Файл: Тема Государственно управление и исполнительная власть Вопрос Понятие, характерные черты и критерии эффективности государственного управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
необходимо отнести следующие:

Т

2)      административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (законодательная база о котором сегодня противоречива);

3)      таможенный досмотр;

4)      привод, регистрацию и официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения(сегодня применяется в отношении лиц, занимающихся проституцией; предостерегаются родители подростков-правонарушителей и некоторые другие лица);

5)      проверку документов (при контроле соблюдения правил паспортно-регистрационной системы; у водителей транспортных средств; в пограничной зоне и т.д.);

6)      запрещение допуска лиц к какой-либо деятельности(например, граждан, имеющих непогашенную или неснятую судимость за преступление, связанное с наркотиками, больных наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом, к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами) и др.

 

К административно-предупредительным мерам второй групп ыотносятся:

1)      аннулирование разрешения на хранение и ношение оружия у лиц, страдающих психическими заболеваниями, поставленных на учет органов здравоохранения как наркоманы или хронические алкоголики;

2)      изъятие оружия у таких лиц;

3)      личный досмотр;

4)      спецконтроль пассажиров и судов гражданской авиации;

5)      предрейсовое медицинское освидетельствование водителей транспортных средств (в том числе и пилотов воздушного транспорта);

6)      закрытие государственной границы на участке, сопряженном с территорией, пораженной эпидемией или эпизоотией;

7)      введение карантина(при эпидемиях, т.е. массовом заболевании людей и эпизоотиях, т.е. массовом заболевании животных);

8)      оцепление (блокирование) участков местности для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и т.п.;

9)      учет, фотографирование и обязательная государственная дактилоскопическая регистрация(напримериностранных граждан, незаконно находящихся в России) и др.

 

Особую группу составляют так называемые лечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых состоит не только в обеспечении общественной безопасности, но и в лечении опасных для общества лиц (душевнобольных; ВИЧ-инфицированных, больных некоторыми венерическими заболеваниями, наркоманов, хронических алкоголиков и т.д.).

Меры административного пресечения.
 Меры административного пресечения используются как средства силового прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий, но в то же время направлены на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной либо уголовной ответственности.

По своей непосредственной цели меры административного пресечения отличаются от административных наказаний и административно-предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращении уже начавшегося противоправного деяния, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках установленных государством правил поведения.

Такие меры также разнообразны и применяются различными органами исполнительной власти. К их числу относятся:

·     Требование прекратить противоправные действия (например, милиция вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения правонарушений, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции). Такие требования носят юридически обязательный характер, их невыполнение влечет за собой юридические последствия.

·     Задержание. Применяется как средство прекращения правонарушения, а также для доставления нарушителя в милицию, установления его личности и составления протокола об административном правонарушении. Эта мера, являясь пресекательной, одновременно относится к числу мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

·     Приостановление либо прекращение деятельности предприятий, учреждений, организаций. Может быть применено в отношении указанных субъектов, допускающих нарушения тех или иных общеобязательных правил, которые угрожают здоровью и жизни людей (например, правил техники безопасности, противопожарных, санитарных и др.). Применение данной меры может проявляться в виде приостановления либо аннулирования лицензии на тот или иной вид деятельности.

·     Временное отстранение от работы. Используется как средство административного пресечения в отношении лиц, состояние здоровья которых угрожает окружающим (например, инфекционных больных), а также в отношении определенной категории лиц (например, водителей транспортных средств), находящихся в состоянии опьянения.

·     Ликвидация результатов неправомерных действий .Является средством восстановления положения, существовавшего до таких действий.

·     Принудительные госпитализация и лечение.
 В настоящее время может применяться решением суда в отношении лиц, совершивших правонарушение и больных определенными видами заразных заболеваний (венерических, СПИДом), или психически больных граждан.

·     Депортация– принудительная высылка иностранного гражданина (или лица без гражданства – на государственной границе) из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в России. Осуществляется решением суда или должностным лицом на государственной границе России.

