Файл: Тема Государственно управление и исполнительная власть Вопрос Понятие, характерные черты и критерии эффективности государственного управления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 12. Основы административно-правовой организации государственного управления Российской Федерации в современных условиях
Вопрос 1. Понятие и содержание государственного механизма управления.
Любое государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей. Органы государства учреждаются в установленном законом порядке. Они наделяются государственно-властными полномочиями. Свою деятельность осуществляют от имени и по поручению государства.
В своей совокупности они образуют государственный аппарат, позволяющий осуществлять управляющее воздействие на общество, которое имеет двоякий характер – непосредственная реализация государственной власти, допускающая возможность принуждения, и финансовые обязательства по обеспечению общества набором обязательных услуг: медицина, образование, культура, местное самоуправление, правоохранительная деятельность и т.д.
Механизм государства воплощается в государственном аппарате и процессе его функционирования – выполнении этим аппаратом функций государства.
В широком смысле механизм государства рассматривается с точки зрения характеристики деятельности трех его составных частей: государственного аппарата, государственных учреждений, государственных (и не только) предприятий.
В узком смысле механизм государства отождествляют с аппаратом государства, который представляет собой систему органов государства, создаваемых в установленном законом порядке для решения конкретных задач и наделенных для этого властными полномочиями.
В Российской Федерации государственный аппарат отражает федеративное устройство государства. Он представляет собой сложное системное образование, дифференцированное «по вертикали» и «по горизонтали». В первом случае – это высшие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Во втором – это органы власти национально-государственных, национально-административных и административно-территориальных образований.
Конституция РФ (ст. 10) закрепила три самостоятельные ветви власти, реализовав принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Наряду с органами государственной власти, относящимися к одной из трех ветвей власти, Конституция Российской Федерации предусматривает создание и функционирование еще нескольких конституционных органов государственной власти с особым статусом. К ним относятся: Счетная палата РФ, уполномоченный по правам человека в РФ; Центральный банк РФ; Прокуратура РФ; Центризбирком РФ.
Особый статус этих органов государственной власти определяется не только тем, что они не относятся ни к одной из трех ветвей власти и имеют обособленные важные властные полномочия. Следует подчеркнуть, что их руководители наряду с немногими другими (Председатель Правительства России, судьи Конституционного Суда России, председатели Верховного и Высшего арбитражного судов России) на свои должности назначаются Федеральным Собранием Российской Федерации с обязательным соблюдением определенной процедуры (по представлению кандидатур Президентом России).
Применительно к Российской Федерации следует отметить еще одну особенность в характере их полномочий в законодательной сфере. В отличие от полномочий «классических» органов государственной власти, входящих в состав трех ветвей власти они не обладают правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ).
Вопрос 2. Органы государства, их классификация и компетенции.
Понятие государственного органа. Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства.
Признаки государственного органа:
1) Все органы государства образуются в законодательном порядке
, который определяет их компетенцию. Другими словами, образование и функциональная деятельность органа государства осуществляется на строго правовой основе.
2) Орган государства является самостоятельным элементом государственного аппарата, действует специализированно в системе других органов.
3) Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главными задачами которого являются: обеспечение нормального функционирования общества; защита законных прав и интересов личности; охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.
При формировании органов государственной власти в странах с многонациональным составом населения в обязательном порядке должны учитываться такие факторы, как соотношение пропорционального представительства в органах государственной власти представителей от той или иной национальности или (если речь идет о «мусульманских» государствах) религии.
Органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти обладают следующими признаками:
· являются составной частью системы органов государственной власти;
· порядок их образования, реорганизации и ликвидации осуществляется в установленном законом порядке;
· обладают специальным правовым статусом, закрепляемым в установленном порядке нормативным правовым актом;
· обладают определенной организационной структурой, ориентированной на выполнение стоящих перед ними задач;
· в зависимости от изменения задач, стоящих перед государством, изменяется их система и структура;
· для них характерна определенная самостоятельность деятельности;
· всегда действуют от имени государства;
· наделяются специальной компетенцией и властными полномочиями, рассчитанными для обеспечения успешного выполнения возложенных на них задач;
· их деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;
· руководители органов исполнительной власти в большинстве своем не избираются (исключение – главы исполнительной власти регионов в ряде государств с федеративным устройством), а назначаются в соответствии с нормами национального законодательства;
· во всех государствах абсолютное большинство государственных служащих работают в органах исполнительной власти.
Парламентский контроль предназначен для того, чтобы законодательная власть была в курсе проводимой правительственной политики, конституционными методами способствовала ее общественной полезности и реально гарантировала свободное развитие личности.
Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти, непосредственно осуществляющим полномочия по управлению страной, является правительство,. Руководство деятельностью правительства осуществляет его глава, именуемый председатель правительства – в России. Членами правительства являются председатель правительства, его заместители и федеральные министры (по занимаемой должности).
