Файл: Тема Государственно управление и исполнительная власть Вопрос Понятие, характерные черты и критерии эффективности государственного управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
внешние – чьи источники расположены за пределами России.

3)      По сферам человеческой деятельности можно вести речь о политических, экономических, военных, криминологических и иных угрозах.

4)      По отношению к человеческой деятельности различаются объективные угрозы, которые формируются независимо от целенаправленной деятельности людей либо проистекают из качественных особенностей объекта безопасности, и субъективные – т.е. обусловливаемые сознательными действиями каких-либо лиц или структур – разведывательной, подрывной и террористической и иной организованной преступной деятельностью.

5)      По масштабам воздействия угрозы могут быть: всеобщие – их последствия отражаются на состоянии всей страны; локальные – последствия их реализации дезорганизуют жизнь какой-либо части страны; частные – последствия их реализации затрагивают интересы отдельного индивида.

 

Совокупность угроз не является постоянной. Угрозы могут появляться и исчезать, возрастать и уменьшаться. Оценка угрозы является обязанностью органов исполнительной власти при планировании и принятии соответствующих решений во всех областях социальной жизни.

Именно характер и степень вероятности угроз предопределяют содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Под обеспечением безопасности подразумевается система экономических, политических, организационных, правовых и иных мер по охране и защите личности, общества и государства, адекватных угрозам их жизненно важным интересам.

Основным субъектом обеспечения безопасности выступает государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Государство не только обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории страны, но и гарантирует гражданам РФ, находящимся за ее пределами, защиту и покровительство.

Совет безопасности. Президент РФ формирует и возглавляет Совет безопасности РФ, который согласно п. «ж» ст. 83 Конституции РФ, Закону РФ «О безопасности» и Положению о Совете безопасности, утвержденному Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. № 726, является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.


Решения Совета безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Президента, иные решения – протоколами. Специальными федеральными органами обеспечения государственной безопасности являются: Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны, Государственная фельдъегерская служба.

Федеральная служба безопасности (ФСБ России). В соответствии с Федеральным законом «Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г.1 они представляют собой строго централизованную систему, т.е. они не подконтрольны и не подотчетны органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно Положению о Федеральной службе безопасности, утвержденному Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 9601, ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты и охраны Государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности, определенные законодательством РФ, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.

Органы ФСБ России в соответствии с законодательством призваны осуществлять:

1)      контрразведывательную деятельность;

2)      защиту и охрану Государственной границы РФ;

3)      борьбу с преступностью;

4)      разведывательную деятельность;

5)      обеспечение информационной безопасности.

 

Федеральные органы внешней разведки. Правовые основы осуществления внешней разведывательной деятельности определяются Федеральным законом «О внешней разведке» от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ1.

В соответствии со ст. 1 вышеуказанного Федерального закона внешняя разведка Российской Федерации как совокупность специально создаваемых государством органов внешней разведки является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации. Разведывательная деятельность осуществляется указанными органами посредством добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц, а также посредством оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.


На основании ст. 5 Закона целями разведывательной деятельности являются:

1)      обеспечение Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;

2)      обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики России в сфере безопасности;

3)      содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности России.

 

Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки предоставляются соответствующие полномочия:

·     по установлению на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими это согласие;

·     осуществлению мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;

·     использованию в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки;

·     организации и обеспечению защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории страны;

·     обеспечению безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами ее территории, и членов их семей в государстве пребывания и т.п.

 

Федеральная служба охраны РФ (ФСО России). В соответствии с Положением о ФСО России, утвержденным Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 10131, Федеральная служба охраны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Федерации и другим государственным органам.

Основными задачами ФСО России являются:

·     обеспечение безопасности объектов государственной охраны, т.е. должностных лиц, подлежащих государственной охране (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатели палат Федерального Собрания РФ, председатели Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, Генеральный прокурор РФ) в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;


·     защита охраняемых объектов, т.е. зданий, строений, сооружений, в которых размещены федеральные органы государственной власти, территорий и акваторий, прилегающих к указанным объектам, подлежащих защите в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны;

·     предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;

·     предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны и на трассах проезда;

·     участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;

·     обеспечение собственной безопасности.

 

ФСО России на основе предоставленных полномочий:

·     осуществляет персональную охрану Президента РФ, членов его семьи, проживающих совместно с ним или сопровождающих его, Председателя Правительства и других объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания, в том числе на трассах проезда;

·     осуществляет транспортное и бытовое обслуживание (включая безопасное питание) Президента, членов его семьи, проживающих совместно с ним или сопровождающих его, Председателя Правительства, а также транспортное обслуживание других объектов государственной охраны;

·     обеспечивает Президента президентской связью, в том числе с главами иностранных государств и главами правительств иностранных государств, а также правительственной и иными видами специальной связи в местах его постоянного и временного пребывания и при его передвижениях;

·     обеспечивает в соответствии с федеральным законодательством предоставление мер государственной охраны Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий;

·     организует и осуществляет проведение охранных, режимных, технических и иных мероприятий в местах постоянного и временного пребывания, в том числе на трассах проезда, объектов государственной охраны, обеспечивает поддержание в указанных местах общественного порядка, принимает меры по устранению обстоятельств, препятствующих осуществлению государственной охраны;

·     осуществляет функции специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области правительственной связи и информации, а также в установленном порядке международно-правовую защиту присвоений (назначений) радиочастот и радиочастотных каналов.


 

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России). В соответствии с Положением о Государственной фельдъегерской службе РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 13 августа 2004 г. № 10741, ГФС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации. Эта служба – составная часть системы сил и средств обеспечения безопасности Российской Федерации. Руководство ее деятельностью осуществляет Президент РФ.

Основными задачами ГФС России являются:

1)      обеспечение оперативной доставки и гарантированной сохранности отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений: Президента, федеральных органов государственной власти; органов прокуратуры Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Федерации; органов местного самоуправления по решению Правительства; членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации; Минобороны России, органов управления видов Вооруженных Сил РФ, родов войск, военных округов, флотов, округов внутренних войск МВД России, территориальных органов ФСБ России; администраций промышленных и военных объектов, имеющих особо важное государственное значение, по решению Правительства;

2)      доставка за рубеж корреспонденции, а также технической документации и образцов промышленных изделий по решению Президента или Правительства;

3)      доставка корреспонденции глав зарубежных государств и глав правительств зарубежных государств, органов государственной власти государств – участников Соглашения о Межправительственной фельдъегерской связи;

4)      доставка корреспонденции органов Содружества Независимых Государств, расположенных на территории Российской Федерации;

5)      управление территориальными органами ГФС России и обеспечивающими деятельность ГФС России организациями, созданными для решения возложенных на службу задач.