Файл: 1. Возрастная гигиена. Определение. Задачи. Классификация возрастных периодов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Возрастная гигиена . Определение. Задачи. Классификация возрастных периодов.

В зависимости от периодов детского возраста меняются гигиенические условия необходимые для развития растущего организма Гигиена это-Раздел профмедицины изучающий влияние факторов внешней среды на организм ребёнка в процессе его развития.

Целью гигиены является разработка профилактических мер которые способствуют укреплению здоровья и духовному развитию детей.В понятие возраста входит :Онтогенез - это преобразование организма от зарождения до конца жизни этот термин был введён Э. Геккелем

Системы организма постепенно созревают и завершают своё развитие в разные сроки поэтому необходимо выделить определённые этапы и периоды развития. Единой классификации возрастных периодов не существует есть

множество различных классификаций одна из них - это биологическая, в ней отражаются периоды :

период внутриутробный

период новорожденности

период грудной

период молочных зубов

период смены молочных зубов

период полового созревания

также в настоящее время по Гуфелянду разделяют на

период юношества

производительный возраст

пожилой возраст или преклонный

старческий возраст

долгожители

в России используются классификация Н. П. Гундобина - это

период новорожденности первые 2-3 недели жизни

грудной возраст до года

пред дошкольный или ясельный возраст до 3 лет

дошкольный возраст до 7 лет

школьный возраст до 10 лет

средний возраст до 14 лет

старший подростковый до 18 лет

по классификацииВОЗ:

молодой возраст от 18 до 44

средний возраст до 59

пожилой возраст до 74

Старческий до 90

Долголетие 90+
2.Изменение Б/х состав организма в зависимости от возраста . Критические возрастные периоды.

Во всех возрастных периодах есть свои особенности ,при переходе в последующий наступает переломный этап, который может приводить к критическим опасным последствиям .Выделяют три критических периода

период новорождённости

период полового созревания

период начала старения

I.ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ представляет опасность для ребёнка так как внешняя среда изменяется происходит приспосабливание новорожденного к условиям в сфере дыхания- первый вдох .первое соприкосновение с внешней средой -кожа новорождённого, слизистая оболочка пищеварительного тракта -прикорм. Основная роль в осуществлении мероприятий по обеспечению санитарных условий новорожденных принадлежит родильному дому ,детской консультации ,врачебному участку .В течение всего детского, подросткового, юношеского возрастов организм ребёнка растёт развивается переходит от одной стадии к другой и эти стадии называются возрастными периодами в момент переходов меняется биохимический состав организма ребенка:


в % к массе тела у новорожденного у взрослого

  • вода 74 % 65 %

  • белки 13,8 17

  • жиры 9 13

  • минеральные вещества 3,5 5,6

II. КРИТИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД - ПЕРИОД ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ. Этот период в анатомо-физиологическом, нервно-психическом отношении представляет особую ответственность.Второй критический период вызывает проблемы больше психологического характера так как у ребёнка перестраивается его гормональный фон ребёнок психически становится неуравновешенным, замкнутым, появляются определённые запахи связанные с перестройкой гормонального фона . Поэтому в этот период необходимо обращать большое внимание на то, как разговаривать с ребёнком на его гигиену тела ,проводить беседы о сексуальном поведении и перестройках организма.

III. КРИТИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД - ПЕРИОД СТАРЕНИЯ.Старение - это снижение активности, снижение психологических умственных аспектов по данным американских учёных старение организма начинается в 39 лет Происходит постепенное снижение умственных способностей ,нарушение опорно-двигательных функций, снижается содержание воды в тканях мозга ,меняется соотношение различных видов липидов, усиливается свободно радикальные процессы, растёт количество ДНК -мутаций, падает скорость синтеза белков .Вследствие всех этих функциональных расстройств происходит заторможенность ,замедление запоминания новой информации, расстройство фазы глубокого сна, изменяется осанка, возникает гипотония, проблемы с регуляцией температуры тела, недержание мочи, расстройство работы ЖКТ ,но всё это можно предотвратить, так как физические ресурсы организма огромны и каждый может затормозить процессы старения.

1.Возрастная гигиена . Определение. Задачи. Классификация возрастных периодов.

В силу биологических особенностей присущих различным возрастным периодам детского возраста гигиенические условия обстановки ребёнка должны изменяться в отдельные периоды развития детского организма. Гигиену детей называют гигиеной воспитания (Ф.Ф. Эрисман). Гигиена детей и подростков – раздел профилактической медицины, изучающий воздействие различных факторов внешней среды на организм ребёнка в процессе его жизнедеятельности, воспитания и обучения.

Цель: разработка профилактических мероприятий, влияющих на сохранение и укрепление здоровья, поддерживающих оптимальный уровень функций и благоприятное развитие организма детей и подростков.Гигиена детского возраста разрабатывает меры, необходимые для создания таких условий, которые бы способствовали укреплению здоровья и наилучшему физическому и духовному развитию детей.


Задачи возрастной гигиены: Изучение влияния естественных (природных) и искусственных факторов, обусловленных деятельностью человека, а также условий труда и быта на развитие и здоровье растущего организма; Разработка мероприятий и норм, направленных на охрану и укрепление здоровья детей.

Возрастная гигиена опирается на понятие онтогенез. Онтогенез –период индивидуального развития организма. Это совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен Э. Геккелем в 1866 г. В процессе онтогенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Возникает необходимость выделения определенных этапов или периодов развития. Это одна из существенных научных задач возрастной морфологии, физиологии (онтологии) и психологии. Не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций.

Классификация возрастных периодов по биологическим признакам:

  1. период внутриутробный;

  2. период новорожденности;

  3. период грудной;

  4. период молочных зубов;

  5. период смены молочных зубов;

  6. период полового созревания.