Органы местного самоуправления. Как правило, органы местного самоуправления имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц (муниципальных советов, префектурных собраний, Советов народных депутатов, национальных советов, коммунальных советов). Местные представительные органы избираются непосредственно населением административно-территориальных единиц. Им в пределах, установленных законом, подведомственны местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности и др.
Основными принципами организации и деятельности механизма демократического государства являются: представительство интересов населения страны, которое проявляется через суверенитет; федерализм; гласность; профессионализм и компетентность; законность; демократизм; принцип разделения властей.
Той или иной компетенцией обладают все элементы политической системы.
Базовые источники компетенции – это положения Конституции Российской Федерации и федеральное законодательство. Детализация предметной компетенции отражается в подзаконных актах (уставы, положения, регламенты). Вопрос объема и видов полномочий федеральных и иных органов государственной власти решается исходя из сочетания трех принципов (ст. 71–72 Конституции РФ):
1)Принцип исключительной компетенции федерации – определения предметов ведения, по которым только она принимает решения, издает нормативные акты. Все остальные вопросы, не вошедшие в предмет ведения федерации, представляют собой предмет ведения (компетенции) субъектов федерации;
2)Принцип совместной компетенции – установления федеральных полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и иных местных полномочий;
3)Принцип полномочий, отнесенных к компетенции субъектов федерации.
В некоторых федеративных государствах появился такой способ распределения компетенции между союзным государством и входящими в него субъектами федерации, как взаимное делегирование полномочий.
Тема 13. Организация государственной безопасности и государственного управления Российской Федерации в условиях действия специальных правовых режимов
Вопрос 1. Государственное управление при чрезвычайных ситуациях.
Государственная безопасность представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. В соответствии с Законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г.1 к основным объектам безопасности относятся:
· личность – ее права и свободы;
· общество – его материальные и духовные ценности;
· государство –его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Под угрозой безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Любая угроза безопасности предполагает количественное либо качественное изменение социальной системы или среды, при которой затрудняется, нарушается или становится невозможным нормальная жизнедеятельность объектов безопасности.
Виды угрозы классифицируются по различным основаниям:
1) По вероятности реализации выделяются реальные угрозы, т.е. те, деструктивное воздействие которых может осуществляться в любом отрезке времени, и потенциальные (удаленные) – возможные только в случае формирования каких-либо условий.
2) По месту расположения источников опасности угрозы могут быть: внутренние – чьи источники находятся на территории страны;
Вопрос 1. Понятие и содержание государственного механизма управления.
Любое государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей. Органы государства учреждаются в установленном законом порядке. Они наделяются государственно-властными полномочиями. Свою деятельность осуществляют от имени и по поручению государства.
В своей совокупности они образуют государственный аппарат, позволяющий осуществлять управляющее воздействие на общество, которое имеет двоякий характер – непосредственная реализация государственной власти, допускающая возможность принуждения, и финансовые обязательства по обеспечению общества набором обязательных услуг: медицина, образование, культура, местное самоуправление, правоохранительная деятельность и т.д.
Механизм государства – это «набор» и структура функционально определенных органов государства, их структурных подразделений и должностей (должностных лиц и представителей власти). |
Механизм государства воплощается в государственном аппарате и процессе его функционирования – выполнении этим аппаратом функций государства.
В широком смысле механизм государства рассматривается с точки зрения характеристики деятельности трех его составных частей: государственного аппарата, государственных учреждений, государственных (и не только) предприятий.
В узком смысле механизм государства отождествляют с аппаратом государства, который представляет собой систему органов государства, создаваемых в установленном законом порядке для решения конкретных задач и наделенных для этого властными полномочиями.
В Российской Федерации государственный аппарат отражает федеративное устройство государства. Он представляет собой сложное системное образование, дифференцированное «по вертикали» и «по горизонтали». В первом случае – это высшие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Во втором – это органы власти национально-государственных, национально-административных и административно-территориальных образований.
Конституция РФ (ст. 10) закрепила три самостоятельные ветви власти, реализовав принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Наряду с органами государственной власти, относящимися к одной из трех ветвей власти, Конституция Российской Федерации предусматривает создание и функционирование еще нескольких конституционных органов государственной власти с особым статусом. К ним относятся: Счетная палата РФ, уполномоченный по правам человека в РФ; Центральный банк РФ; Прокуратура РФ; Центризбирком РФ.
Особый статус этих органов государственной власти определяется не только тем, что они не относятся ни к одной из трех ветвей власти и имеют обособленные важные властные полномочия. Следует подчеркнуть, что их руководители наряду с немногими другими (Председатель Правительства России, судьи Конституционного Суда России, председатели Верховного и Высшего арбитражного судов России) на свои должности назначаются Федеральным Собранием Российской Федерации с обязательным соблюдением определенной процедуры (по представлению кандидатур Президентом России).
Применительно к Российской Федерации следует отметить еще одну особенность в характере их полномочий в законодательной сфере. В отличие от полномочий «классических» органов государственной власти, входящих в состав трех ветвей власти они не обладают правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ).
