Файл: 1. Логопедическое обследование детей с алалией.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Многие дети с алалией получают начальную помощь у логопедов в детских поликлиниках и психоневрологических диспансерах.

Обучение речи наиболее тяжелых детей идет успешнее в условиях стационара, где есть возможность целенаправленно осуществлять весь комплекс: медико-психолого-педагогических мероприятий, направленных на развитие речи и личности ребенка с алалией, обеспечить контакт в работе логопеда, воспитателя, врача.

Логопедическая работа эффективна только при систематическом специфическом лечении ребенка.

Мощным источником речевого развития таких детей является их общение с нормально говорящими людьми. Хотя общение и не считается единственным фактором, определяющим уровень развития речи и познавательной активности, наиболее эффективным оказывается формирование речи в процессе коммуникации на основе максимального развития активности общения и познавательных возможностей детей.

Работа производится преимущественно в группе, при этом используется детская подражательность, создается эмоциональный фон, эффект соревнования, у детей формируется навык коллективной работы, что важно для предстоящего школьного обучения и социальной адаптации.

Работа строится индивидуализированно в зависимости от речевых и личностных особенностей детей. Дифференцированные приемы работы делают коррекционное воздействие наиболее результативным.

Дети овладевают речевыми навыками неравномерно даже при относительно одинаковых условиях обучения и воспитания. Отмечен неравномерный темп усвоения речевого материала разными детьми. Авторы называют различные сроки ликвидации алалии: одни считают, что достаточно нескольких месяцев (Либманн, 1924), другие полагают, что работа должна вестись годами и прогноз неопределенный (М. В. Богданов-Березовский, 1909). По мнению В. К. Орфинской, Л. В. Мелеховой, вопрос о сроках начала работы и продолжительности ее должен решаться в каждом случае особо, исходя из характера и степени речевого недоразвития, из индивидуальных особенностей ребенка и других факторов. Наиболее благоприятным возрастом для начала работы являются 3—4 года, когда у ребенка появляется стремление к знаниям, необходимые для работы активность, осознанность, заинтересованность, критичность.

Положительная динамика при алалии выявляется при учете следующих факторов: раннее распознавание недоразвития, своевременное предупреждение вторичных отклонений,

учет нормального онтогенеза, системность воздействия на все компоненты речи с преимущественным акцентом на преодоление лексико-грамматического недоразвития, дифференцированный подход к детям, формирование речи с одновременным воздействием на сенсорно-интеллектуальную и аффективно-волевую сферу, единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности и др.



12. Развитие психологической базы речи у детей с моторной алалией.

15. Виды аграмматизма.

Аграмматизм – нарушение речи, характеризующееся затруднением или неспособностью воспринимать и выстраивать грамматические конструкции – фразы, предложения, тексты. Человек с данным нарушением способен понимать простые короткие предложения с классическим порядком слов. Собственная речь характеризуется неправильным употреблением склонений, спряжений, ошибками в согласовании и управлении в предложении, пропусками предлогов и слов, нелогичной расстановкой слов, а также невозможностью повторить фразу. В письменной речи аграмматизмы проявляются в аграмматической дисграфии и аграмматической дислексии (нарушения процессов письма и чтения).

В логопедии выделяют 2 вида аграмматизма:

1. Импрессивный: обусловлен непониманием грамматических конструкций частично или полностью.

2. Экспрессивный: характеризуется несформированностью или распадом способности правильного применения грамматических норм в собственной речи.

По уровню сформированности (сохранности) грамматических процессов выделяют 3 степени аграмматизма от легкой до тяжелой:

• легкая степень: нарушаются правила склонения по родам, числам, падежам; повторная речь без ошибок;

• средняя степень: предложения короткие, с нарушением синтаксических норм; повторная речь затруднена;

• тяжелая степень: предложения однословные; повторная речь практически невозможна.

Аграмматизм характерен для тяжелых речевых расстройств:

• ОНР (общего недоразвития речи);

• алалии (несформированности речевой деятельности у детей);

• афазии (распад речевой деятельности).

Кроме того, аграмматизм типичен для детей с ЗПР (задержкой психического развития), олигофренией (умственной отсталостью), аутизмом, а также для людей, страдающих нарушениями слуха.

Степень выраженности аграмматизма при интеллектуальных нарушениях зависит от степени сохранности интеллекта. У людей, страдающих тугоухостью, зачастую диагностируется тотальный аграмматизм, не поддающийся коррекции и обусловленный неточностью или невозможностью восприятия на слух правильных речевых образцов.

17. Комплексный подход к устранению алалии.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.


