Файл: Реферат по дисциплине экология на железнодорожном транспорте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



(УфИПС – филиал СамГУПС)

реферат

по ДИСЦИПЛИНе

«ЭКОЛОгия на железнодорожном транспорте»,

«ЭКОЛОгические основы природопользования»

НА ТЕМУ

«Защита атмосферного воздуха от выбросов

ждт»

Выполнила студент гр. М-31

___________Исмагилов И.Р.

Проверил преподаватель

_____________Каллегина А.Р.

Уфа – 2022

Содержание

Введение…………………………………………………….3

1. Загрязнение атмосферного воздуха……………….……4

2. Атмосфероохранная деятельность в отрасли………..…5

3.Экологические измерительные системы……………….10

Заключение …………………………………………………12

Использованная литература……………………………….13

Введение
Значительная часть населения страны проживают на территориях, где уровни загрязнения воздуха, почв и вод превышают установленные нормативы. Одним из основных источников загрязнения является транспорт, в том числе и железнодорожный транспорт. Снизить уровень отрицательного воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую природную среду можно только при целенаправленном внедрении природоохранных мероприятий.

Вопрос о воздействии человека на окружающую среду находится в центре внимания специалистов и экологов всего мира. И это не случайно, так как крупнейшие глобальные экологические проблемы современности связаны именно с антропогенным загрязнение природы. Загрязнением называют поступление в окружающую природную среду любых твердых, жидких и газообразных веществ, микроорганизмов или энергий (в виде звуков, шумов, излучений) в количествах, вредных для здоровья человека, животных, состояний растений и экосистем. Без всякого преувеличения можно отметить, что воздействие человека на биосферу в целом и на отдельные ее компоненты (атмосферу, гидросферу, литосферу и биотические сообщества) достигло к настоящему времени беспрецедентных размеров. Современное состояние планеты Земля оценивается как глобальный экологический кризис. Таким образом, изучение различных типов загрязнений окружающей среды, рассмотрение причин их возникновения и вариантов решения складывающихся проблем является достаточно актуальным вопросом в современных науках.




  1. Загрязнение атмосферного воздуха

К факторам неблагоприятного влияния железнодорожного транспорта на окружающую среду в первую очередь относят выброс вредных веществ в атмосферу.

Источниками загрязнения атмосферы является большое количество производственных объектов, подвижной состав. Это промывочно-попарочные и дезинфекционно-промывочные станции, шпалоремонтные и щебнеочистные заводы, локомотивные и вагонные депо. Работающие предприятия железнодорожного транспорта отличаются многообразием

производственных процессов и технологических операций. По выделению вредностей наибольшую опасность представляют собой помещения, где выполняются малярные работы, баббитозаливочные, по переработке полимеров, зарядке аккумуляторов, гальванические, сварочные, а также основные цеха щебеночных и шпалопропиточных заводов .

Сложный комплекс опасных вредных веществ выделяется в воздух при окраске подвижного состава (толуол, ксилол, красочный аэрозоль). Содержание их при пульверизационном способе окраски превышает допустимые нормы. В процессе сварочных и наплавочных работ выделяются окислы марганца и железа, окись углерода, фтористые соединения. При этом загрязнение воздушной среды теми или иными веществами зависит от типа обмазки применяемых электродов. Наименьшее загрязнение наблюдается при автоматической сварке под флюсом и электрошлаковой сварке. При механической обработке пластмасс выделяется пыль.

В машинном отделении тепловозов, в стойловой части депо, отделении ремонта топливной аппаратуры и других помещениях наблюдается загрязнение воздуха парами масляного аэрозоля, бензола, толуола, ксилола. Воздух в кузнечных и кузнечно-рессорных отделениях загрязняется угарным и сернистым газами, окислами азота, аэрозолем металлов, а в механическом отделении -окисью углерода, аэрозолем окислов железа и смазочно-охлаждающей жидкости и др.

Высокая запыленность воздуха отмечается в цехах щебеночных заводов на экипировочных пунктах локомотивных депо, в местах продувки тяговых двигателей тепловозов, а также пассажирских вагонов и вентиляционных каналов.

2. Атмосфероохранная деятельность в отрасли

Наиважнейшими мероприятиями по борьбе с загрязнением атмосферы от вредных веществ являются мероприятия по уменьшению их выделения. Этому служит механизация и автоматизация производственных процессов, уплотнение, герметизация и вакуумизация оборудования, создание поточных и непрерывных технологических линий,

замена вредных веществ менее вредными, а твердого топлива - газообразным.

Очищение промышленных выбросов в атмосферу на современных предприятиях является составной частью технологического процесса. Цель ее - предотвращение загрязнения атмосферного шара, удаление вредной пыли из технологического выброса, уменьшение механического износа оборудования из-за образования действия пыли, извлечение из отходов ценных продуктов и использование их в качестве повторного сырья .

Современной основой повышения экологичности транспорта становится энергосберегающая и безотходная технология .

Задачу снижения загрязнений атмосферы можно рассматривать применительно к стационарным транспортным предприятиям и к подвижным транспортным средствам. Обе задачи имеют свою специфику, и если по отношению к транспортным предприятиям пути решения близки или совпадают с направлением реализации задачи в промышленности, то для подвижных транспортных средств разрабатываются свои мероприятия, в результате осуществления которых обеспечивается снижение количества вредных веществ.

