Файл: Педагогические особенности обучения и совершенствования техники гребли у байдаристов.docx
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования«Южный федеральный университет»
Академия физической культуры и спорта
Кафедра спортивных дисциплин
Бурменская Юлия Юрьевна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ГРЕБЛИ У БАЙДАРИСТОВ
Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) «Физическая культура и иностранный язык»
Научный руководитель –
к.м.н., доцент Фомин Виктор Леонидович
Ростов–на–Дону, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
РЕФЕРАТ | |
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................... | 3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ГРЕБЛИ БАЙДАРИСТОВ ..................................................................................... | 5 |
1.1 Характеристика вида спорта гребля на байдарках ........................... | 5 |
1.2 Техника гребли на байдарках ............................................................. | 6 |
1.3. Педагогические принципы обучения и совершенствования спортивной техники в современной системе спортивной подготовки | 14 |
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ....... | 22 |
2.1. Методы исследования ........................................................................ | 22 |
2.2. Организация исследования ............................................................... | 23 |
ГЛАВА 3.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАЙДАРИСТОВ ....................... | 27 |
3.1 Направленность и содержание технической подготовки байдаристов экспериментальной группы ........................................... | 27 |
3.2 Факторы, влияющие на процесс обучения и совершенствования техники гребли байдаристов, которые мы учитывали ...................... | 32 |
3.3 Результаты эксперимента и их обсуждение ..................................... | 34 |
ВЫВОДЫ ................................................................................................. | 38 |
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ .............................................. | 39 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ................................ | 40 |
ПРИЛОЖЕНИЯ ..................................................................................... | 47 |
РЕФЕРАТ
Работа содержит 47 страниц, 2 таблицы и 50 источников литературы.
Ключевые слова: техника гребли, система спортивной подготовки, подготовительные упражнения, вариативная техника гребли
Объект исследования: – процесс технической подготовки гребцов байдарочников.
Предмет исследования: – педагогические особенности обучения и совершенствования техники гребли байдарочников.
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию методики технической подготовки гребцов на основе учета педагогических особенностей обучения и совершенствования техники гребли байдарочников.
Гипотеза исследования: мы предположили, что включение в тренировочный процесс байдарочников, комплекса специальных упражнений, направленных на повышение вариативности техники гребли с учетом педагогических особенностей обучения и совершенствования техники гребли позволит повысить эффективность технической подготовки.
Выводы:
1. Анализ литературных источников позволил нам выявить, что педагогическими особенностями при обучении техники гребли байдарочников являются: опережающее развитие координационных способностей (равновесие, ритм), а при совершенствовании техники формирование чувства: «воды», лодки, партнера.
2. Установлено, что гребля на байдарке предъявляет высокие требования к формированию вариативной техники гребка, что предполагает применение в тренировочном процессе начиная с этапа начальной подготовки широкого спектра игровых и вариативных методов тренировки.
3. Определено, что наиболее эффективными средствами совершенствования технического мастерства гребцов байдарочников являются: гребля с произвольной сменой динамики, темпа и ритма гребков, изменением степени наклона и разворота туловища. Включение в тренировку гребли по ветру и против ветра, по течению и против течения, по мелководью, при боковом ветре. С закрытыми глазами для формирования чувства воды, лодки, партнера.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется тем что гребля на байдарках относится к видам спорта, которые требуют от спортсмена высокого уровня развития, координационных, скоростно-силовых способностей и выносливости в сочетании с высоким уровнем освоенности техники гребли. В отличии от многих других циклических видов спорта, соревнования гребцов могут проводиться в достаточно широком диапазоне температуры воды и воздуха, направления и скорости ветра и подводных течений, плотности воды и др. что предопределяет помимо высочайшего уровня освоения техники гребли, также способность к быстрому ее перестроению (адаптации), в зависимости от изменяющихся внешних условий.
Поэтому значимость обучения и совершенствования техники гребли байдаристов для спортивного результата имеет первостепенное значение. Учитывая, что в результате естественного физического развития и с ростом спортивного мастерства у гребца изменяются морфологические и функциональные характеристики, которые непосредственно или опосредовано влияют на технику гребли, актуальность совершенствования техники гребли сохраняется на всех этапах спортивной подготовки и карьеры байдариста.
Современная практика спортивной подготовки гребцов показывает, что в настоящее время разработанные специалистами педагогические основы обучения и совершенствования техники гребли байдарочников по разным причинам часто не учитываются в полной мере в спортивной подготовке гребцов, что и определило актуальность выбранной нами темы исследования.
Объект исследования: – процесс технической подготовки гребцов байдарочников.
Предмет исследования: – педагогические особенности обучения и совершенствования техники гребли байдарочников.
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию методики технической подготовки гребцов на основе учета педагогических особенностей обучения и совершенствования техники гребли байдарочников.
Гипотеза исследования: мы предположили, что включение в тренировочный процесс байдарочников, комплекса специальных упражнений, направленных на повышение вариативности техники гребли с учетом педагогических особенностей обучения и совершенствования техники гребли позволит повысить эффективность технической подготовки.
