Файл: Тема Государственно управление и исполнительная власть Вопрос Понятие, характерные черты и критерии эффективности государственного управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


·     не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, а федеральная служба по надзору – также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

 

3)      Федеральные агентства, которые:

·     являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору;

·     в пределах своей компетенции имеют право издавать индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства;

·     не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

 

1.  За исключением МИД России и МЧС России, в системы других федеральных министерств входят федеральные службы и федеральные агентства от 1 (МВД России) до 6 (Минтранс России).

2.  В зависимости от соподчиненности федеральные службы и федеральные агентства делятся на четыре вида:

·     имеющие самостоятельный статус, руководство которыми осуществляет Президент РФ;

·     имеющие самостоятельный статус, руководство которыми осуществляет Правительство РФ;

·     входящие в состав федеральных министерств, руководство которыми осуществляет Президент РФ;

·     входящие в состав федеральных министерств, руководство которыми осуществляет Правительство РФ.

 

Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, – постановлением Правительства Российской Федерации.

Президент определяет не только систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, но и непосредственную подчиненность себе министерств и ведомств, деятельность которых оказывает ведущую роль в государственной и общественной жизни.


 

Вопрос 4. Органы исполнительной административной власти субъектов Российской Федерации.

 

Под системой исполнительной административной власти субъекта Российской Федерации понимается совокупность имеющих системный характер органов исполнительной власти, осуществляющих государственную деятельность в рамках определенной законом компетенции на территории одного из субъектов Российской Федерации во взаимодействии с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Система органов государственной власти субъектов РФ определяется ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя, установленными в гл. 1 Конституции РФ, и следующими общими принципами, предусмотренными Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»:

·     государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

·     распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

·     верховенство Конституции и законов РФ на всей ее территории;

·     единство системы государственной власти;

·     разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

·     разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов в ее составе;

·     самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов принадлежащих им полномочий;

·     самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

 

Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют:

·     законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

·     высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;

·     иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

 

Этим актом может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.


Определена следующая процедура назначения на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ. Президент РФ предлагает кандидатуру законодательному органу власти субъекта РФ, который путем голосования решает вопрос об избрании представленной кандидатуры.

Соподчиненность органов исполнительной административной власти РФ и субъектов в ее составе и функционирование их как единой системы допускаются только по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения, предусмотренным ст. 71 и ст. 72 Конституции РФ. Эта норма направлена на защиту самостоятельности субъектов РФ в осуществлении ими своих полномочий. Федеральные органы исполнительной административной власти не могут вторгаться в сферу исключительных полномочий субъектов РФ, поэтому в этой сфере они не составляют единой системы с органами исполнительной власти субъектов.

Определен правовой механизм заключения соглашений о передаче полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами власти субъектов РФ. Возможность заключения между ними соглашений о передаче друг другу части своих полномочий отражена в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Единства системы законодательных органов РФ и субъектов в ее составе Конституция не предусматривает. В единую систему исполнительной власти субъекта РФ входят: глава исполнительной власти субъекта РФ – президент республики, губернатор и т.д.; исполнительный орган государственной власти общей компетенции (правительство или администрация); исполнительные органы государственной власти отраслевой и межотраслевой компетенции (управления, комитеты, комиссии, инспекции и т.д.).

Необходимо учитывать, что на территории каждого субъекта Российской Федерации помимо собственной единой системы органов исполнительной власти действует система территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (например: управления министерств юстиции и иностранных дел, Управление Федеральной службы безопасности РФ, структуры МЧС и др.).

После трагических событий в Беслане (сентябрь 2004 г.), связанных с захватом в качестве заложников детей и родителей в школе, начиная с 2005 года изменен порядок наделения Президентом России полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ. Вместо избрания их населением он приобрел централизованный порядок назначения Президентом РФ.


 

Вопрос 5. Органы местного самоуправления как субъекты административного права.

 

В России органы местного самоуправления имеют широкие полномочия в самостоятельном решении разнообразных вопросов жизни той или иной административно-территориальной единицы (поселка, села, города, района, области). Ст. 12 Конституции России признает и гарантирует организацию и функционирование местного самоуправления не как одного из уровней организации публичной власти, а качественно отличающуюся от других частей государственной системы. Они не только автономны, но и непосредственно зависимы друг от друга. Эффективность этого союза оказывает прямое воздействие на формирование институтов гражданского общества.

Конституция Российской Федерации закрепляет местное самоуправление как важную форму народовластия. По законодательству РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В Российской Федерации законодательством представительному органу муниципального образования предоставляется право «удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)». Законодатель определил следующие основания для принятия такого решения:

1)      Решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление определенных последствий (п. 2 и 3 ч. 1 ст. 75 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), а именно:

·     если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышающая 30% собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40% бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в отношении бюджетов указанных муниципальных образований;


·     если при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом.

 

2)      Неисполнение в течение 3-х и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных законодательством РФ, уставом муниципального образования и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ.

3)      Неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, «данная два раза подряд».