хранить и носить оружие не подлежит ограничению. Запрещено размещение солдат в квартирах в мирное время и без согласия на то самих владельцев квартир. Личность и жилище человека неприкосновенны. Без соответствующего ордера нельзя ни обыскивать жилье, ни арестовывать людей. Без суда присяжных нельзя привлекать американца к ответственности, лишать его частной собственности, нельзя принуждать к лжесвидетельству.

Человек имеет право на скорый и справедливый суд присяжных. Суд должен состояться там, где совершено преступление. Все дела, основанные на общем праве, ценою свыше 20 долларов, имеют право быть рассмотренными судом присяжных. Запрещаются непомерно высокие залоги, чрезмерные штрафы, жестокие и необычные наказания. Перечисление в Конституции определенных прав не должно рассматриваться как отрицание или умаление других прав, сохраняющихся за народом. Полномочия, не переданные федеральному правительству, сохраняются за штатами или за народом.


11. Что вы знаете о «Декларации прав человека и гражданина» Французской революции?

Декларация прав человека и гражданина, принятая Национальным Собранием Франции после непродолжительного обсуждения 26 августа 1789 г., внешне похожа на американскую Декларацию независимости, однако она менее решительна и менее последовательна. «Забвение прав человека или пренебрежение ими является единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств», — говорится в ее преамбуле. Декларация содержит скорее обещания, которые могут быть выполнены в будущем, нежели реальные права. «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, — гласит ее первый пункт. — Социальные различия не могут быть основаны ни на чем ином, кроме общей пользы».

Сохранение естественных и неотъемлемых прав человека на свободу, собственность, безопасность и право сопротивляться притеснению, объявлялось целью всех политических объединений. Декларация провозглашала народ верховным сувереном, равенство всех французов перед законом, являющимся выражением воли общества. Все граждане имеют право участвовать «лично или через своих представителей» в формировании правительства, а общество — требовать от любого института власти или должностного лица отчета о своей деятельности. За человеком провозглашалось право на неограниченную свободу высказывать свои мысли, мнения, говорить, писать и издавать свободно, неся ответственность за злоупотребление этой свободой в случаях, определенных законом (ст. XI).

Признавалось право на частную собственность. Сама собственность объявлялась нерушимой и священной, никто не мог быть лишен ее иначе, «как в том случае, если того потребует законом признанная общественная необходимость, и при условии справедливого предварительного вознаграждения» (ст. XVII).

12. Какие аспекты прав человека развиты Гегелем, Кантом и Марксом?

И. Канта (1724—1804), его концепция правового закона и высказанные им идеи разделения и ограничения власти стали важными звеньями теории прав и свобод человека. Канту принадлежит определение государства как объединения людей, подчиненных правовым законам. Свободу человека Кант понимал не как безграничную свободу анархии, но как