Задачи настоящего исследования:
1. Провести анализ научной и методической литературы по проблеме педагогических особенностей обучения и совершенствования техники гребли байдарочников;
2. Выявить педагогические особенности обучения и совершенствования техники гребли байдарочников;
3. Разработать комплекс специальных упражнений, направленных на повышение вариативности техники гребли байдарочников с учетом выявленных педагогических особенностей обучения и совершенствования техники гребли и экспериментально проверить его эффективность.
Практическая значимость: исследования определяется тем, что полученные результаты можно использовать в практике спортивной подготовки не только гребцов, но в других видах спорта, в которых спортивный результат существенно зависит от вариативности техники
Структура работы: состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения, включает: 2 таблицы, 50 использованных источника, 5 приложений, всего 59 страниц текста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ГРЕБЛИ БАЙДАРОЧНИКОВ
1.1 Характеристика спортивной дисциплины - гребля на байдарках
В гребле на байдарках мужчины и женщины соревнуются на дистанциях: 200м, 500м, 1000м, 2000м, 5000м, 10000м, 20000м, 42000 м, а также на сверх сверхдлинных дистанциях. В программе Олимпийских игр гребля на байдарках представлена следующими дисциплинами:
- 200 м (байдарка-одиночка и двойка), мужчины и женщины;
- 1000 м (байдарка-одиночка и двойка), мужчины и женщины;
- 1000 м (байдарка-четверка), мужчины;
- 500 м (байдарка-двойка), женщины;
- 500 м (байдарка-четверка), женщины [50].
В финальные соревнования лодки попадают по результатам предварительных, заездов и определяются после двух проигрышей.
В гребном спорте рекорды не регистрируются, так как результаты соревнований зависит от множества случайных факторов (направления ветра температуры воды, подводных течений особенностей рельефа берега и др.
К гоночным байдаркам установлены жесткие требования по к минимальному весу, в соответствии с правилами соревнований. Так для байдарок одиночек не менее 12 кг, байдарок-двоек не менее 18 кг, байдарок четверок не менее 30 кг, что связано с целью обеспечения равных условий соревнований для гребцов.
Регулируемое сиденье «сляйд», специальный упор для ног обеспечивают удобное положение гребца, рулевая Т-образная планка позволяет выполнять повороты ногами [50].
В гребле на байдарках применяют двухлопастное весло с развернутыми под углом 90 градусов лопастями одна к другой,
В настоящее время лодки и весла делаются из углеволокна (карбона).
Особенностью гребли на байдарке является то, что гребец всегда находится на неустойчивой опоре, а отсутствие жесткого соединения весла с лодкой, как в академической гребле, предоставляет гребцу большую свободу движений, что требует более высокого уровня развития координации движений [48,49].
В технике гребли значение имеет также темп гребли, который на коротких дистанциях у байдарочников составляет до 140 гребков в минуту, а на длинных равен около 100 гребков в минуту. Перемещение тела изменяет центр масс лодки, что влияет на ее осадку и таким образом можно придавать лодке наиболее эффективное ее положение в воде [31,36].
Овладение техникой гребли на байдарке усложняется тем, что движения гребца отсутствуют в трудовой и бытовой и повседневной деятельности. Гребля на байдарках относится к циклическим видам спорта и полный цикл движений гребца включает два гребка, правой и левой лопастями весла, а каждый гребок состоит из двух фаз: проводки (опорная фаза), во время которой гребец, опуская лопасть весла в воду и отталкиваясь от воды продвигает лодку; и безопорную фазу (или подготовки), во время которой происходит подготовка этой лопастью к следующему гребку.
Гребля на байдарках относится к скоростно-силовым соревновательным нагрузкам. То есть, гребец должен обладать высоким уровнем развития и силы и быстроты, а учитывая длину гоночных дистанций, ему требуется и высокий уровень скоростно-силовой выносливости [5,17].
1.2 Техника гребли на байдарках
Как было уже отмечено выше техника гребли в настоящее время является одним из важнейших составляющих компонентов высокого спортивного результата [2,6]. Результаты многочисленных исследований показывают, что в технике гребли, специалисты основное внимание уделяют изучению особенностей биомеханической структуры двигательных действий гребцов [1,3], что позволяет точно определять параметры каждого гребка и выявлять недостатки в технике.
В теории и методике гребли, гребец, весло и лодка составляют, единую биомеханическую систему, предназначенную для преобразования усилий гребца в поступательное движение лодки [1,7]. И главной целью этой системы является не столько максимальная скорость движения лодки, сколько преодоление соревновательной дистанции за минимальное время. В этой системе именно двигательные действия гребца являются основным звеном, в котором специалисты выделяют относительно самостоятельные элементы, в значительной мере определяющие спортивный результат [14,15]:
- использование для выполнения эффективного гребка, веса тела гребца;
- особенности положения и характера перемещения весла в воде;
- характеристика усилий, в фазе опоры весла на воду при движении лодки вперед.
Учитывая, что движение лодки и весла подчиняется общим законам механики и гидродинамики, а первоначальным источником движения является гребец, то и законам биомеханики. Именно только через создание жесткой опоры лопасти весла на воду, возможно достичь максимальной скорости лодки.
Цикл гребка байдарочника специалисты разделяют на четыре фазы:
- захват воды веслом, когда лопасть весла входит в воду, погружаясь до шейки;