В настоящее время существует разное деление старших возрастов, одно из них

(по данным Гуфелянда):

  1. период юношества;

  2. производительный возраст;

  3. пожилой возраст или преклонный;

  4. старческий возраст;

  5. долгожители.

Наиболее распространенной классификацией, которая и в настоящее время принимается педиатрией, является классификация Н. П. Гундобина и Н.И.Красногорскогообщественным воспитанием детей и подростков в стране. Выделяются следующие периоды:

  • период новорожденности (первые две-три недели жизни);

  • грудной возраст (до года);

  • преддошкольный, или ясельный, возраст (от 1 до 3 лет);

  • дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);

  • школьный возраст: младший (от 7 до 10 лет),

  • средний (от 11 до 14 лет),

  • старший — подростковый (от 14 до 18 лет).

Классификация ВОЗ (последняя)

  • Молодой возраст 18-44

  • Средний 45- 59

  • Пожилой 60-74

  • Старческий 75-90

  • Долголетие 90+


2.Изменение Б/х состав организма в зависимости от возраста . Критические возрастные периоды.

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период. При определении основной опасности, которой подвергаются люди разных возрастов, обычно выделяют три критических возрастных периода:

  1. период новорожденности;

  2. период полового созревания;

  3. период начала старения.

1 Период- новорожденности представляет для ребенка опасность, т.к. внешняя среда резко изменяется. До этого периода ребенок находился на полном обеспечении у матери. Организм новорожденного приспосабливается к новым условиям, приспособление идет в 3 -х сферах:

  1. сфера дыхания, первых вдох - первое соприкосновение с внешней средой;

  2. кожа новорожденного;

  3. слизистая оболочка пищеварительного тракта.

Со стороны этих трех сфер грозят новорожденным опасности. Основная роль в осуществлении мероприятий по санитарному обеспечению периода новорожденности принадлежит: родильному дому, детскому дому, детской консультации врачебному участку. В течение всего детского, подросткового и юношеского возрастов организм ребенка непрерывно растет и развивается, переходя от одной стадии развития к другой, которые называются возрастными периодами. С возрастом меняется биохимический состав организма человека:

в % к массе тела у новорожденного у взрослого

  • вода 74 % 65 %

  • белки 13,8 17

  • жиры 9 13

  • минеральные вещества 3,5 5,6

II. КРИТИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД - ПЕРИОД ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ. Этот период в анатомо-физиологическом, нервно-психическом отношении представляет особую ответственность.. В этом возрасте особое гигиеническое значение приобретает соблюдение рационального режима всей учебно-воспитательной и общественно полезной деятельности в школе и семье. Обеспечение полноценного питания, отдыха, выработки правильной осанки, рациональной рабочей позы, обеспечение надлежащих условий и режима зрительной работы, соблюдение дифференцированных для девушек и юношей норм физической нагрузки и др. Особого внимания требуют подростки с дисгармонией в физическом развитии и половом созревании, а также испытавшие воздействие неблагоприятных факторов (переутомление, психические травмы, инфекционные болезни и др.). В результате неудовлетворительных гигиенических условий воспитания у детей школьного возраста могут возникнуть отклонения в ходе развития, а также различные болезни - туберкулез, острые инфекции, ревматизм, близорукость, пороки опорно-двигательного аппарата и др. Санитарно-статистические исследования показывают, что школьники по сравнению с представителями других возрастных групп характеризуются наиболее низким уровнем заболеваемости (возраст 14 лет и старше) и смертности (возраст 10-14 лет). Некоторые авторы предлагают выделить в развитии нервнопсихических явлений следующие периоды:


  • до 1-го года человеческий организм находится в чувственном восприятии мира, поскольку мир воздействует на него;

  • до 7-8 лет ребенок учится оценивать все впечатления и раздражения, с которыми встречается. У ребенка складывается оценочные критерии. В этот период начинают закладываться основные черты характера человекаближе к периоду полового созревания начинается период творческого восприятия окружающей среды. Это период ломки понятий, период лабильности нервной системы, моральной лабильности. Изменчивость настроения, характера, замкнутость, - присущи этому возрасту. В основе этой ломки лежат анатомо-физиологические особенности. При правильном воспитании организм преодолевает этот критический возрастной период. Важно в этот период и сексуальное воспитание.

III. КРИТИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД - ПЕРИОД СТАРЕНИЯ. Геронтология – наука, изучающая биологические, социальные и психологические аспекты старения человека, его причины и способы борьбы с ним (омоложение). У нас неуклонно растет удельный вес людей старших возрастов. Увеличивается не только средняя продолжительность жизни, но и активность людей старшего возраста. Активность людей старшего возраста представляют государственную ценность. Американские ученые определили, что старение организма начинается в 39 лет — именно в этом возрасте стартует постепенное, и в первое время практически незаметное снижение умственных способностей и нарушения опорно-двигательных функций. Оно не зависит от пола, рода занятий и образа жизни. По мнению исследователей, причина этого — в значительном уменьшении выработки в организме миелина — белково-липидного вещества, из которого состоит оболочка нервных волокон. Физические ресурсы организма огромны, и замедлить приход старости может каждый. Биохимические изменения

  • снижается содержание воды в тканях мозга;

  • меняется соотношение различных видов липидов;

  • усиливаются свободно радикальные процессы;

  • растет количество ДНК-мутаций;

  • падает скорость синтеза белков.

Следствие всего этого – функциональные расстройства организма: заторможенность двигательных реакций; замедление запоминания новой информации; расстройство фазы глубокого сна; изменение осанки; гипотония; проблемы с регуляцией температуры тела; недержание мочи; расстройства работы ЖКТ

3.Группы здоровья детей . Характеристика. Факторы определяющие здоровье детей.