Файл: Реализация прав граждан пожилого возраста на меры социальной поддержки в условиях пандемии Лагутина Юлия Павловна Студентка 1 курса Банковского колледжа Среднерусского .docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Реализация прав граждан пожилого возраста на меры социальной поддержки в условиях пандемии»
Лагутина Юлия Павловна
Студентка 1 курса
Банковского колледжа
Среднерусского института управления – филиала
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Научный руководитель:
Харламова Елена Николаевна
Аннотация: в статье рассматривается проблема ограниченности или незнания пожилыми людьми способов получения необходимых услуг, пособий и льгот. В настоящее время старшее поколение учится жить в новых условиях, созданных государственными властями на территории Российской Федерации, приспосабливается к нововведениям, помогающим им в обычной жизни.
Ключевые слова: пандемия, социальная сфера, граждане пожилого возраста, государственная помощь, локдаун, научно-технологический прогресс, поддержка.
Начиная с 2020 года на территориях субъектов Российской Федерации быстрым темпом распространялся неизвестный вирус, изменивший жизнь практически всех граждан страны, да и мира в целом. Пандемия в целом очень сильно изменила общественные взаимоотношения среди населения, как социально-экономические, так и социально-политические. В сферах жизнедеятельности общества были изменены практически все процессы развития.
Режим карантина и самоизоляции значительно осложнил жизнь одной из самых незащищённых категорий — пенсионеров. Люди преклонного возраста могут стать жертвами как вируса, так и равнодушия окружающих. Многие люди преклонного возраста из-за каких-либо обстоятельств и причин одиноки, этот факт ухудшал их тревожное состояние. При введении локдауна были сокращены социальные контакты, в связи с этим появилась боязнь перед болезнью и тревога за будущее. Региональные власти делают всё возможное для того, чтобы старики не остались наедине со своими проблемами. Создают все возможные условия для обеспечения комфортных условий в период ограничений.
Нынешняя эпидемиологическая ситуация вынуждает органы государственной власти развивать систему поддержки населения старшего возраста, задействуя при этом технический прогресс. Пожилые люди в силу физиологических и психологических особенностей заинтересованы в получении социальной помощи от государства. Все пенсионеры могут рассчитывать на помощь представителей органов власти на территории Российской Федерации.
Вовремя локдауна оказание многих услуг ушло в цифровую среду. Данное изменение отразилось огромным скачком в жизни граждан всех возрастов, как в положительную, так и в отрицательную сторону.
Примерами таких изменений могут послужить:
Проездные для пенсионеров видоизменили в банковские карты, которые можно оформить лишь через информационные каналы (портал "Госуслуги"), но никак не лично. Продление действия транспортной карты также осуществляется через информационную среду (Сбербанк Онлайн). Это позволяет избегать огромное скопление пенсионеров в финансовых организациях.
Пенсии стало возможно получать при помощи банковской карты, с учетом ее наличия, с целью избежания большого количества людей в отделениях банка или отделениях почтовой связи. Реже данная услуга осуществлялась почтальонами, в пиковый период заболеваемости и из-за введенного локдауна данная услуга не осуществлялась.
Большинство пенсионеров получали государственные выплаты в зависимости от болезни, социального статуса, возраста. Граждане, страдающие хроническими заболеваниями (сахарный диабет, онкология, хроническая болезнь почек, бронхиальная астма), безработным, инвалидам, участникам войн и людям, служившим в горячих точках. В основном данные выплаты граждане получали на ту же банковскую карту, оформив через портал "Госуслуги" единовременную выплату или ежемесячное пособие.
Обращения в медицинские учреждения также осуществляются с помощью портала "Госуслуги". В связи с переполненностью больниц и медицинских учреждений существует огромный риск заболеть или стать носителем нового вируса.
Работающие пенсионеры также ощутили изменения в своей жизни. Большинство было переведено на удаленную работу, некоторые в силу возраста были сокращены со своих рабочих мест, но каждый дееспособный и правоспособный пенсионер имеет право на трудовые пенсии, оплачиваемый больничный для пенсионеров возраста 65+(данное постановление утратило силу 21 мая 2021), социальные выплаты. Все это создано с целью обеспечения данной категории граждан комфортными и доступными условиями для жизни.
Недееспособные пенсионеры, инвалиды или малоимущие пожилые люди не были упущены. Для них так же была введена ежемесячная и единовременная выплаты в зависимости от социального положения.