Очистка отработавших газов от пыли (твердых аэрозолей)

осуществляется с помощью электрофильтров и тканевых фильтров из термостойких материалов (включая металлические). Однако при указанных методах накапливаются большие массы вторичных отходов -шламов, создающих новые проблемы. Поэтому разрабатываются более совершенные технологические циклы, когда отходы перерабатываются в товарную продукцию.

Процессы и техника улавливания сернистого ангидрида значительно более сложны. Для этого применяют различные установки. Для улавливания сернистого ангидрида отдается предпочтение так называемому аммиачному и магнезитовому методам, позволяющим получать товарную серную кислоту и восстанавливать реагенты. Однако они остаются сложными и дорогостоящими. Поэтому ряд специалистов считает более экономичным процесс очистки топлива от серы перед сжиганием.

Для снижения вредности других компонентов дымовых газов предложен метод дожигания окиси углерода, углеводородов, аммиака, спиртов, альдегидов, фенолов в дополнительной малогабаритной камере сгорания (типа реактивных самолетных двигателей).

В настоящее время во всем мире ведутся исследовательские и

конструкторские работы, направленные на уменьшение и предотвращение загрязнения атмосферы транспортными средствами.

На железнодорожном транспорте источниками выбросов вредных веществ в атмосферу являются объекты производственных предприятий и подвижного состава. Значительный ущерб окружающей среде наносят производственные котельные. В зависимости от применяемого топлива при его сгорании выделяются различные количества вредных веществ.

Приготовление в депо сухого песка для локомотивов, его транспортировка и загрузка в тепловозы сопровождаются выделением в воздушную среду пыли и газообразных веществ, нанесение лакокрасочных покрытий способствует выделению в атмосферу паров растворителей, краски, путевая техника и тепловозы при сжигании топлива с выхлопными газами также выделяют вредные вещества.
Краткосрочная экологическая опасность на железной дороге связана с аварийными ситуациями при перевозке опасных грузов. Происходит утечка, просыпание, повреждение тары или подвижного состава и затем серьезные аварии и катастрофы. Доля его в загрязнении природы значительна. Только в процессе грузовых перевозок теряется около 10 % груза из-за неисправности обшивки вагонов, пыления грузов, перевозимых навалом в открытых вагонах, в результате различных аварийных ситуаций.

Загрязнение окружающей среды в результате аварий при перевозках опасных грузов различными сыпучими грузами при их загрузке, разгрузке и транспортировке, мусором и отходами предприятий железнодорожного

транспорта, все это негативно сказывается на состоянии окружающей природной среды.
Рассмотренные экологические последствия влияния железнодорожного транспорта не являются исчерпывающими и могут иметь другие проявления в конкретных ситуациях.

Основными направлениями снижения величины загрязнения окружающей среды являются:

  • рациональный выбор технологических процессов для производства готовой продукции и ее транспортирования;

  • использование средств защиты окружающей среды и поддержание их в исправном состоянии .

К основным мерам для уменьшения негативного влияния железнодорожного транспорта на атмосферу окружающей среды можно отнести:

  • полную электрификацию железных дорог;

  • использование высококачественного топлива для двигателей тепловозов и строительно-путевых машин;

  • использование специальных вагонов для перевозок сыпучих грузов или использование специальных защитных покрытий для них;

  • оборудование пассажирских вагонов резервуарами для туалетов;

  • полную замену деревянных шпал на железобетонные;

  • соблюдение норм выбросов в атмосферу на железнодорожных предприятиях;

  • экологичную экспертизу проектов разнообразных объектов;

  • разработку современных конструкций движущегося состава и малоотходных технологий на железнодорожных предприятиях;

  • экономию всех видов материальных ресурсов и использование вторичного сырья;

  • строгое соблюдение экологичного законодательства и нормативных актов;

  • экологичное воспитание работников железнодорожного транспорта


Деятельность железнодорожного транспорта в наибольшей степени отражается на атмосфере в районах, где в качестве локомотивов

эксплуатируются тепловозы с дизельными силовыми установками. Так, основным источником загрязнения атмосферы при работе подвижного состава являются отработавшие газы тепловозов.

В настоящее время ведется большая работа по экономии энергии и топлива во всех службах железнодорожного транспорта.

Наибольшее влияние на результат экономии оказывают службы локомотивная и движения, которые в первую очередь ответственны за соблюдение весовых норм поездов и более широкое применение

тяжеловесных составов, а также за обеспечение возможности следования поездов с нормальными графиковыми скоростями с минимальным числом остановок, а лучше безостановочно в пределах тяговых участков.
Мерами борьбы с производственной пылью являются: организация общей и местной вентиляции, замена токсичных веществ нетоксичными, механизация и автоматизация процессов, влажная уборка помещений и др.

Основным и наиболее эффективным средством, способствующему созданию в производственных помещениях железнодорожного транспорта

нормальных санитарно-гигиенических и безопасных условий труда, является промышленная вентиляция. С ее помощью решается самая важная задача обеспечения в производственных помещениях необходимых

метеорологических параметров -температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха, а также предельно допустимой концентрации пыли и вредных газов.

При естественной вентиляции воздухообмен обеспечивается

разностью температур. Холодный или менее нагретый воздух поступает через открытые отверстия в нижней или средней зоне помещения, вытесняя при этом теплый воздух, выходящий наружу через отверстия в верхней зоне. Чем больше разность температур воздуха, тем интенсивнее происходит

воздухообмен.

К преимуществам естественной вентиляции следует отнести: простота устройства и эксплуатации, отсутствие расходов механической энергии, возможность хорошего проветривания больших помещений в результате многоразового изменения воздуха в течение короткого промежутка времени.