Файл: 226 удк 65. 078 Анализ складских логистических процессов организации на примере ооо Арсенал.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

226
УДК 65.078
Анализ складских логистических процессов организации
на примере ООО «Арсенал»
Попович Н.Н., Анурова Г.Т.
ФГБОУ ВО «АмГПГУ»
Важнейшим условием реализации требований логистики является поиск резервов снижения затрат на заготовку, складирование, разгрузку, погрузку и отправку продукции. Сокращение затрат на транспортно-складские операции во многом определяет выигрыш в конкуренции и лидерство в системе рыночных отношений.
Развитие и внедрение механизма логистического управления постоянно связано с привлечением резервов финансовых и всех других видов ресурсов. От эффективности функционирования всех звеньев логистической системы и достигаемой при этом экономии ресурсов зависит в целом успех экономической реформы, развитие рыночных отношений.
Многообразие логистических операций и услуг позволяет значительно расширить возможности коммерческо-посреднических организаций по обслуживанию предприятий-поставщиков и потребителей продукции.
Существовавшие ранее оптовые базы и организации преобразуются в посреднические организации комплексного обслуживания, которые оказывают предприятиям самые разнообразные логистические услуги.
В логистической цепи перемещение материальных потоков невозможно без концентрации в определенных местах нужных запасов, для хранения которых предназначены склады.
Увеличение стоимости товара связано с затратами на продвижение через склад живого или овеществленного труда. На рационализацию движения материальных потоков в логистической цепи, применение транспортных

227 средств и издержек обращения оказывают влияние проблемы, связанные с функционированием складов [1].
Современный склад – это технически сложное оснащенное сооружение, которое включает взаимосвязанные элементы, имеет соответствующую структуру и выполняет ряд функций по изменению материальных потоков, а также сбору, переработке и распределению грузов между потребителями (рис. 1).
Рис. 1. Схема размещения технологических зон склада непродовольственных товаров
В то же время склад является всего лишь составной частью системы более высокого уровня логистической цепи, которая и определяет основные технические требования к складской системе, диктует задачи и позиции ее оптимальной работы, устанавливает условия переработки груза.
В связи с этим склад рассматривается не автономно, а как составляющая часть логистической цепи. Такой подход позволяет обеспечивать успешное


228 выполнение главных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности. При этом необходимо учитывать, что для каждого конкретного склада составляющие складской системы значительно отличаются друг от друга как ее элементы, так и сама структура, базирующаяся на взаимосвязи этих элементов.
При формировании складской системы нужно помнить основной принцип: только индивидуальное решение с учетом всех сопутствующих факторов может сделать ее рентабельной. Четкое определение рабочих задач и тщательный анализ переработки груза как внутри, так и вне склада является предпосылкой его рентабельной работы [2].
Это подразумевает, что любые затраты должны быть экономически оправданны, т. е. использование любого технологического и технического решения, сопровождающее капиталовложение, должно применяться исходя из рациональной целесообразности, а не из модных тенденций и предлагаемых на рынке технических возможностей.
Основная задача склада – концентрация запасов, их хранение и формирование бесперебойного и ритмичного обеспечения заказов потребителей.
Склад – это комплекс зданий, сооружений и устройств, предназначенный для приемки, размещения и хранения поступивших грузов (товаров), подготовки их к потреблению и отпуску потребителям, обеспечивающий сохранность товарно-материальных ценностей, позволяющий накапливать необходимые запасы.
Основное назначение склада – концентрация запасов, их хранение, обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения потребителей в соответствии с заказами.
ООО
«Арсенал» является оптово-розничным предприятием, осуществляющим свою деятельность на рынке города Комсомольска-на-Амуре.
ООО «Арсенал» на рынке строительных и отделочных материалов работает почти уже 10 лет. За это время компания завоевала репутацию надежного

229 партнера среди поставщиков обоев, линолеума, ламинированого паркета, сантехники, дверей и отделочных материалов.
ООО «Арсенал» является коммерческой организацией, имеющей статус юридического лица по действующему законодательству; имеет право на обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; несет ответственность всем принадлежащим имуществом, не отвечает по обязательствам своих участников; в случае возникновения несостоятельности
Общества по вине его участников или других лиц, действие которых несут правовые последствия, к ним может быть применена субсидиарная ответственность по обязательствам
Общества.
Общество имеет самостоятельный баланс, печать со своими наименованиями, расчетный счет в рублях, а также иные реквизиты.
Для полноценной организационно-экономической характеристики ООО
«Арсенал» проанализируем основные финансово-экономические показатели деятельности этого предприятия за последние 3 года таблица 1.
Сумма прироста группы управленческих и коммерческих расходов составила 5620 тысяч рублей. Чистая прибыль возросла на 1354 тысяч рублей в
2015 году по сравнению с 2014 годом.
Таблица 1
Динамика основных показателей деятельности ООО «Арсенал» за2013– 2015 гг., тыс. рублей
Показатель
2013 2014 2015
Изменения отношение
Тп, в %
2014/
2013 2015/
2014 2014/
2013 2015/
2014 1. Выручка от продажи
53 028 58 859 65 334
+5 831
+6 475 110,99 111,00 2. Себестоимость проданных
27 774 25 657 26 100
–2 117
+443 92,37 101,72


