Файл: Вопрос 1 какие черты жития присутствуют в произведении о петре и февронии муромских.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Представь мне щеголя, кто тем вздымает нос,
Что целый мыслит век о красоте волос.
Связь с сатирой наглядно проявляется в содержании ранних сумароковских комедий, к которым относятся «Тресотиниус», «Чудовищи», «Пустая ссора». Композиционная структура этих пьес складывается из фарсовых сценок, сцементированных несложным сюжетом, восходящим обычно к схемам итальянской комедии масок. Педанты и хвастливые вояки, подьячие и петиметры выступают женихами дочерей, за которыми стоят забитые своими сварливыми супругами отцы. Активную роль в развенчании незадачливых искателей выполняют ловкие слуги и служанки. Сюжетная фабула в ранних комедиях Сумарокова очень слабо заявлена и служит всего лишь своеобразным каркасом, организующим последовательность самовыявления обличаемых персонажей, каждый из которых персонифицировал тот или иной порок. Впрочем, уже в этих ранних фарсовых комедиях Сумарокова наблюдаются отдельные детали, по-своему подготавливавшие проблематику и приемы фонвизинских комедий.
Показательно, что Фонвизин находит один конструктивный прием сатирического обличения, который позднее, в комедии «Недоросль», явится едва ли не основополагающим принципом типизации отрицательных персонажей. Имеется ввиду мотив уподобления человека животному, благодаря чему мерилом нравственных достоинств такого человека становятся качества, присущие скоту. В комедии «Недоросль» Фонвизин положит приём, под названием «говорящие фамилии» в основу типизации семейства Скотининых, подчеркнув это самой фамилией его членов.
Гоголь подчеркивает отсутствие в «Недоросле» любовной интриги, традиционной в обычных комедиях, и дает определение новаторского характера произведений Фонвизина и Грибоедова: «Их можно назвать истинно-общественными комедиями, и подобного выражения, сколько мне кажется, не принимала еще комедия ни у одного из народов». Исследователи обычно главное внимание сосредоточивают на выводе Гоголя относительно «общественного» характера «Недоросля» и в нем видят ключ к пониманию «высшего содержания» пьесы. При этом остается в стороне очень важное предыдущее замечание Гоголя, что с заботой драматурга о внутреннем замысле и цели комедии связано ее художественное несовершенство и что цель и замысел в конечном счете сатирические. Стремление драматурга донести до зрителей «высшее содержание» своей комедии отодвигало, по мнению Гоголя, на второй план заботу о гармонической соотносимости частей композиции и естественности развития драматического действия.