При алалии запаздывает созревание нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое развитие, оставаясь на молодой незрелой стадии — нейробластов. Алалия — не просто временная функциональная задержка речевого развития. При этом нарушении весь процесс становления речи проходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы.

Дети с общим недоразвитием речи, обусловленным алалией, нуждаются в комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий:

1. Соблюдение режима дня

2. Закаливание организма, водные процедуры

3. Физиотерапия

Физиотерапевтические процедуры — достаточно действенный дополнительный способ лечения тяжелых нарушений речи. Физиотерапия будит внутренние резервы организма, активизирует важнейшие биохимические процессы, нормализует работу нервно-мышечного аппарата, центральной и вегетативной нервной системы. Чаще всего при речевых расстройствах назначают лазеротерапию, магнитотерапию, электролечение (электрофорез, ДМВ, электропунктура), водолечение, иглоукалывание и т. д.

Очень эффективна нейростимуляция речевых зон (отвечающих за дикцию, словарный запас, желание вступать в речевой контакт, понимание обращенной речи, навык построения сложных предложений). – это целенаправленное воздействие низкочастотными импульсами тока на биологически активные точки и зоны, находящиеся на поверхности кожного покрова человека и отвечающие за проведение импульса по нервным путям в определённый участок головного и спинного мозга. Схемы лечения подбираются индивидуально - с учетом особенностей задержки развития у каждого ребенка.

4. Массаж , артикуляционная гимнастика.

Детям с алалией (как и всем речевикам) показан общий и логопедический массаж. Логопедический массаж – это массаж той мускулатуры, которая участвует в произнесении звуков. Проводится он либо руками, либо специальными зондами и способствует нормализации подвижности и тонуса речевых мышц - губ, щек, языка.

5. Логоритмика, лечебная физкультура

Важное значение имеет развитие двигательных функций и коррекция даже нерезко выраженных двигательных нарушений. Для развития движений важны игры с пением и музыкальным сопровождением. Ребенок учится слушать песни, понимать их содержание и выполнять действия в соответствии с содержанием. Необходимо также тренировать ребенка в равновесии, формировать у него так называемую перекрестную координацию движений. Например, в положении лежа на спине одновременно поднимаются вверх правая рука и левая нога или они отводятся в сторону. Такие упражнения можно делать сидя и стоя.


6. Систематические занятия с дефектологом, логопедом.

Для успешной коррекционной работы с детьми, страдающими алалией, очень важна педагогическая диагностика уровня речевого развития и разработка содержания и методов поэтапного коррекционного воздействия. Хочется отметить, что даже самый опытный специалист не укажет точных сроков долгожданного улучшения речевого развития. Этот процесс идет медленно, постепенно, у каждого ребенка по-разному. Работа по развитию речи идет параллельно с развитием ее психологической базы. Для родителей важно знать, что же это такое. Вот примерные направления формирования психологической базы речи:

1. Формирование зрительного, слухового, тактильного восприятия

Важно:

· научить ребенка соотносить предмет с его контурным изображением путем наложения (доски сегена);

· научить составлять предмет из составных частей различного количества;

· научить различать звуки по звуковысотным характеристикам на материале звучащих игрушек;

· научить определять направление звучания на материале звучащих игрушек (металлофон, дудочка, барабан, погремушка, ксилофон, колокольчик, трещотка);

· научить узнавать предметы на ощупь, по контуру, фактуре, величине, форме.

2. Развитие памяти

Важно:

- довести объем кратковременной памяти приблизительно до 7-9 элементов, слуховой — до 7 элементов.

- научить запоминать в определенном порядке количество элементов (в зависимости от возраста обследуемого) на материале предметных картинок, геометрических форм, цифр, серий слов.

3. Развитие мышления

Важно:

· научить предметному обобщению по форме, цвету, величине (игры: «Цвет и форма», «Сравни и подбери», доски Сегена (цыплята, яблочки, телефоны, черепахи, ботинки), «Логические блоки Дьенеша»). Используются предметы одного вида;

· научить обобщению по внешним признакам независимо от функций предметов (банан, лимон, желтые часы — все желтое).

- родо-видовые обобщения: фрукты, овощи, животные и т.д. (Игры: «Побери картинку», «Четвертый лишний», «Парочки», «Речевое лото», «Занимательные квадраты», «Мое — не мое», «Раздели на группы»)

- логический признак живой-неживой (игры: «Подбери картинку», «Отгадай загадку», «Четвертый лишний», «Логический поезд», «Логический домик», «Занимательные квадраты»).

- научить располагать предметы в определенной последовательности по следующим признакам: · по размеру; · по высоте; · по длине;

35.Комплексный подход к устранению алалии.