 

Депортация и административное выдворение иностранного гражданина осуществляются за счет его личных средств. Если он был принят на работу с нарушением установленного порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан – тогда за счет пригласившего его органа (российского, иностранного, международного, физического или юридического лица). Если не представляется возможным установление приглашающей стороны, то расходы осуществляются за счет средств федерального бюджета в соответствии с Правилами расходования средств на мероприятия по депортации либо административному выдворению.

 

Применение мер административного принуждения. Применение мер административного принуждения во всех его проявлениях усиливается в условиях действия чрезвычайных правовых режимов (правовой режим чрезвычайной ситуации или правовой режим контртеррористической операции) или особых правовых режимов (чрезвычайного и военного положений, а также правового режима военного времени).

Органы государственной власти (постоянно действующие или специально создаваемые, т.е. органы оперативного управления – оперативные штабы различного вида), осуществляющие управление в этих условиях, наделяются чрезвычайными полномочиями, соответствующими характеру и виду реально складывающейся обстановки. Такие полномочия соответствуют требованиям норм международного права. Они необходимы для скорейшей нормализации обстановки, восстановления правопорядка, законности и ликвидации угрозы безопасности граждан, государства и общества в целом.

Принудительные меры применяются к тем лицам (физическим и юридическим), кто не выполняет обязанности, нарушает запреты, т.е. совершает неправомерные действия, они имеют большое значение предупредительных средств, но
 они не являются принудительными[35].

Восстановительные и пресекательные средства прямо и непосредственно восстанавливают правопорядок, прекращают неправомерное поведение (снос самовольно возведенных строений, приостановление работы, задержание и др.). Это средства прямого побуждения к обеспечению правопорядка. А взыскания – это меры негативного стимулирования. Кара (наказание, взыскание) побуждает нарушителя и иных граждан не нарушать правовые нормы, воздействует на их поведение косвенно.

 

Вопрос 3. Сущность административного принуждения.

 

Сущность административного принуждения заключается в следующем:

1)      Административное принуждение состоит в законодательно установленной процедуре применения субъектами государственной (чаще всего исполнительной) власти принудительных (ограничительных) мер в связи с неправомерными действиями субъектов административного права (физических или юридических лиц) либо в целях обеспечения общественной безопасности.

2)      Единое по своей природе государственное принуждение предполагает его дифференциацию, вызванную разнородностью тех общественных отношений, которые регулируются правом и характером посягательств на эти отношения.

3)      В зависимости от своей непосредственной цели и способа обеспечения правопорядка все меры административного принуждения сводятся к следующим классификационным группам: административно-предупредительные меры; меры административного пресечения; меры административного наказания; меры административно-процессуального обеспечения.

 

В соответствии со ст. 2.1. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации административным правонарушением признается «противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

 

В административном праве основными признаками административного правонарушения являются:

1)      общественный вред (общественная опасность); противоправность деяния;

2)      вина;

3)      установленная законодательством возможность применения административных наказаний (административная наказуемость).


 

1.  Поскольку административные правонарушения вносят дезорганизацию в систему общественных отношений, они имеют общественно вредный (опасный) характер и запрещаются правовыми актами. Юридической формой выражения общественной опасности административного правонарушения является противоправность.

Как общественно вредное деяние административное правонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного права общественные отношения.

2.  Административным правонарушением является не только противоправное, но и виновное деяние, т.е. деяние, представляющее собой проявление воли и разума действующего (или бездействующего) лица.

Вина в качестве обязательного признака правонарушения закреплена в Кодексе РФ об административном правонарушении. В ч. 1, 2 ст. 2.2 КоАП РФ указывается на две формы вины – умышленную и неосторожную:

·     Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

·     Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Без вины нет правонарушения, и этот принцип закреплен действующим законодательством.

 

3.  Наказуемость – общее свойство правонарушения. Воздействие должно неотвратимо следовать за правонарушением. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в официальном определении административного правонарушения законодатель прямо не указывает на наказуемость как на обязательный признак правонарушения, а лишь говорит о том, что законодательством предусмотрена административная ответственность.

 

Законодательство об административных правонарушениях связывает определение конкретной меры наказания за правонарушение с административными наказаниями, предусмотренными статьями гл. 3 КоАП РФ. В соответствии с этим правонарушение находится в тесной связи с административным наказанием. Поэтому понятие «правонарушение» не может не включать в себя в качестве обязательного признака наказуемость.