Файл: Тема Государственно управление и исполнительная власть Вопрос Понятие, характерные черты и критерии эффективности государственного управления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 14. Государственное управление экономикой
Вопрос 1. Правовое положение органов управления в сфере экономики, их система.
Государственно-административное управление в сфере экономики представляет собой обособленную совокупность норм административного права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления административно-публичной деятельности и публичного взаимодействия физических лиц и (или) организаций в сфере экономики. Предметом административно-экономического права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления административно-публичной деятельности и публичного взаимодействия физических лиц и (или) организаций в сфере экономики.
Управление экономикой. Государственное управление в сфере экономики осуществляется соответствующими органами исполнительной власти и должностными лицами. Их компетенция и принципы деятельности определяются законами и другими нормативными актами.
Сферу экономики составляют:
· сфера материального производства, включающая совокупность отраслей, в которых создается непосредственно материальный продукт;
· отрасли непроизводственной сферы, результатом функционирования которых является оказание услуг нематериального характера.
К отраслям экономики относятся:
· промышленность;
· строительство;
· агропромышленный комплекс;
· жилищно-хозяйственный комплекс;
· транспорт;
· связь;
· торговля;
· природопользование и охрана окружающей природной среды.
Правовую основу государственного регулирования экономики составляют многочисленные нормативные правовые акты. Среди них: кодексы и, прежде всего, Гражданский кодекс Российской Федерации; федеральные законы; федеральные и региональные целевые программы; нормативные правовые акты, утверждающие положения об органах исполнительной власти, действующих в сфере экономики, и др.
Основными задачами государственного регулирования в сфере экономики являются:
1) обеспечение стабильного, динамичного и сбалансированного развития всех отраслей экономики;
2) обеспечение равных возможностей для участия в экономической деятельности всем субъектам экономических отношений;
3) обеспечение защиты прав и законных интересов субъектов экономических отношений, выявление и пресечение нарушений их прав и законных интересов со стороны недобросовестных участников рынка;
4) обеспечение безопасности экономической деятельности, выявление и пресечение угроз безопасности государства и общества, возникающих в ходе ее осуществления.
Действующее законодательство Российской Федерации в сфере экономики предусматривает:
· недопущение отказа в регистрации хозяйствующих субъектов различных форм собственности по мотивам нецелесообразности;
· отказ только в прямо предусмотренных случаях;
· защиту прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, действующих на территории Российской Федерации, и иностранных государств на основе международных соглашений;
· запрещение дискриминации субъектов экономической деятельности со стороны государства, его органов и должностных лиц;
· защиту имущества хозяйствующих субъектов от незаконного изъятия;
· экономическую, научно-техническую и правовую поддержку предпринимательской деятельности;
· возможность страхования коммерческих рисков страховыми обществами;
· недопущение монопольного положения на рынке хозяйствующих субъектов и их объединений;
· пресечение недобросовестной конкуренции;
· обеспечение экономической безопасности государства.
Современное российское законодательство определило конкретные границы, за которыми полномочия государственных органов по вмешательству в повседневную деятельность хозяйствующих субъектов резко ограничиваются. Оно может осуществляться только в случаях нарушения норм действующего законодательства в области противопожарной безопасности, санитарных правил, экологии, социальной защиты, трудового законодательства и т.п.
Осуществляя управление экономической сферой, государство гарантирует субъектам экономических правоотношений:
· реальную защиту экономической деятельности (правовую, организационную, финансовую и т.п.);
· единство экономического пространства;
· свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
· развитие и поддержку конкуренции;
· свободу экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
На территории Российской Федерации не допускается установление законодательно не предусмотренных таможенных границ, пошлин, сборов и создание каких либо иных препятствий для перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Государство в равной степени признает и защищает государственную, муниципальную, частную и иные формы собственности.
Самостоятельным видом гарантий является порядок, согласно которому справки по операциям и счетам субъектов экономической деятельности (независимо от формы собственности) выдаются самим организациям, а также финансовым органам по вопросам налогообложения. Интерес последних в законодательном порядке ограничен. Если же физическое лицо занимается индивидуальным предпринимательством, то справки по его счетам и вкладам могут выдаваться его представителям, судам и следственным органам. Последние имеют право истребовать справки только по делам, находящимся у них в производстве, и только в случаях, когда на денежные средства клиентов наложен арест, обращено взыскание или применена конфискация имущества.
Основные задачи государства в области регулирования экономики заключаются в следующем:
· создание правовых, экономических и организационных условий для развития предпринимательской деятельности;
· целенаправленное формирование системы государственной поддержки предпринимательской деятельности;
· открытие и поддержка малых хозяйственных субъектов в различных сферах для обеспечения рынка отечественными товарами;
· поддержка деловой и инвестиционной активности, развитие конкуренции на рынке товаров и услуг;
· инициирование финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, поиск новых источников финансирования предпринимательской деятельности;
· широкое распространение типовых элементов инфраструктуры, созданных в предыдущие годы.
