ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Многие дети с алалией получают начальную помощь у логопедов в детских поликлиниках и психоневрологических диспансерах.
Обучение речи наиболее тяжелых детей идет успешнее в условиях стационара, где есть возможность целенаправленно осуществлять весь комплекс: медико-психолого-педагогических мероприятий, направленных на развитие речи и личности ребенка с алалией, обеспечить контакт в работе логопеда, воспитателя, врача.
Логопедическая работа эффективна только при систематическом специфическом лечении ребенка.
Мощным источником речевого развития таких детей является их общение с нормально говорящими людьми. Хотя общение и не считается единственным фактором, определяющим уровень развития речи и познавательной активности, наиболее эффективным оказывается формирование речи в процессе коммуникации на основе максимального развития активности общения и познавательных возможностей детей.
Работа производится преимущественно в группе, при этом используется детская подражательность, создается эмоциональный фон, эффект соревнования, у детей формируется навык коллективной работы, что важно для предстоящего школьного обучения и социальной адаптации.
Работа строится индивидуализированно в зависимости от речевых и личностных особенностей детей. Дифференцированные приемы работы делают коррекционное воздействие наиболее результативным.
Дети овладевают речевыми навыками неравномерно даже при относительно одинаковых условиях обучения и воспитания. Отмечен неравномерный темп усвоения речевого материала разными детьми. Авторы называют различные сроки ликвидации алалии: одни считают, что достаточно нескольких месяцев (Либманн, 1924), другие полагают, что работа должна вестись годами и прогноз неопределенный (М. В. Богданов-Березовский, 1909). По мнению В. К. Орфинской, Л. В. Мелеховой, вопрос о сроках начала работы и продолжительности ее должен решаться в каждом случае особо, исходя из характера и степени речевого недоразвития, из индивидуальных особенностей ребенка и других факторов. Наиболее благоприятным возрастом для начала работы являются 3—4 года, когда у ребенка появляется стремление к знаниям, необходимые для работы активность, осознанность, заинтересованность, критичность.
Положительная динамика при алалии выявляется при учете следующих факторов: раннее распознавание недоразвития, своевременное предупреждение вторичных отклонений,
учет нормального онтогенеза, системность воздействия на все компоненты речи с преимущественным акцентом на преодоление лексико-грамматического недоразвития, дифференцированный подход к детям, формирование речи с одновременным воздействием на сенсорно-интеллектуальную и аффективно-волевую сферу, единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности и др.
12. Развитие психологической базы речи у детей с моторной алалией.
15. Виды аграмматизма.
Аграмматизм – нарушение речи, характеризующееся затруднением или неспособностью воспринимать и выстраивать грамматические конструкции – фразы, предложения, тексты. Человек с данным нарушением способен понимать простые короткие предложения с классическим порядком слов. Собственная речь характеризуется неправильным употреблением склонений, спряжений, ошибками в согласовании и управлении в предложении, пропусками предлогов и слов, нелогичной расстановкой слов, а также невозможностью повторить фразу. В письменной речи аграмматизмы проявляются в аграмматической дисграфии и аграмматической дислексии (нарушения процессов письма и чтения).
В логопедии выделяют 2 вида аграмматизма:
1. Импрессивный: обусловлен непониманием грамматических конструкций частично или полностью.
2. Экспрессивный: характеризуется несформированностью или распадом способности правильного применения грамматических норм в собственной речи.
По уровню сформированности (сохранности) грамматических процессов выделяют 3 степени аграмматизма от легкой до тяжелой:
• легкая степень: нарушаются правила склонения по родам, числам, падежам; повторная речь без ошибок;
• средняя степень: предложения короткие, с нарушением синтаксических норм; повторная речь затруднена;
• тяжелая степень: предложения однословные; повторная речь практически невозможна.
Аграмматизм характерен для тяжелых речевых расстройств:
• ОНР (общего недоразвития речи);
• алалии (несформированности речевой деятельности у детей);
• афазии (распад речевой деятельности).
Кроме того, аграмматизм типичен для детей с ЗПР (задержкой психического развития), олигофренией (умственной отсталостью), аутизмом, а также для людей, страдающих нарушениями слуха.
Степень выраженности аграмматизма при интеллектуальных нарушениях зависит от степени сохранности интеллекта. У людей, страдающих тугоухостью, зачастую диагностируется тотальный аграмматизм, не поддающийся коррекции и обусловленный неточностью или невозможностью восприятия на слух правильных речевых образцов.
17. Комплексный подход к устранению алалии.
