Файл: Тема Государственно управление и исполнительная власть Вопрос Понятие, характерные черты и критерии эффективности государственного управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 7. Государственная служба и государственные служащие в Российской Федерации

 

Вопрос 1. Понятие службы. Административно-правовые основы государственной службы. Исторический путь развития основ государственной службы в царской России.

 

Понятие «служба» подразумевает один из видов общественно-полезной деятельности. В системе социальных отношений она существует не только в качестве необходимого условия для нормальной жизнедеятельности общества, но и как средство обеспечения других видов социальной деятельности. В первую очередь это относится к процессу производства в целом и его обеспечению в интеллектуальном отношении. Содержательная характеристика процесса труда лежит в основе разграничения существующих в современных условиях основных типов общественно полезной деятельности людей.

Для служащих (независимо от их видов), выступающих в качестве субъекта, обладающих правом реализации определенных полномочий, характерны следующие признаки:

·     обеспечивают условия для материального и духовного производства, но сами материальных ценностей не создают;

·     обладают особым предметом труда – информацией, которая выступает средством их воздействия на управляемых (обслуживаемых);

·     воздействуют на волю и сознание людей;

·     обычно заняты управленческим трудом;

·     как правило, осуществляют свою деятельность на профессиональной основе;

·     на них распространяются законодательно предусмотренные запреты по участию в политической (членство в политических партиях) и экономической (занятие предпринимательством) сферах деятельности;

·     занимают должности в государственных, общественных, частных или иных организациях;

·     выполняют волю тех, кому подчинены.

 

Начало системному подходу к формированию принципов государственной службы в России положили государственные реформы, осуществленные Петром I во многих сферах государственной жизни. В основу деятельности администрации на всех управленческих уровнях и во всех сферах общественной жизни вместо обычая были положены четко разработанные правовые нормы и должностные инструкции. Многие из них сохраняют актуальность и для современной России.

В частности (ст. 105 «Свода уставов о службе гражданской»), от чиновника гражданской службы для успешного исполнения обязанностей требовались следующие качества: «
здравый рассудок; добрая воля в отправлении поручений; человеколюбие; верность к службе Его Императорского величества; усердие к общему добру; радение о должности; честность, бескорыстие и воздержанность от взяток; правый и равный суд всякому состоянию; покровительство невинному и скорбящему…».

Петром I была введена обязательная личная и пожизненная государственная служба в армии или в гражданском учреждении. На службу молодые люди должны были являться грамотными. Не знавшие грамоты записывались навсегда в рядовые. По наступлении 16-летнего возраста каждый грамотный дворянин подвергался экзамену специальной комиссией для недорослей. Не выдержавшие экзамен направлялись в солдаты, а остальные шли на государственную службу.

Указом Петра I от 24 января 1722 г. была принята Табель о рангах («Табель о рангах всех чинов Воинских, Статских и Придворных...»). Она неоднократно реформировалась, но продолжала действовать с определенными изменениями и дополнениями на протяжении почти двухсот лет – вплоть до октябрьской революции 1917 г.

Этим законодательным актом был юридически закреплен качественно новый принцип комплектования управленческих кадров не по знатности происхождения, а по служебной и профессиональной пригодности. Все государственные должности были разделены на 14 классов (рангов). Узаконивались принципиально новые управленческие отношения между командной элитой, бюрократией и военными. При равенстве чинов военные получали преимущественные привилегии перед гражданскими и придворными.

Все государственные должности в соответствии с их значимостью (рангами) делились на три параллельных ряда: воинскиештатские и придворные. Среди воинских и гражданских должностей было предусмотрено:

1)      Шесть обер-офицерских чинов (от прапорщика до капитана) в армии, которым в гражданской службе соответствовали должности от коллежского регистратора до титулярного советника.

2)      Пять штаб-офицерских чинов (от майора до бригадира) в армии. В гражданской службе им соответствовали должности от коллежского асессора до статского советника.

3)      Три генеральских чина (от генерал-майора до генерала рода войск) в армии, которым в гражданской службе соответствовали должности от действительного статского советника до действительного тайного советника.

4)      К первому (высшему) классу были отнесены: в армии военный чин «генерал-фельдмаршал», а в гражданской службе – «канцлер».