На современном этапе осуществляется работа по созданию системы государственной поддержки хозяйствующих субъектов на федеральном и региональном уровнях, отрабатывается и определяется механизм координации и обмена опытом по осуществлению программ поддержки экономической деятельности, реализуемых при поддержке международных организаций.
Государство использует имеющиеся интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы для укрепления и расширения сети научных и учебных учреждений, связанных с подготовкой и переподготовкой кадров, изучением проблем эффективного развития экономики.
Особенностью современной деятельности государственных органов по регулированию экономики страны является более четкое разграничение полномочий и ответственности государства и его органов за решение вопросов поддержки и контроля хозяйственной деятельности.
Система органов управления в сфере экономики.
Государственное управление в сфере экономики осуществляется соответствующими органами исполнительной власти, которые в свою очередь представляют единую систему. В нее входят: Президент Российской Федерации; Правительство Российской Федерации; федеральные министерства, службы и агентства; иные федеральные органы государственной власти (Счетная палата РФ, Центральный банк РФ); органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Полномочия Президента Российской Федерации в сфере экономики состоят, прежде всего, в том, что он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, а также о состоянии экономического развития страны.
В систему федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих административно-публичную деятельность в сфере экономики, входят следующие органы.
1)Органы общей компетенции
К их числу относится Правительство Российской Федерации. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ наделяется в сфере экономики следующими полномочиям:
1) осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, нормативными указами Президента РФ регулирование экономических процессов;
2) обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
3) прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;
4) вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;
5) осуществляет управление федеральной собственностью;
6) разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;
7) осуществляет общее руководство таможенным делом;
8) принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
9) формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации.
2)Органы межотраслевой и специальной компетенции. К их числу относятся следующие органы:
1.Федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в непосредственном ведении Правительства РФ:
· Федеральная антимонопольная служба (ФАС)– федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказания услуг для федеральных государственных нужд, за исключением работ и оказания услуг по государственному оборонному заказу (Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331)1.
· Федеральная таможенная служба (ФТС)– федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела (Положение о Федеральной таможенной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459)1.
· Федеральная служба по тарифам (ФСТ)– федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением (Положение о Федеральной службе по тарифам, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня2004 г. № 332)2.
Вопрос 1. Правовое положение органов управления в сфере экономики, их система.
Государственно-административное управление в сфере экономики представляет собой обособленную совокупность норм административного права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления административно-публичной деятельности и публичного взаимодействия физических лиц и (или) организаций в сфере экономики. Предметом административно-экономического права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления административно-публичной деятельности и публичного взаимодействия физических лиц и (или) организаций в сфере экономики.
Управление экономикой. Государственное управление в сфере экономики осуществляется соответствующими органами исполнительной власти и должностными лицами. Их компетенция и принципы деятельности определяются законами и другими нормативными актами.
Сферу экономики составляют:
· сфера материального производства, включающая совокупность отраслей, в которых создается непосредственно материальный продукт;
· отрасли непроизводственной сферы, результатом функционирования которых является оказание услуг нематериального характера.
К отраслям экономики относятся:
· промышленность;
· строительство;
· агропромышленный комплекс;
· жилищно-хозяйственный комплекс;
· транспорт;
· связь;
· торговля;
· природопользование и охрана окружающей природной среды.
Правовую основу государственного регулирования экономики составляют многочисленные нормативные правовые акты. Среди них: кодексы и, прежде всего, Гражданский кодекс Российской Федерации; федеральные законы; федеральные и региональные целевые программы; нормативные правовые акты, утверждающие положения об органах исполнительной власти, действующих в сфере экономики, и др.
Основными задачами государственного регулирования в сфере экономики являются:
1) обеспечение стабильного, динамичного и сбалансированного развития всех отраслей экономики;
2) обеспечение равных возможностей для участия в экономической деятельности всем субъектам экономических отношений;
3) обеспечение защиты прав и законных интересов субъектов экономических отношений, выявление и пресечение нарушений их прав и законных интересов со стороны недобросовестных участников рынка;
4) обеспечение безопасности экономической деятельности, выявление и пресечение угроз безопасности государства и общества, возникающих в ходе ее осуществления.