Все коммунальные услуги пенсионеры оплачивали через Сбербанк онлайн, а при наличии задолженностей или штрафов, банки не требовали их возмещения по причине самоизоляции граждан. Это позволило гражданам пожилого возраста не опасаться отключения услуг ЖКХ, мобильной связи и т.п.
Доставка продуктов населению 65+ осуществляется волонтерами в том случае, если гражданин обращался по специальному номеру в волонтерскую службу. Помимо продуктов и средств первой необходимости, волонтеры также доставляли лекарственные препараты. Существует так же набор продуктов первой необходимости, продуктов, предназначенных для пенсионеров от отделений социальной защиты. В некоторых субъектах Российской Федерации такие наборы предполагались лишь людям старше 65 лет. Все это создано для уменьшения риска заражения, ибо пожилые люди крайне тяжело переносят данную болезнь.
Переход от стандартных форм получения пособий, пенсий и различных услуг, в информационную среду создало масштабную проблему, затрагивающую граждан старшего возраста в силу отсутствия знаний, связанных с данной средой, ограниченностью в компьютерах, смартфонах, одиночеством и отсутствием социальных контактов с окружающими. Технологическая ограниченность и неумение использования различных видов гаджетов заметно затруднило жизнь людей старшего поколения, так как они попросту были не готовы к такому резкому изменению.
Помимо тех, кто живет в развитом городе, существуют люди, живущие в дали от больших городов, и данное местоположение не позволяет некоторым иметь интернет, у многих отсутствуют материальные возможности на его подключение, приобретения смартфона или компьютера. Поэтому резкая переквалификация получения пенсий и услуг затруднила их жизнь еще больше.
Социальный опрос о готовности перехода к использванию НТП для получения материальных средств и услуг, проведенный в 2021 государства(101человек):
Исходя из результатов опроса, лишь к концу года большая часть граждан получила возможность и готовность к изменениям, затронувшие взаимоотношения людей и новых технологий. Это связанно с частичным снятием ограничений, наличием свободных от COVID-19 заведений, организаций и учреждений. В начале локдауна многие люди преклонного возраста в силу неумения использования информационных ресурсов и новых технологий по причине введения данного новшества в их жизнь лишь в 21 веке и из—за этого им было сложно пользоваться данными средствами., у некоторых же не было материальной возможности для приобретения компьютера
, смартфона и иных гаджетов, это создало проблему в получении пособий, пенсий, оплате транспортных карт.
Таким образом, можно сказать, что пандемия оказала огромное влияние на развитие социальной поддержки населения старшего возраста с помощью интернета и технологического прогресса, оказанием им помощи и поддержки в столь непредсказуемый период времени. Каждый гражданин преклонного возраста имеет права на различные виды пособий, выплат, льгот, государственной помощи, поблажек, но в связи с особенностями, коснувшимися всего мира и всех людей в целом, данный ряд услуг был преобразован в интернет-ресурсы, такие как "Госуслуги", "Сбербанк Онлайн", сайт департамента социальной защиты и волонтерских служб. Данное изменение оказало и положительный, и отрицательный характер.
Жизнь абсолютно всех граждан Российской Федерации колоссально изменилась в период пандемии, масштаб вируса охватила весь мир. Многие стали больше времени проводить дома, с семьей - это повод переосмыслить свое мировоззрение и расставить актуальные приоритеты в пользу старшего и молодого поколения. В целом наша жизнь перешла еще в режим онлайн, как никогда ранее. Оказание услуг как медицины, так и купле-продажи, образование, предпринимательская деятельность перешли в интернет, за этим неизбежное будущее. Большинство стало больше уделять внимание своему здоровью и ответственно соблюдать все рекомендованные меры, связанные с пандемией коронавируса.
Список литературы:
1.А.Е.Могутова «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА».
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/80625/1/m_th_a.e.mogutova_2020.pdf
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.02.2020 № 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов". [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202002070006
3. Постановлением правительства РФ N402 от 01.04.2020г. Было принято оформление больничных листов работающим пенсионерам 65+.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73730678/
4.Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2018 г. № 2950-р Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в РФ до 2025 г.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72039562/
5. Е.Закутина Социальные опросы, касаемо готовности населения к самоизоляции и переходу к пользованию информационных технологий.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://covid19.fom.ru/post/pozhilye-lyudi-v-usloviyah-pandemii-strah-ne-pomeha-optimizmu