 

В это же время был введен новый порядок прохождения военной службы. Вместо принципа происхождения (знатности рода), позволявшего занимать сразу высокое положение в армейской иерархии, был введен принцип личной заслуги. Людям «знатной породы» никакого положения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут «и за оные характера не получат». Аристократическая иерархия замещения государственных должностей была заменена на бюрократическую, которая основывалась только на учете личных заслуг.

В Табели о рангах строго оговаривались условия повышения по служебной лестнице. Важнейшим из них было начало обязательного прохождения службы с рядового солдата независимо от знатности происхождения и рода. Потомки лиц (русских и иностранцев), зачисленных по Табели о рангах в 1–8 ранги, причислялись к «лучшему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах, хотя б они низкой породы были». Таким образом, служба государю и государству открывала возможность представителям низших сословий изменить свой социальный статус на более высокий.

Обязательная военная служба была распространена на все сословия русского общества: на крепостных помещичьих и государственных крестьян, на различные категории некрепостного населения, жителей городов. Существовавшая до Петра I поместная система комплектования армии была заменена системой рекрутского набора. Военная служба (солдатская и офицерская) стала постоянной и пожизненной, а с 1795 г. она была ограничена 25 годами на территории России и для Украины – 15 годами. Это нововведение позволило сформировать профессиональную армию и создать хорошо обученные войсковые формирования регулярного типа.

 

Вопрос 2. Понятие и принципы государственной службы.

 

Как правовой институт государственная служба представляет собой комплексный административно-правовой институт, состоящий из норм административного и иных отраслей права, регулирующих административно-служебные правоотношения. Данный правовой институт является многоотраслевым, объединяющем в себе норм различных отраслей права: государственного (конституционного), административного, финансового, уголовного, трудового. Нормы административного права, имеют организационный характер и устанавливают правовое положение государственного служащего, определяют порядок приема на государственную службу, условия ее прохождения и прекращения.

Сущность института государственной службы определена,


·     во-первых, набором правовых норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения чиновников;

·     во-вторых, интеграцией его в социально-политическую структуру общества, что позволяет осуществлять контроль над институциональными типами действий;

·     в-третьих, наличием средств и ресурсов, обеспечивающих успешное выполнение законов, нормативных актов, управленческих решений.

 

Как система органов государства, или как структурное звено организации, на которое возложено выполнение исполнительных и распорядительных функций, государственная служба представляет собой структурное образование, наделенное определенным объемом компетенции и властных полномочий, необходимых для реализации возложенных на него задач (Служба внешней разведки, Паспортно-визовая служба, Государственная противопожарная служба и др.).

Как род деятельности государственная служба представляет собой исполнение функций по обеспечению полномочий государственных органов на профессиональной основе.

Понятие государственной службы дано в ст. 2 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Государственная служба – профессиональная деятельность по непрерывному и компетентному обеспечению полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.

 

Под государственным органом понимается образуемый в установленном порядке орган, наделенный конкретными полномочиями, необходимыми для осуществления соответствующих функций государственной власти.

 

Принципы государственной службы представляют собой основное, руководящее положение, закрепленное непосредственно или косвенно в нормах права. Они определяют содержание государственно-служебных отношений, имеют обязательный характер для участников этих отношений и способствуют осуществлению законных интересов личности, государства и общества в целом.

Принципы государственной службы в Российской Федерации:

1.  Принцип федерализма, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционных основ.

2.  Принцип законности.


3.  Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина.

4.  Принцип равного доступа граждан к государственной службе.

5.  Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы.

6.  Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы.

7.  Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю.

8.  Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, предполагающий.

9.  Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

 

Вопрос 3. Институт государственной службы в современной России.

 

На законодательном уровне определено, что государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Указом Президента РФ утверждены «Общие принципы служебного поведения государственных служащих». Этим указом государственным служащим вменяется в обязанность следующее:

·     добросовестно исполнять свои обязанности в строгих рамках имеющихся полномочий;

·     признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

·     исключать в своей деятельности предпочтения в пользу отдельных групп, организаций или граждан;

·     соблюдать законодательно закрепленные ограничения по службе;

·     проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России;

·     принимать предусмотренные законодательством меры по недопущению или урегулированию конфликтов интересов;

·     воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов и их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;