Файл: Реферат по дисциплине экология на железнодорожном транспорте.docx
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(УфИПС – филиал СамГУПС)
реферат
по ДИСЦИПЛИНе
«ЭКОЛОгия на железнодорожном транспорте»,
«ЭКОЛОгические основы природопользования»
НА ТЕМУ
«Защита атмосферного воздуха от выбросов
ждт»
Выполнила студент гр. М-31
___________Исмагилов И.Р.
Проверил преподаватель
_____________Каллегина А.Р.
Уфа – 2022
Содержание
Введение…………………………………………………….3
1. Загрязнение атмосферного воздуха……………….……4
2. Атмосфероохранная деятельность в отрасли………..…5
3.Экологические измерительные системы……………….10
Заключение …………………………………………………12
Использованная литература……………………………….13
Введение
Значительная часть населения страны проживают на территориях, где уровни загрязнения воздуха, почв и вод превышают установленные нормативы. Одним из основных источников загрязнения является транспорт, в том числе и железнодорожный транспорт. Снизить уровень отрицательного воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую природную среду можно только при целенаправленном внедрении природоохранных мероприятий.
Вопрос о воздействии человека на окружающую среду находится в центре внимания специалистов и экологов всего мира. И это не случайно, так как крупнейшие глобальные экологические проблемы современности связаны именно с антропогенным загрязнение природы. Загрязнением называют поступление в окружающую природную среду любых твердых, жидких и газообразных веществ, микроорганизмов или энергий (в виде звуков, шумов, излучений) в количествах, вредных для здоровья человека, животных, состояний растений и экосистем. Без всякого преувеличения можно отметить, что воздействие человека на биосферу в целом и на отдельные ее компоненты (атмосферу, гидросферу, литосферу и биотические сообщества) достигло к настоящему времени беспрецедентных размеров. Современное состояние планеты Земля оценивается как глобальный экологический кризис. Таким образом, изучение различных типов загрязнений окружающей среды, рассмотрение причин их возникновения и вариантов решения складывающихся проблем является достаточно актуальным вопросом в современных науках.
-
Загрязнение атмосферного воздуха
К факторам неблагоприятного влияния железнодорожного транспорта на окружающую среду в первую очередь относят выброс вредных веществ в атмосферу.
Источниками загрязнения атмосферы является большое количество производственных объектов, подвижной состав. Это промывочно-попарочные и дезинфекционно-промывочные станции, шпалоремонтные и щебнеочистные заводы, локомотивные и вагонные депо. Работающие предприятия железнодорожного транспорта отличаются многообразием
производственных процессов и технологических операций. По выделению вредностей наибольшую опасность представляют собой помещения, где выполняются малярные работы, баббитозаливочные, по переработке полимеров, зарядке аккумуляторов, гальванические, сварочные, а также основные цеха щебеночных и шпалопропиточных заводов .
Сложный комплекс опасных вредных веществ выделяется в воздух при окраске подвижного состава (толуол, ксилол, красочный аэрозоль). Содержание их при пульверизационном способе окраски превышает допустимые нормы. В процессе сварочных и наплавочных работ выделяются окислы марганца и железа, окись углерода, фтористые соединения. При этом загрязнение воздушной среды теми или иными веществами зависит от типа обмазки применяемых электродов. Наименьшее загрязнение наблюдается при автоматической сварке под флюсом и электрошлаковой сварке. При механической обработке пластмасс выделяется пыль.
В машинном отделении тепловозов, в стойловой части депо, отделении ремонта топливной аппаратуры и других помещениях наблюдается загрязнение воздуха парами масляного аэрозоля, бензола, толуола, ксилола. Воздух в кузнечных и кузнечно-рессорных отделениях загрязняется угарным и сернистым газами, окислами азота, аэрозолем металлов, а в механическом отделении -окисью углерода, аэрозолем окислов железа и смазочно-охлаждающей жидкости и др.
Высокая запыленность воздуха отмечается в цехах щебеночных заводов на экипировочных пунктах локомотивных депо, в местах продувки тяговых двигателей тепловозов, а также пассажирских вагонов и вентиляционных каналов.
2. Атмосфероохранная деятельность в отрасли
Наиважнейшими мероприятиями по борьбе с загрязнением атмосферы от вредных веществ являются мероприятия по уменьшению их выделения. Этому служит механизация и автоматизация производственных процессов, уплотнение, герметизация и вакуумизация оборудования, создание поточных и непрерывных технологических линий,
замена вредных веществ менее вредными, а твердого топлива - газообразным.
Очищение промышленных выбросов в атмосферу на современных предприятиях является составной частью технологического процесса. Цель ее - предотвращение загрязнения атмосферного шара, удаление вредной пыли из технологического выброса, уменьшение механического износа оборудования из-за образования действия пыли, извлечение из отходов ценных продуктов и использование их в качестве повторного сырья .
Современной основой повышения экологичности транспорта становится энергосберегающая и безотходная технология .
Задачу снижения загрязнений атмосферы можно рассматривать применительно к стационарным транспортным предприятиям и к подвижным транспортным средствам. Обе задачи имеют свою специфику, и если по отношению к транспортным предприятиям пути решения близки или совпадают с направлением реализации задачи в промышленности, то для подвижных транспортных средств разрабатываются свои мероприятия, в результате осуществления которых обеспечивается снижение количества вредных веществ.