230 товаров
3. Валовая прибыль
25 254 33 202 39 234
+7 948
+6 032 131,47 118,16 4. Коммерческие расходы
8 413 9 486 10 570
+1 073
+1 084 112,75 111,42 5. Управленческие расходы
11 024 15 120 19 656
+4 096
+4 536 137,15 130,00 6. Прибыль до налогообложения
4 628 5 099 5 558
+471
+459 110,17 109,00 7. Отложенные налоговые обязательства
372 401 427
+29
+26 107,79 106,48 8. Текущий налог на прибыль
1 634 2 770 1 839
+1 136
–931 169,52 66,38 9. Прочие платежи из прибыли
688 737 773
+49
–36 107,12 104,88 10. Чистая прибыль
2 306 1 592 2 946
–714
+1 354 69,03 185,05
В 2014 году произошло серьезное снижение размера чистой прибыли в связи с тем, что резко возросли коммерческие и управленческие расходы компании (в общей сумме – на 5 169 тыс. руб.). Однако уже в 2015 чистая прибыль возросла до 2 946 тыс. рублей, как показано на рисунке 2.
Рис. 2. Динамика валовой выручки ООО «Арсенал» 2013– 2015 гг.
В общем, наблюдается положительная тенденция роста валового дохода и чистой прибыли. Так, в 2015 году выручка от продажи выросла на 6475 тысяч рублей, валовая прибыль увеличилась на 6032 тысяч рублей по сравнению с
2014 годом, что видно на рисунке 3.

231
Рис. 3. Динамика чистой прибыли ООО «Арсенал» 2013– 2015 гг.
Рассчитаем рентабельность предприятия. Рентабельность продаж–
коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли за определѐнный период к валовой прибыли за тот же период. Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и еѐ способности контролировать издержки. Часто используется для оценки операционной эффективности компании.
Формула расчета показателя рентабельность продаж:
ROS=N1\NSx 100%,
(1) где ROS - рентабельность продаж (Returnon Sales), %
NI - чистая прибыль (Net Income), руб.
NS – валовая прибыль от продаж (Net Sales), руб.
Например, в 2013 году рентабельность продаж составила: 2 306 тыс. рублей / 25 254 тыс. рублей * 100% = 9,1%.
Аналогично были проведены расчеты и по другим годам.
Также при проведении финансового анализа, для оценки эффективности использования материальных ресурсов применяют коэффициент рентабельности затрат. Рентабельность затрат рассчитывается как отношение чистой прибыли к затратам на производство и реализацию продукции.
Коэффициент рентабельности затрат характеризует окупаемость издержек

232 производства и показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.
Формула расчета показателя рентабельность затрат:
Рз = П/ДР,
(2) где Рз – рентабельность затрат,
П – чистая прибыль,
ДР – расходы на производство (себестоимость).
Например, в 2013 году рентабельность затрат составила: 2 306 тыс. рублей / 27 774тыс. рублей * 100% = 8,3%.
Аналогично были проведены расчеты и по другим годам.
Динамика показателей рентабельности продаж ООО «Арсенал» и его затрат представлена в таблице2 и на рисунке 4.
Таблица 2
Показатели рентабельности продаж ООО «Арсенал» за 2013 – 2015 годы
Показатели
2013 2014 2015
Рентабельность продаж
9,1 4,8 7,5
Рентабельность затрат
8,3 6,2 11,2
Таким образом, видим, что рентабельность затрат компании за исследуемый период возросла с 8,3% до 11,2%, что свидетельствует о том, что возросла окупаемость издержек по оказанию услуг.
Рис.4. Динамика рентабельности затрат и продаж
ООО «Арсенал» 2013– 2015 гг.


233
Однако рентабельность продаж снизилась с 9,8% до 7,5% – это говорит о снижении способности компании контролировать издержки – они растут в анализируемом периоде.
Из представленных расчетов можно сделать вывод, что нет резких изменений в сторону увеличения или уменьшения рентабельности.
Положительным является рост в динамике показателей рентабельности на предприятии.
Таким образом, анализ динамики экономических показателей деятельности ООО «Арсенал» показал, что нет резких изменений в сторону увеличения или уменьшения рентабельности. Положительным является рост в динамике показателей рентабельности на предприятии.
Значения рентабельности ООО «Арсенал»не выходят за минимальные пределы нормы соответствующих величин для предприятий, занимающихся сферой торговли.
Однако выявлен и тот факт, что эффективность управления в ООО
«Арсенал» снизилась. Об этом свидетельствует увеличение себестоимости и коммерческих расходов в деятельности предприятия.
Далее в соответствии с задачами работы проведем анализ складской логистикиООО «Арсенал».
Анализ показал, что в практике работы ООО «Арсенал» используется метод материально-технического обеспечения на основе осуществляемого потребления. Этот метод предполагает своевременное пополнение запасов содержащихся на складах и поддержание их на таком уровне, который позволял бы покрыть любую потребность до нового поступления материалов.
Склады являются одним из основных элементов логистических систем.
Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем.