Действующее законодательство Российской Федерации в сфере экономики предусматривает:
· недопущение отказа в регистрации хозяйствующих субъектов различных форм собственности по мотивам нецелесообразности;
· отказ только в прямо предусмотренных случаях;
· защиту прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, действующих на территории Российской Федерации, и иностранных государств на основе международных соглашений;
· запрещение дискриминации субъектов экономической деятельности со стороны государства, его органов и должностных лиц;
· защиту имущества хозяйствующих субъектов от незаконного изъятия;
· экономическую, научно-техническую и правовую поддержку предпринимательской деятельности;
· возможность страхования коммерческих рисков страховыми обществами;
· недопущение монопольного положения на рынке хозяйствующих субъектов и их объединений;
· пресечение недобросовестной конкуренции;
· обеспечение экономической безопасности государства.
Современное российское законодательство определило конкретные границы, за которыми полномочия государственных органов по вмешательству в повседневную деятельность хозяйствующих субъектов резко ограничиваются. Оно может осуществляться только в случаях нарушения норм действующего законодательства в области противопожарной безопасности, санитарных правил, экологии, социальной защиты, трудового законодательства и т.п.
Осуществляя управление экономической сферой, государство гарантирует субъектам экономических правоотношений:
· реальную защиту экономической деятельности (правовую, организационную, финансовую и т.п.);
· единство экономического пространства;
· свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
· развитие и поддержку конкуренции;
· свободу экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
На территории Российской Федерации не допускается установление законодательно не предусмотренных таможенных границ, пошлин, сборов и создание каких либо иных препятствий для перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Государство в равной степени признает и защищает государственную, муниципальную, частную и иные формы собственности.
Самостоятельным видом гарантий является порядок, согласно которому справки по операциям и счетам субъектов экономической деятельности (независимо от формы собственности) выдаются самим организациям, а также финансовым органам по вопросам налогообложения. Интерес последних в законодательном порядке ограничен. Если же физическое лицо занимается индивидуальным предпринимательством, то справки по его счетам и вкладам могут выдаваться его представителям, судам и следственным органам. Последние имеют право истребовать справки только по делам, находящимся у них в производстве, и только в случаях, когда на денежные средства клиентов наложен арест, обращено взыскание или применена конфискация имущества.
Основные задачи государства в области регулирования экономики заключаются в следующем:
· создание правовых, экономических и организационных условий для развития предпринимательской деятельности;
· целенаправленное формирование системы государственной поддержки предпринимательской деятельности;
· открытие и поддержка малых хозяйственных субъектов в различных сферах для обеспечения рынка отечественными товарами;
· поддержка деловой и инвестиционной активности, развитие конкуренции на рынке товаров и услуг;
· инициирование финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, поиск новых источников финансирования предпринимательской деятельности;
· широкое распространение типовых элементов инфраструктуры, созданных в предыдущие годы.
На современном этапе осуществляется работа по созданию системы государственной поддержки хозяйствующих субъектов на федеральном и региональном уровнях, отрабатывается и определяется механизм координации и обмена опытом по осуществлению программ поддержки экономической деятельности, реализуемых при поддержке международных организаций.
Государство использует имеющиеся интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы для укрепления и расширения сети научных и учебных учреждений, связанных с подготовкой и переподготовкой кадров, изучением проблем эффективного развития экономики.
Особенностью современной деятельности государственных органов по регулированию экономики страны является более четкое разграничение полномочий и ответственности государства и его органов за решение вопросов поддержки и контроля хозяйственной деятельности.
Система органов управления в сфере экономики.
Государственное управление в сфере экономики осуществляется соответствующими органами исполнительной власти, которые в свою очередь представляют единую систему. В нее входят: Президент Российской Федерации; Правительство Российской Федерации; федеральные министерства, службы и агентства; иные федеральные органы государственной власти (Счетная палата РФ, Центральный банк РФ); органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Полномочия Президента Российской Федерации в сфере экономики состоят, прежде всего, в том, что он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, а также о состоянии экономического развития страны.
В систему федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих административно-публичную деятельность в сфере экономики, входят следующие органы.
1)Органы общей компетенции
К их числу относится Правительство Российской Федерации. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ наделяется в сфере экономики следующими полномочиям:
1) осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, нормативными указами Президента РФ регулирование экономических процессов;
2) обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
3) прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;
4) вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;
5) осуществляет управление федеральной собственностью;
6) разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;
7) осуществляет общее руководство таможенным делом;
8) принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
9) формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации.
2)Органы межотраслевой и специальной компетенции. К их числу относятся следующие органы:
1.Федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в непосредственном ведении Правительства РФ:
· Федеральная антимонопольная служба (ФАС)– федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказания услуг для федеральных государственных нужд, за исключением работ и оказания услуг по государственному оборонному заказу (Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331)1.
· Федеральная таможенная служба (ФТС)– федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела (Положение о Федеральной таможенной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459)1.
· Федеральная служба по тарифам (ФСТ)– федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением (Положение о Федеральной службе по тарифам, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня2004 г. № 332)2.