Файл: Тема Государственно управление и исполнительная власть Вопрос Понятие, характерные черты и критерии эффективности государственного управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а также в других случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. Решение об этом выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения (ст. 24.3.).

КоАП РФ определяет круг следующих обстоятельств, при наличии хотя бы одного их которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (ст. 24.5.):

1)      отсутствие события административного правонарушения;

2)      отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3)      действия лица в состоянии крайней необходимости;

4)      издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5)      отмена закона, установившего административную ответственность;

6)      истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7)      наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8)      смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

 

Участники производства по делам об административных правонарушениях. 
Участниками производства по делам об административных правонарушениях являются (гл. 25 КоАП РФ):

1)      лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

2)      потерпевший – физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред;

3)      законные представители физического лица;

4)      законные представители юридического лица;

5)      защитник (для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении) и представитель (для оказания юридической помощи потерпевшему);

6)      свидетель – лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению;

7)      понятой – любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо (их общее количество – не более 2-х);

8)      специалист – любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств;

9)      эксперт – любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения;

10)  переводчик – любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо (назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении), владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении;

11)  прокурор, который в пределах своих полномочий вправе: возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

 

Нормативно определены размеры компенсации расходов, понесенных понятым в связи с исполнением обязанностей понятого при совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц
[39]. Онивключают в себя расходы, связанные с оплатой за счет средств федерального бюджета проезда, наймом жилого помещения и выплатой суточных.

За лицом, привлеченным в качестве понятого, за время его отсутствия сохраняется место работы. Ему возмещается недополученная заработанная плата. Неработающим, а также работающим лицам, привлеченным в качестве понятых в нерабочее время, предусмотрена выплата компенсации в связи с потерей времени вразмере суточных, установленных для служебных командировок на территории Российской Федерации.

Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении. По делу об административном правонарушении в обязательном порядке подлежат выяснению следующие обстоятельства (ст. 26.1.):

1)      наличие события административного правонарушения;

2)      лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3)      виновность лица в совершении административного правонарушения;

4)      обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5)      характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6)      обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7)      иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

 

Доказательствами по делу об административном правонарушении могут быть любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные фиксируются в протоколе об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.


Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления, уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении(ст. 27.1.):

1)      Доставление, т.е. принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

2)      Административное задержание, т.е. кратковременное ограничение свободы физического лица (как правило, на срок не более 3-х часов), которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

 

По делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, о нарушении таможенных правил (ч. 2 ст. 27.5), а также в отношении некоторых правонарушений, предусмотренных гл. ХХ «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность» (включая мелкое хулиганство – ст. 20.1), за которые может быть назначено наказание в виде административного ареста (ч. 3 ст. 27.5), привлекаемое к ответственности лицо при наличии определенных законом оснований может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов, исчисляемый, по общему правилу, с момента доставления (ч. 4 ст. 27.5). При этом задержанные лица содержатся в специальных помещениях, исключающих возможность их самовольного оставления (ст. 27.6).

Административное задержание в качестве принудительной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении не может применяться, если оно не обусловлено целями, в силу которых законным признается задержание лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения.


Понятия «законное задержание» и «задержание, произведенное в установленном законом порядке» включают обязанность осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях органов государственной власти и их должностных лиц соблюдать нормы материального и процессуального законодательства.

Если задержанное лицо не было впоследствии привлечено к административной ответственности и не предстало перед судом, то это не означает, что задержание было незаконным и нарушало требования ст. 22 Конституции РФ и подп. «c» п. 1 ст. 5 Конвенции. Факты и сведения, которые дают основания для применения задержания как предварительной меры принуждения с целью обеспечения производства по делу об административном правонарушении, могут оказаться впоследствии недостаточными для принятия решения об административной ответственности.

Целью задержания как обеспечительной меры является создание условий для проведения производства по делу о соответствующем административном правонарушении для проверки фактов, подтверждения или устранения конкретных подозрений, обосновывающих задержание, подготовки необходимых документов для передачи дела на рассмотрение суда.

3)      Протокол об административном задержании, в котором указываются: дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

4)      Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, т.е. обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, которое осуществляется в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

5)      Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

6)      Досмотр транспортного средства любого вида, т.е. обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, которое осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

7)      Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и