Очистка отработавших газов от пыли (твердых аэрозолей)
осуществляется с помощью электрофильтров и тканевых фильтров из термостойких материалов (включая металлические). Однако при указанных методах накапливаются большие массы вторичных отходов -шламов, создающих новые проблемы. Поэтому разрабатываются более совершенные технологические циклы, когда отходы перерабатываются в товарную продукцию.
Процессы и техника улавливания сернистого ангидрида значительно более сложны. Для этого применяют различные установки. Для улавливания сернистого ангидрида отдается предпочтение так называемому аммиачному и магнезитовому методам, позволяющим получать товарную серную кислоту и восстанавливать реагенты. Однако они остаются сложными и дорогостоящими. Поэтому ряд специалистов считает более экономичным процесс очистки топлива от серы перед сжиганием.
Для снижения вредности других компонентов дымовых газов предложен метод дожигания окиси углерода, углеводородов, аммиака, спиртов, альдегидов, фенолов в дополнительной малогабаритной камере сгорания (типа реактивных самолетных двигателей).
В настоящее время во всем мире ведутся исследовательские и
конструкторские работы, направленные на уменьшение и предотвращение загрязнения атмосферы транспортными средствами.
На железнодорожном транспорте источниками выбросов вредных веществ в атмосферу являются объекты производственных предприятий и подвижного состава. Значительный ущерб окружающей среде наносят производственные котельные. В зависимости от применяемого топлива при его сгорании выделяются различные количества вредных веществ.
Приготовление в депо сухого песка для локомотивов, его транспортировка и загрузка в тепловозы сопровождаются выделением в воздушную среду пыли и газообразных веществ, нанесение лакокрасочных покрытий способствует выделению в атмосферу паров растворителей, краски, путевая техника и тепловозы при сжигании топлива с выхлопными газами также выделяют вредные вещества.
Краткосрочная экологическая опасность на железной дороге связана с аварийными ситуациями при перевозке опасных грузов. Происходит утечка, просыпание, повреждение тары или подвижного состава и затем серьезные аварии и катастрофы. Доля его в загрязнении природы значительна. Только в процессе грузовых перевозок теряется около 10 % груза из-за неисправности обшивки вагонов, пыления грузов, перевозимых навалом в открытых вагонах, в результате различных аварийных ситуаций.
Загрязнение окружающей среды в результате аварий при перевозках опасных грузов различными сыпучими грузами при их загрузке, разгрузке и транспортировке, мусором и отходами предприятий железнодорожного
транспорта, все это негативно сказывается на состоянии окружающей природной среды.
Рассмотренные экологические последствия влияния железнодорожного транспорта не являются исчерпывающими и могут иметь другие проявления в конкретных ситуациях.
Основными направлениями снижения величины загрязнения окружающей среды являются:
-
рациональный выбор технологических процессов для производства готовой продукции и ее транспортирования; -
использование средств защиты окружающей среды и поддержание их в исправном состоянии .
К основным мерам для уменьшения негативного влияния железнодорожного транспорта на атмосферу окружающей среды можно отнести:
-
полную электрификацию железных дорог; -
использование высококачественного топлива для двигателей тепловозов и строительно-путевых машин; -
использование специальных вагонов для перевозок сыпучих грузов или использование специальных защитных покрытий для них; -
оборудование пассажирских вагонов резервуарами для туалетов; -
полную замену деревянных шпал на железобетонные; -
соблюдение норм выбросов в атмосферу на железнодорожных предприятиях; -
экологичную экспертизу проектов разнообразных объектов; -
разработку современных конструкций движущегося состава и малоотходных технологий на железнодорожных предприятиях; -
экономию всех видов материальных ресурсов и использование вторичного сырья; -
строгое соблюдение экологичного законодательства и нормативных актов; -
экологичное воспитание работников железнодорожного транспорта
Деятельность железнодорожного транспорта в наибольшей степени отражается на атмосфере в районах, где в качестве локомотивов
эксплуатируются тепловозы с дизельными силовыми установками. Так, основным источником загрязнения атмосферы при работе подвижного состава являются отработавшие газы тепловозов.
В настоящее время ведется большая работа по экономии энергии и топлива во всех службах железнодорожного транспорта.
Наибольшее влияние на результат экономии оказывают службы локомотивная и движения, которые в первую очередь ответственны за соблюдение весовых норм поездов и более широкое применение
тяжеловесных составов, а также за обеспечение возможности следования поездов с нормальными графиковыми скоростями с минимальным числом остановок, а лучше безостановочно в пределах тяговых участков.
Мерами борьбы с производственной пылью являются: организация общей и местной вентиляции, замена токсичных веществ нетоксичными, механизация и автоматизация процессов, влажная уборка помещений и др.
Основным и наиболее эффективным средством, способствующему созданию в производственных помещениях железнодорожного транспорта
нормальных санитарно-гигиенических и безопасных условий труда, является промышленная вентиляция. С ее помощью решается самая важная задача обеспечения в производственных помещениях необходимых
метеорологических параметров -температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха, а также предельно допустимой концентрации пыли и вредных газов.
При естественной вентиляции воздухообмен обеспечивается
разностью температур. Холодный или менее нагретый воздух поступает через открытые отверстия в нижней или средней зоне помещения, вытесняя при этом теплый воздух, выходящий наружу через отверстия в верхней зоне. Чем больше разность температур воздуха, тем интенсивнее происходит
воздухообмен.
К преимуществам естественной вентиляции следует отнести: простота устройства и эксплуатации, отсутствие расходов механической энергии, возможность хорошего проветривания больших помещений в результате многоразового изменения воздуха в течение короткого промежутка времени.