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
При алалии запаздывает созревание нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое развитие, оставаясь на молодой незрелой стадии — нейробластов. Алалия — не просто временная функциональная задержка речевого развития. При этом нарушении весь процесс становления речи проходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы.
Дети с общим недоразвитием речи, обусловленным алалией, нуждаются в комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий:
1. Соблюдение режима дня
2. Закаливание организма, водные процедуры
3. Физиотерапия
Физиотерапевтические процедуры — достаточно действенный дополнительный способ лечения тяжелых нарушений речи. Физиотерапия будит внутренние резервы организма, активизирует важнейшие биохимические процессы, нормализует работу нервно-мышечного аппарата, центральной и вегетативной нервной системы. Чаще всего при речевых расстройствах назначают лазеротерапию, магнитотерапию, электролечение (электрофорез, ДМВ, электропунктура), водолечение, иглоукалывание и т. д.
Очень эффективна нейростимуляция речевых зон (отвечающих за дикцию, словарный запас, желание вступать в речевой контакт, понимание обращенной речи, навык построения сложных предложений). – это целенаправленное воздействие низкочастотными импульсами тока на биологически активные точки и зоны, находящиеся на поверхности кожного покрова человека и отвечающие за проведение импульса по нервным путям в определённый участок головного и спинного мозга. Схемы лечения подбираются индивидуально - с учетом особенностей задержки развития у каждого ребенка.
4. Массаж , артикуляционная гимнастика.
Детям с алалией (как и всем речевикам) показан общий и логопедический массаж. Логопедический массаж – это массаж той мускулатуры, которая участвует в произнесении звуков. Проводится он либо руками, либо специальными зондами и способствует нормализации подвижности и тонуса речевых мышц - губ, щек, языка.
5. Логоритмика, лечебная физкультура
Важное значение имеет развитие двигательных функций и коррекция даже нерезко выраженных двигательных нарушений. Для развития движений важны игры с пением и музыкальным сопровождением. Ребенок учится слушать песни, понимать их содержание и выполнять действия в соответствии с содержанием. Необходимо также тренировать ребенка в равновесии, формировать у него так называемую перекрестную координацию движений. Например, в положении лежа на спине одновременно поднимаются вверх правая рука и левая нога или они отводятся в сторону. Такие упражнения можно делать сидя и стоя.
6. Систематические занятия с дефектологом, логопедом.
Для успешной коррекционной работы с детьми, страдающими алалией, очень важна педагогическая диагностика уровня речевого развития и разработка содержания и методов поэтапного коррекционного воздействия. Хочется отметить, что даже самый опытный специалист не укажет точных сроков долгожданного улучшения речевого развития. Этот процесс идет медленно, постепенно, у каждого ребенка по-разному. Работа по развитию речи идет параллельно с развитием ее психологической базы. Для родителей важно знать, что же это такое. Вот примерные направления формирования психологической базы речи:
1. Формирование зрительного, слухового, тактильного восприятия
Важно:
· научить ребенка соотносить предмет с его контурным изображением путем наложения (доски сегена);
· научить составлять предмет из составных частей различного количества;
· научить различать звуки по звуковысотным характеристикам на материале звучащих игрушек;
· научить определять направление звучания на материале звучащих игрушек (металлофон, дудочка, барабан, погремушка, ксилофон, колокольчик, трещотка);
· научить узнавать предметы на ощупь, по контуру, фактуре, величине, форме.
2. Развитие памяти
Важно:
- довести объем кратковременной памяти приблизительно до 7-9 элементов, слуховой — до 7 элементов.
- научить запоминать в определенном порядке количество элементов (в зависимости от возраста обследуемого) на материале предметных картинок, геометрических форм, цифр, серий слов.
3. Развитие мышления
Важно:
· научить предметному обобщению по форме, цвету, величине (игры: «Цвет и форма», «Сравни и подбери», доски Сегена (цыплята, яблочки, телефоны, черепахи, ботинки), «Логические блоки Дьенеша»). Используются предметы одного вида;
· научить обобщению по внешним признакам независимо от функций предметов (банан, лимон, желтые часы — все желтое).
- родо-видовые обобщения: фрукты, овощи, животные и т.д. (Игры: «Побери картинку», «Четвертый лишний», «Парочки», «Речевое лото», «Занимательные квадраты», «Мое — не мое», «Раздели на группы»)
- логический признак живой-неживой (игры: «Подбери картинку», «Отгадай загадку», «Четвертый лишний», «Логический поезд», «Логический домик», «Занимательные квадраты»).
- научить располагать предметы в определенной последовательности по следующим признакам: · по размеру; · по высоте; · по длине;
35.Комплексный подход к устранению алалии.