ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Взыскание штрафа производится в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
Согласно ст. 45 УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
Данный вид наказания может выступать и в качестве основного, и в качестве дополнительного наказания.
По существу, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – это самостоятельные виды уголовных наказаний. В частности, к несовершеннолетним может быть применено только лишение права заниматься определенной деятельностью в пределах общего для данного наказания срока.
Карательное содержание исследуемого наказания составляют как лишение осужденного конкретных субъективных прав в сфере трудовой деятельности, так и временное ограничение его правоспособности.
Рассматриваемый вид наказания включает в себя 3 вида ограничений (лишений) прав осужденного: запрет занимать определенные должности; запрет заниматься определенной профессиональной деятельностью; запрет заниматься иной деятельностью.
Под определенными должностями понимается круг должностей, обозначенных нормативно или обладающих идентификационными признаками.
Новеллой в уголовном законодательстве является то, что первое из названных правоограничений относится только к должностям на государственной службе и в органах местного самоуправления, и не может относиться к занятию любых должностей в иных учреждениях и организациях.
При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности в качестве основного или дополнительного вида наказания следует исходить из того, что данное наказание не предполагает запрет занимать какую-либо конкретную должность (например, главы органа местного самоуправления, начальника штаба воинской части). Поэтому в приговоре должен быть указан не перечень, а определенная конкретными признаками категория должностей, на которую распространяется запрет (например, должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий).
Лишение права заниматься профессиональной деятельностью (т.е. деятельностью, для осуществления которой в полном объеме необходима профессиональная подготовка, подтвержденная соответствующим документом: сертификатом, дипломом, свидетельством, удостоверением и т.п.) представляет запрет осужденному работать в какой-либо сфере по определенной специальности вне зависимости от организационно-правовой формы предприятия, в том числе, запрет частной практики (детективная, охранная деятельность, оказание медицинских, юридических услуг и т.д.). Недопустимо установление запрета заниматься деятельностью в какой-либо сфере (сфере торговли, области образования и т.д.), суд должен конкретизировать, какая именно деятельность запрещается осужденному.
Понятие иной деятельности не раскрывается в законе. В теории уголовного права запрет заниматься «иной деятельностью» рассматривается как возможный запрет заниматься деятельностью, которая осуществляется субъектом в особом порядке, на основании специального разрешения, лицензии, сертификата. Запрет на занятие иными видами деятельности, не имеющими нормативной регламентации, например, рисованием, любительской фотографией, пением, коллекционированием и т.д., не поддается контролю и поэтому запрещение их невозможно.
Администрации организаций, в которых работает осужденный (применительно к запрету заниматься профессиональной деятельностью - независимо от организационно-правовой формы), а также органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью (например: службы ГИББД, УВД и т.д.) обязаны соответственно освободить от должности, аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью с изъятием соответствующих документов (удостоверений, сертификатов, лицензий).
Данный вид наказания может быть назначен и в том случае, когда он не предусмотрен санкцией статьи Особенной части, если совершенное преступление непосредственно связано с занятием определенной должности или занятием определенной деятельностью (например, хищение с использованием служебного положения).
Срок данного вида наказания зависит от того, основным или дополнительным оно является, и составляет:
- от 1 года до 5 лет в случае назначения в качестве основного,
- от 6 месяцев до 3 лет, если назначается как дополнительное.
В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания (см., например, ч.3 и 4 ст. 131, ч. 3 и 4 ст. 134, ч. 3 ст. 228.1 УК РФ и др.).
Исчисление срока наказания в виде лишения права, назначенного в качестве дополнительного, имеет свои особенности и зависит от следующих факторов: какой вид наказания применен в качестве основного; применено ли условное осуждение.
Если основное наказание связано с изоляцией от общества и назначено реально, срок исчисляется с момента фактического освобождения от основного наказания, хотя запрет, вытекающий из рассматриваемой меры принуждения, распространяется на весь срок основного наказания. В остальных случаях (включая условное осуждение) срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. При этом в срок наказания не засчитывается время фактического занятия запрещенной должности или фактического занятия запрещенной деятельностью (в том числе при юридически оформленных увольнении, переводе и т.д.).
Наказание данного вида исполняют уголовно - исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.
Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
В соответствии со ст. 48 УК РФ, при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Применяется это наказание только в качестве дополнительного.
Карательное содержание данного наказания: это наказание связано с оказанием ощутимого морального воздействия на виновного, который лишается знаков отличия, полученных им за прошлую деятельность; его применение само по себе ограничивает или исключает возможности профессионального и карьерного роста, если условием таковых выступает наличие определенного специального или воинского звания; присвоение лицу специального, воинского звания, классного чина или государственных наград нередко связано с предоставлением установленных законодательством РФ льгот, в том числе, имущественного характера, которых виновный лишается в случае осуждения.
Специальные звания
присваиваются работникам органов внутренних дел, таможенной и налоговой служб, дипломатической службы и ряда других. Так, перечень и порядок присвоения и пожизненного сохранения специальных званий начальствующего состава работников органов внутренних дел регламентирован Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Воинские звания (рядовой, матрос, ефрейтор, сержант, старшина, прапорщик, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник и т.д.) установлены Федеральным Законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.
Разновидностью специальных званий являются классные чины (действительный государственный советник Российской Федерации, государственный советник 1, 2 и 3 класса, советник государственной службы 1, 2 и 3 класса и т.д.), которые присваиваются служащим, занимающим государственные должности в соответствии с федеральным законодательством (так, Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. предусматривает присвоение таких классных чинов, как: старший советник юстиции, советник юстиции).
К числу почетных званий относятся: заслуженный (народный) артист, заслуженный деятель науки Российской Федерации и другие в соответствии с Указом Президента РФ «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положения о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации» от 30 декабря 1995 г. (с послед. изм.).
Государственными наградами являются звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия, почетные звания Российской Федерации, например, ордена «За заслуги перед Отечеством», Мужества, медаль «За отвагу» (Положение о государственных наградах Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 7 сентября 2010 г. №1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы РФ»).
Перечень ограничений, установленных в ст. 48 УК РФ, является исчерпывающим. Суд не вправе лишить виновного в качестве меры уголовного наказания званий, носящих квалификационный характер, т.е. подтверждающих признанный государством уровень профессионального мастерства: ученых степеней и званий, спортивных званий, профессиональных квалификационных разрядов и т.п.
Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград допустимо назначать лишь тогда, когда характер совершенного преступления не позволяет сохранить за лицом соответствующие звания, чины или награды (например, классный чин прокурорского работника при получении взятки).
Обязательные работы
Обязательные работы - один из видов наказаний, не связанных с лишением свободы, заключающийся в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Это должны быть работы, не требующие особой квалификации, которые могут выполняться любым трудоспособным человеком, например, ремонт дорог, уход за зелеными насаждениями, уборка улиц или помещений, погрузка и разгрузка вагонов и т.п.
Не смотря на то, что обязательные работы были предусмотрены УК РФ 1996 г. с момента его принятия, фактически применение обязательных работ как самостоятельного вида уголовного наказания осуществляется с января 2005 г. в соответствии с Федеральным Законом от 30 декабря 2004 г.
Обязательные работы как вид наказания имеют ряд положительных моментов: осужденный не изолируется от общества и не лишается свободы, он сохраняет основное место работы или может продолжить учебу, в наказании отсутствуют жесткие карательные элементы.
Обязательные работы могут назначаться судом только в качестве основного вида наказания (ст. 45 УК РФ).
Карательная сторона наказания в виде обязательных работ состоит в обязательности труда, лишении осужденного права на материальное вознаграждение за труд, ограничении его права на отдых.
Степень ограничений посредством наказания в виде обязательных работ выражается: 1) в их интенсивности (ежедневной занятости осуждённого на работах); 2) ограничения выражаются и в конкретном принудительном труде, к которому привлекаются осуждённые, и зависят от его вида и тяжести.
Продолжительность обязательных работ устанавливается в пределах от 60 до 480 часов. Отбываются эти работы не свыше 4-х часов в день.
В соответствии с ч. 4 ст. 49 УК РФ, обязательные работы не назначаются: лицам, признанным инвалидами первой группы; женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет; военнослужащим, проходящим военную службу по призыву; военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
Обязательные работы отбываются по месту жительства осужденных. Их исполнение возложено на уголовно-исполнительные инспекции.