Файл: Тема Государственно управление и исполнительная власть Вопрос Понятие, характерные черты и критерии эффективности государственного управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вместе с тем компетентные органы вправе освободить лицо от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ). Таким образом, реализация административных санкций не обязательно сопутствует административному правонарушению, но возможность их применения является его обязательным признаком.

 

Вопрос 4. Административная ответственность. Понятие и основные черты административной ответственности.

 

Характерные черты и принципы административной ответственности. Сущность административной ответственности состоит в предусмотренной административным законодательством обязанности правонарушителя дать отчет о своих виновных, неправомерных действиях и в надлежащих случаях понести наказание в виде административного наказания, налагаемого компетентными органами, в соответствии с характером совершенного административного правонарушения. Это государственная принудительная «ответная мера» за совершение правонарушения, применение в установленном порядке санкций административного права, сопровождаемое государственным и общественным осуждением и порицанием личности нарушителя и его противоправного деяния.

Административная ответственность – это разновидность юридической ответственности. Она характеризуется как выражение неотвратимости реагирования государства на административные правонарушения.

В то же время из года в год в стране наблюдается низкая собираемость штрафов – как одного из видов административной ответственности, применяемого в отношении физических и юридических лиц.

Административной ответственности присущи общие признаки юридической ответственности. Вместе с тем административная ответственность имеет свои характерные признаки, состоящие в том, что она:

1)      представляет собой государственное принуждение в виде применения установленных законодательством административных наказаний за совершение административных правонарушений. Она сопровождается осуждением противоправного поведения от имени государства в лице его уполномоченных органов и должностных лиц;

2)      является правовой ответственностью, выступающей за административные правонарушения, совершаемые в различных отраслях и сферах государственной деятельности (законодательство об административных правонарушениях охраняет нормы земельного, финансового, таможенного и других отраслей права);


3)      регулируется актами высших органов государственной власти РФ, нормативными актами субъектов федерации, издаваемыми в пределах предоставленной компетенции;

4)      применяется многими государственными органами и должностными лицами на основе административно-процессуальных норм, которые определяют порядок рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении, обжалования, опротестования и исполнения постановления по делу;

5)      не влечет судимости, отличается меньшей тяжестью и более коротким сроком давности (в отличие от уголовной ответственности);

6)      не связана с подчиненностью, служебными отношениями правоприменителя и правонарушителя (в отличие от дисциплинарной ответственности);

7)      может наступить и без причинения нарушителем материального ущерба (в отличие от гражданско-правовой ответственности).

 

Административная ответственность базируется на следующих основных принципах: законности; целесообразности ответственности; неотвратимости ответственности; индивидуализации мер ответственности.

Освобождение от административной ответственности, смягчающие и отягчающие обстоятельства. Устанавливая административную ответственность, законодательство вместе с тем предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших административные правонарушения, от этого вида ответственности. Лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости либо находившееся в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности.

Понятие «крайняя необходимость» раскрыто в ст. 2.7 КоАП РФ. Состояние крайней необходимости признается, если лицо причинило вред охраняемым законом интересам, но действовало в условиях, угрожающих личности, правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Правонарушитель может быть также освобожден от административной ответственности при малозначительности правонарушения. В этом случае орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).

В КоАП РФ дан перечень обстоятельств, смягчающих и отягчающих
 административную ответственность, т.е. тех обстоятельств, которые усиливают либо ослабляют ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, служат (ст. 4.2 КоАП РФ):

1)      раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2)      предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

3)      добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

4)      совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

5)      совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

6)      совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

 

Кроме того, судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в законодательстве.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, являются (ст. 4.3 КоАП РФ):

1)      продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2)      повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

3)      вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4)      совершение административного правонарушения группой лиц;

5)      совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6)      совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

 

Данный перечень является исчерпывающим, т.е. в отличие от обстоятельств, смягчающих ответственность, судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, не вправе признавать отягчающими иные обстоятельства. Кроме того, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения указанные органы могут не признать данное обстоятельство отягчающим.


Административная ответственность должностных лиц. Кодекс РФ об административных правонарушениях предусмотрел административную ответственность должностных лиц, которая отличается своей спецификой. Данное положение закреплено в ст. 2.4 Кодекса, которая гласит, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. С принятием КоАП РФ в законодательстве об административных правонарушениях появилось определение должностного лица (примечание к ст. 2.4 КоАП).

Для этой категории физических лиц в качестве меры административной ответственности предусмотрено наказание в виде дисквалификации. Дисквалификация означает лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Решение о применении дисквалификации принимается только судом. Министерству внутренних дел Российской Федерации поручено вести реестр дисквалифицированных лиц.

Административная ответственность юридических лиц. В ст. 2.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц. Они несут административную ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП, а также законами субъектов Российской Федерации. Ответственность юридических лиц наступает лишь тогда, когда санкция соответствующей статьи прямо адресуется юридическим лицам либо такая адресация содержится в ее диспозиции. В противном случае административная ответственность юридических лиц исключается.

В случае слияния нескольких юридических лиц, присоединения одного юридического лица к другому, разделения юридического лица и выделения из него одного или нескольких юридических лиц, преобразования юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида вопрос об административной ответственности решается в отношении того лица, которое является правопреемником реорганизованного.


Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Реорганизация юридического лица осуществляется в форме слияния (два и более юридических лиц превращаются в одно), присоединения (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому), разделения (юридическое лицо делится на два или более юридических лиц), выделения (из состава юридического лица выделяется одно или несколько юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать) и преобразования (юридическое лицо одного вида трансформируется в юридическое лицо другого вида).

Кроме того, существует категория лиц, привлечение которых к ответственности за совершение административных правонарушений имеет ряд особенностей. К ним относятся: военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, федеральной службы безопасности и таможенных органов (ст. 2.5 КоАП РФ).

1)      Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане – это лица, проходящие военную службу и имеющие статус, устанавливаемый федеральным законом «О статусе военнослужащих».

К военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; а также сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву. Граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

Воинская обязанность граждан предусматривает кроме призыва на военную службу и прохождения ее по призыву также призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе для подготовки к военной службе.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане за административные правонарушения, совершенные во время прохождения военной службы или нахождения на военных сборах, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» на основании общевоинских уставов.

2)      Сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном порядке присвоены специальные звания.