Файл: Тема Государственно управление и исполнительная власть Вопрос Понятие, характерные черты и критерии эффективности государственного управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


·     соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

·     уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации;

·     в публичных выступлениях воздерживаться «от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота».

 

Кроме того, государственным служащим, наделенным организационно-распорядительными полномочиями, вменяется в обязанность следующее (п. 3):

·     принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;

·     принимать меры по предупреждению коррупции;

·     «не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений».

 

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

·     федерализм;

·     законность;

·     приоритет прав и свобод человека и гражданина;

·     равный доступ граждан к государственной службе;

·     единство правовых и организационных основ государственной службы;

·     взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

·     открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю;

·     профессионализм и компетентность государственных служащих;

·     защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

 

Указом Президента РФ от 30 января 1996 г. № 123 «О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральных государственных служащих» применительно к стажу и опыту работы по специальности были установлены следующие квалификационные требования:

1)      высшие государственные должности
 – стаж государственной службы на главных государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет;

2)      главные государственные должности – стаж государственной службы на ведущих государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет;

3)      ведущие государственные должности – стаж государственной службы на старших государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет;

4)      старшие государственные должности – стаж работы по специальности не менее трех лет;

5)      младшие государственные должности – без предъявления требований к стажу.

 

В Российской Федерации последовательно формируется административно-правовой механизм по противодействию коррупции в органах государственной власти на всех управленческих уровнях.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», утвержденным Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, а также Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557, утвердившим Перечень должностей федеральной государственной службы в федеральных министерствах и ведомствах, – стали приниматься соответствующие нормативные правовые акты. В них утверждался перечень должностей федеральных государственных служащих всех видов, при назначении на которые эти категории государственных служащих обязаны представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения, своих супругов и несовершеннолетних детей.

Порядок проведения аттестации регламентируется ст. 48 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации». Предусмотрено, что аттестации не подлежат следующие категории гражданских служащих: проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года; достигшие возраста 60 лет; беременные женщины; находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет; замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт; в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации». Предусмотрено, что аттестации не подлежат следующие категории гражданских служащих: проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года; достигшие возраста 60 лет; беременные женщины; находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет; замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт; в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.


Ст. 49 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрена сдача квалификационного экзамена. Положение о нем было утверждено Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 111.

Исходя из исторических традиций российского казачества и современных потребностей государства, указом Президента РФ предусмотрены виды государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ. Определена процедура оформления принимаемых на себя обязательств, связанных в основном с участием в мероприятиях по охране общественного порядка на территории, где действует казачье общество, созданное в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».

Обязательства, которые принимаются в установленном порядке членами казачьего общества и согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, в обязательном порядке должны быть отражены в уставе казачьего общества.

 

Вопрос 4. Система государственной службы Российской Федерации.

 

Ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» определено, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация – в ведении субъекта Российской Федерации.

 

Федеральная государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (ст. 4).


 

Государственная гражданская служба – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (ст. 5).

 



 

Федеральная государственная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

 

Условия прохождения службы и порядок заключения трудовых отношений определяются специальными федеральными законами и ведомственными Положениями.

 

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

 

Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также 
иностранными гражданами[24] в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. Режим и условия их службы определяются ведомственными нормативными актами.

Федеральным законом предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, которая определяется как «особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву». Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в следующих, определяемых федеральным законом, случаях (ст. 2): если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Организация альтернативной гражданской службы осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Президентом и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями.

Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Они подразделяются на:

1)      должности федеральной государственной гражданской службы;

2)      должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

3)      воинские должности;

4)      должности правоохранительной службы.

 

Вопрос 5. Классификация и реестры должностей государственной службы.

 

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории (ст. 9):