Вопрос 2. Органы государства, их классификация и компетенции.
Понятие государственного органа. Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства.
Орган государства – это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое. |
Признаки государственного органа:
1) Все органы государства образуются в законодательном порядке
, который определяет их компетенцию. Другими словами, образование и функциональная деятельность органа государства осуществляется на строго правовой основе.
2) Орган государства является самостоятельным элементом государственного аппарата, действует специализированно в системе других органов.
3) Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главными задачами которого являются: обеспечение нормального функционирования общества; защита законных прав и интересов личности; охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.
При формировании органов государственной власти в странах с многонациональным составом населения в обязательном порядке должны учитываться такие факторы, как соотношение пропорционального представительства в органах государственной власти представителей от той или иной национальности или (если речь идет о «мусульманских» государствах) религии.
Органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти обладают следующими признаками:
· являются составной частью системы органов государственной власти;
· порядок их образования, реорганизации и ликвидации осуществляется в установленном законом порядке;
· обладают специальным правовым статусом, закрепляемым в установленном порядке нормативным правовым актом;
· обладают определенной организационной структурой, ориентированной на выполнение стоящих перед ними задач;
· в зависимости от изменения задач, стоящих перед государством, изменяется их система и структура;
· для них характерна определенная самостоятельность деятельности;
· всегда действуют от имени государства;
· наделяются специальной компетенцией и властными полномочиями, рассчитанными для обеспечения успешного выполнения возложенных на них задач;
· их деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;
· руководители органов исполнительной власти в большинстве своем не избираются (исключение – главы исполнительной власти регионов в ряде государств с федеративным устройством), а назначаются в соответствии с нормами национального законодательства;
· во всех государствах абсолютное большинство государственных служащих работают в органах исполнительной власти.
Парламентский контроль предназначен для того, чтобы законодательная власть была в курсе проводимой правительственной политики, конституционными методами способствовала ее общественной полезности и реально гарантировала свободное развитие личности.
Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти, непосредственно осуществляющим полномочия по управлению страной, является правительство,. Руководство деятельностью правительства осуществляет его глава, именуемый председатель правительства – в России. Членами правительства являются председатель правительства, его заместители и федеральные министры (по занимаемой должности).
Органы местного самоуправления. Как правило, органы местного самоуправления имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц (муниципальных советов, префектурных собраний, Советов народных депутатов, национальных советов, коммунальных советов). Местные представительные органы избираются непосредственно населением административно-территориальных единиц. Им в пределах, установленных законом, подведомственны местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности и др.
Основными принципами организации и деятельности механизма демократического государства являются: представительство интересов населения страны, которое проявляется через суверенитет; федерализм; гласность; профессионализм и компетентность; законность; демократизм; принцип разделения властей.
Компетенция – совокупность всех полномочий (прав и обязанностей), которыми законом наделен определенный государственный орган и его структурное подразделение, конкретное должностное лицо, представитель власти. |
Той или иной компетенцией обладают все элементы политической системы.
Базовые источники компетенции – это положения Конституции Российской Федерации и федеральное законодательство. Детализация предметной компетенции отражается в подзаконных актах (уставы, положения, регламенты). Вопрос объема и видов полномочий федеральных и иных органов государственной власти решается исходя из сочетания трех принципов (ст. 71–72 Конституции РФ):
1)Принцип исключительной компетенции федерации – определения предметов ведения, по которым только она принимает решения, издает нормативные акты. Все остальные вопросы, не вошедшие в предмет ведения федерации, представляют собой предмет ведения (компетенции) субъектов федерации;
2)Принцип совместной компетенции – установления федеральных полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и иных местных полномочий;
3)Принцип полномочий, отнесенных к компетенции субъектов федерации.
В некоторых федеративных государствах появился такой способ распределения компетенции между союзным государством и входящими в него субъектами федерации, как взаимное делегирование полномочий.
Тема 13. Организация государственной безопасности и государственного управления Российской Федерации в условиях действия специальных правовых режимов
Вопрос 1. Государственное управление при чрезвычайных ситуациях.
Государственная безопасность представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. В соответствии с Законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г.1 к основным объектам безопасности относятся:
· личность – ее права и свободы;
· общество – его материальные и духовные ценности;
· государство –его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Под угрозой безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Любая угроза безопасности предполагает количественное либо качественное изменение социальной системы или среды, при которой затрудняется, нарушается или становится невозможным нормальная жизнедеятельность объектов безопасности.
Виды угрозы классифицируются по различным основаниям:
1) По вероятности реализации выделяются реальные угрозы, т.е. те, деструктивное воздействие которых может осуществляться в любом отрезке времени, и потенциальные (удаленные) – возможные только в случае формирования каких-либо условий.
2) По месту расположения источников опасности угрозы могут быть: внутренние – чьи источники находятся на территории страны;