Файл: Тема Государственно управление и исполнительная власть Вопрос Понятие, характерные черты и критерии эффективности государственного управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3)      Рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

4)      За совершение административных правонарушений (с исключениями, предусмотренными ст. 2.5. КоАП) сотрудники органов внутренних дел несут дисциплинарную ответственность на основании и в соответствии с данным Положением.

5)      К сотрудникам уголовно-исполнительной системы относятся граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов уголовно-исполнительной системы или в кадрах Министерства юстиции Российской Федерации.

6)      Сотрудниками таможенных органов в соответствии с Федеральным законом «О службе в таможенных органах Российской Федерации» являются граждане, занимающие должности в таможенных органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания.

 

За нарушение законодательства о выборах и референдумах, правил дорожного движения и других правовых актов, указанных в ст. 2.5 КоАП РФ, военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и др. несут ответственность на общих основаниях.

 

Административная ответственность – это разновидность юридической ответственности, которая заключается в применении мер административного наказания к виновным в совершении административного правонарушения физическим и юридическим лицам.

 

Привлечение к административной ответственности виновных лиц осуществляется в соответствии с особым процессуальным порядком уполномоченными органами и должностными лицами, которым правонарушитель не подчинен по службе.

Процедура исполнения конкретных видов административного наказания предусматривает создание соответствующего административно-правового механизма. В нем отражаются следующие вопросы, имеющие юридическое значение: характеристика юридических фактов (действия или события), ставших основанием для возникновения правоприменительных административно-правовых отношений; круг субъектов возникающих административно-правовых отношений, которые носят типовой временно-предметный характер; их права и обязанности, а также формы и методы их осуществления (реализации).


Например, в соответствии с ч. 4 ст. 32.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Правительство Российской Федерации утвердило Положение о порядке отбывания административного ареста1. В Постановлении определено, что арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке, закрытых на замки камерах и под постоянной охраной. На МВД РФ возлагается медицинское, санитарно-противоэпидемическое обеспечение и питание арестованных. Арестованным разрешается получение передач и прогулка в дневное время под контролем продолжительностью не менее одного часа. После освобождения арестованным выдается справка, в которой указываются срок нахождения под арестом и основания освобождения.

 


Тема 10. Административное процесс и административные производства

 

Вопрос 1. Сущность административного процесса.

 

Административный процесс – государственно-властная деятельность, представляющая собой совокупность последовательно совершаемых действий, с помощью которой решения органов государственной власти облачаются в предусмотренную законом юридическую форму – правовые акты, как индивидуальные, так и нормативные.

 

Основанием для осуществления административного процесса в рамках определенного вида производств является не только позитивное поведение, но чаще всего административное правонарушение, совершенное физическим или юридическим лицом.

Основу для формирования понятия административного процесса в широком (правоприменительном) и узком (правоохранительном) смыслах составляет административно-процессуальная деятельность, подразделяющаяся на: административно-процедурную и административно-юрисдикционную.

К принципам административного процесса, которые базируются на принципах административного права, относятся:

·     законность;

·     конкретность;

·     заинтересованность не только участников процесса, но и населения в целом, т.е. публичный характер;

·     упрощенный характер и быстрота разбирательства;

·     охрана интересов личности, общества и государства;

·     презумпция невиновности; доступность и гласность;

·     материальная истина;

·     равенство сторон;

·     национальный язык рассмотрения спорной ситуации;

·     самостоятельность должностного лица в принятии решения;

·     юридическая ответственность уполномоченных органов власти и должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса и принятое решение.

 

Структуру административного процесса образуют следующие производства:

·        производство по принятию нормативных актов государственного управления;


·     производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления;

·     производство по административно-правовым жалобам и спорам;

·     производство по делам о поощрениях;

·     производство по делам об административных правонарушениях;

·     производство по дисциплинарным делам;

·     регистрационное производство;

·     лицензионное производство;

·     исполнительное производство.

 

Реализация норм административного права в порядке административных производств осуществляется в соответствии с соблюдением установленных административных процедур, которые представляют собой нормативно установленный порядок последовательно совершаемых действий субъектов права для реализации их прав и обязанностей.

Под законодательным регулированием административных процедур понимается введение единых процессуальных правил построения взаимоотношений между государственными органами и гражданами: принятие индивидуальных актов административными органами, их изменение, обжалование и отмена.

Законодательство об административных процедурах состоит из федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, устанавливающих правила рассмотрения и разрешения административных дел коллегиальными органами и должностными лицами.

 

Вопрос 2. Производство по делам об административных правонарушениях.

 

Особенности производства по делам об административных правонарушениях. Более пристальное внимание к производству по делам об административных правонарушениях по отношению к другим административным производствам объясняется тем, что среди всех видов правонарушений – административные являются наиболее распространенными (если не массовыми). Ежегодно в Российской Федерации только регистрируется более 3,5 млн административных правонарушений практически во всех сферах общественной жизни, которые рассматриваются в судебном, а чаще всего – во внесудебном порядке.

В той или иной степени процедура их рассмотрения и выносимые по ним решения затрагивают интересы значительного массива граждан и создают определенное представление у населения не только об уровне законности в государстве, но и степени справедливости действий органов государственной власти. Этот фактор имеет большое политическое и социальное значение.


Основы административно-процессуальной деятельности имеют единую регламентацию на всей территории Российской Федерации. При этом соответствующие нормы распространяются на деятельность такого рода, осуществляемую как во внесудебном (т.е. административном), так и в судебном порядке.

К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

·     порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе мер по обеспечению производства по такого рода делам;

·     порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

 

В разделе IV Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации («Производство по делам об административных правонарушениях») закреплены правовые основы, которыми руководствуются уполномоченные органы государственной власти и должностные лица при рассмотрении конкретных дел. Многие положения, закрепленные в ней, имеют общее сходство с другими видами процессов – гражданским, арбитражным, уголовным, а именно: наказуемость за дачу ложных показаний, заявление ходатайств, презумпция невиновности, гласность, издержки по делу, прокурорский надзор и т.д.

Задачами производства по делам об административных правонарушенияхявляются: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1.).

Исходя из того, что в Российской Федерации государственным языком на законодательном уровне определен русский язык, в КоАП РФ отражено, что производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке. В то же время допускается, что производство по делам об административных правонарушениях «может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях».[38]

Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право на использование родного языка либо другого свободно избранного указанными лицами языка общения, а также право пользоваться услугами переводчика.