234
На территории ООО «Арсенал» используется накопительная форма организации движения материалов, предусматривающая комплекс складов.
Складское хозяйство предприятия, состоит из складов различной классификации, которые в свою очередь выполняют все необходимые функции по хранению, переработке и обеспечению процесса торговли. Все здания и помещения используемые под складирование расположены на территории предприятия.
Для более полного анализа работы складского хозяйства рассмотрим каждый склад в отдельности в таблице 3.
Таблица 3
Параметры складов снабжения предприятия ООО «Арсенал»
Наименование склада ширина длина высота
Площадь в м. кв.
Объем в м. куб.
Склад стройматериалов
20,20 48,86 8,43 985,3 8320,2
Материальный склад
18,36 19,75 5,75 362,6 2084,85
Дадим краткую характеристику складам, используемым в складском хозяйстве ООО «Арсенал».
1) склад стройматериалов – представляет отдельное здание площадью
985,3 кв. м. собранное из металлических проф. листов. Внутри помещение имеет размеры 48,86*20,20м., высота его составляет 8,43м. В помещении отсутствует отопление, поэтому склад считается «холодным». У склада имеются два дверных проема с металлическими воротами, через которые осуществляется въезд и выезд для погрузо-разгрузочных работ автотранспорта и погрузо-разгрузочной техники. Внутри склада используются полы из железобетонных плит, на которых производится складирование.
Склад используется для размещения, хранения и переработки поступающего товара от поставщиков и дальнейшей выдаче по мере необходимости его в торговый зал.
2) Материальный склад – предназначен для хранения различных материалов: оберточной пленки, рулонного скотча, упаковочных материалов и


235 продукции (стаканчики, обертка, бумажная упаковка и т.д.). На данном складе используется метод складирования на деревянных поддонах, рисунок 5.
Рис. 5. Зоны расположения продукции на материальном складе ООО «Арсенал»
- направления перемещения груза
В складе материалов также находится комната кладовщиков, где происходит оформление учетных документов по движению материальных средств.
Для доставки сырья и материалов предприятие использует два основных способа перевозок:
- Мультимодальный (перевозка грузов последовательно двумя или более видами транспорта);
- Унимодальный (перевозка грузов только одним видом транспорта).
Преимуществом мультимодальный перевозок является удешевление доставки при использовании видов транспорта, имеющих низкую себестоимость перевозок и невысокие транспортные тарифы. Дорогими видами транспорта, прежде всего автомобильным, осуществляется подвоз грузов к железной дороги, речной пристани или морскому порту, а перевозку по большей части маршрута выполняют железнодорожным или водным транспортом.
Комната кладовщ иков вход

236
Преимуществом унимодальных перевозок является высокая скорость доставки, отсутствие перегрузочных операций и простота в организации, так как отпадает необходимость в согласовании условий перевозки между несколькими участниками, в оформлении большого количества документов и в проведении расчетов с другими видами транспорта [3].
Доставка товара на предприятие производится с помощью автомобильного и железнодорожного транспорта: вагонами, контейнерами, грузовыми автомобилями. При доставке товара в железнодорожных вагонах на территории предприятия имеется железнодорожный путь.
Поступивший груз размещают по всей площади склада, где имеются свободные места складирования. Главной функцией склада является отслеживание прихода товаров. Данную работу осуществляет бухгалтер- учетчик, принимающий документы у поставщиков и ставящий товар на приход.
Комплекс складских операций:
1) разгрузка и приемка грузов производится в соответствии с условиями требований инструкции о порядке приемки продукции производственно- технического назначения и товаров народного потребления по количеству (в ред. Постановлений Госарбитража СССР от 29. 12. 73 № 81, от 14. 11. 74 № 98)
П-6 (прил. 9) и инструкции о порядке приемки продукции производственно- технического назначения и товаров народного потребления по качеству (в ред.
Постановлений Госарбитража СССР от 29. 12. 73 № 81, от 14. 11. 74 № 98) П-7.
2) размещение на хранение, включающий обеспечение соответствующих для этого условий и контроль за наличностью запасов на складе. Для упорядоченного хранения груза и экономичного его размещения используют систему адресного хранения по принципу твердого (фиксированного) или свободного (груз размещается на любом свободном месте) выбора места складирования.
3) процесс комплектации сводится к подготовке товаров в соответствии с заказами торгового зала и включает отбор товара по заказу, подготовку товара к отгрузке, оформление накладных.