Файл: Тема Государственно управление и исполнительная власть Вопрос Понятие, характерные черты и критерии эффективности государственного управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 175

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 14. Государственное управление экономикой

 

Вопрос 1. Правовое положение органов управления в сфере экономики, их система.

 

Государственно-административное управление в сфере экономики представляет собой обособленную совокупность норм административного права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления административно-публичной деятельности и публичного взаимодействия физических лиц и (или) организаций в сфере экономики. Предметом административно-экономического права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления административно-публичной деятельности и публичного взаимодействия физических лиц и (или) организаций в сфере экономики.

 

Управление экономикой. Государственное управление в сфере экономики осуществляется соответствующими органами исполнительной власти и должностными лицами. Их компетенция и принципы деятельности определяются законами и другими нормативными актами.

Сферу экономики составляют:

·     сфера материального производства, включающая совокупность отраслей, в которых создается непосредственно материальный продукт;

·     отрасли непроизводственной сферы, результатом функционирования которых является оказание услуг нематериального характера.

 

К отраслям экономики относятся:

·     промышленность;

·     строительство;

·     агропромышленный комплекс;

·     жилищно-хозяйственный комплекс;

·     транспорт;

·     связь;

·     торговля;

·     природопользование и охрана окружающей природной среды.

 

Правовую основу государственного регулирования экономики составляют многочисленные нормативные правовые акты. Среди них: кодексы и, прежде всего, Гражданский кодекс Российской Федерации; федеральные законы; федеральные и региональные целевые программы; нормативные правовые акты, утверждающие положения об органах исполнительной власти, действующих в сфере экономики, и др.

Основными задачами государственного регулирования в сфере экономики являются:

1)      обеспечение стабильного, динамичного и сбалансированного развития всех отраслей экономики;

2)      обеспечение равных возможностей для участия в экономической деятельности всем субъектам экономических отношений;


3)      обеспечение защиты прав и законных интересов субъектов экономических отношений, выявление и пресечение нарушений их прав и законных интересов со стороны недобросовестных участников рынка;

4)      обеспечение безопасности экономической деятельности, выявление и пресечение угроз безопасности государства и общества, возникающих в ходе ее осуществления.

 

Действующее законодательство Российской Федерации в сфере экономики предусматривает:

·     недопущение отказа в регистрации хозяйствующих субъектов различных форм собственности по мотивам нецелесообразности;

·     отказ только в прямо предусмотренных случаях;

·     защиту прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, действующих на территории Российской Федерации, и иностранных государств на основе международных соглашений;

·     запрещение дискриминации субъектов экономической деятельности со стороны государства, его органов и должностных лиц;

·     защиту имущества хозяйствующих субъектов от незаконного изъятия;

·     экономическую, научно-техническую и правовую поддержку предпринимательской деятельности;

·     возможность страхования коммерческих рисков страховыми обществами;

·     недопущение монопольного положения на рынке хозяйствующих субъектов и их объединений;

·     пресечение недобросовестной конкуренции;

·     обеспечение экономической безопасности государства.

 

Современное российское законодательство определило конкретные границы, за которыми полномочия государственных органов по вмешательству в повседневную деятельность хозяйствующих субъектов резко ограничиваются. Оно может осуществляться только в случаях нарушения норм действующего законодательства в области противопожарной безопасности, санитарных правил, экологии, социальной защиты, трудового законодательства и т.п.

Осуществляя управление экономической сферой, государство гарантирует субъектам экономических правоотношений:

·     реальную защиту экономической деятельности (правовую, организационную, финансовую и т.п.);

·     единство экономического пространства;

·     свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

·     развитие и поддержку конкуренции;


·     свободу экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

 

На территории Российской Федерации не допускается установление законодательно не предусмотренных таможенных границ, пошлин, сборов и создание каких либо иных препятствий для перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Государство в равной степени признает и защищает государственную, муниципальную, частную и иные формы собственности.

Самостоятельным видом гарантий является порядок, согласно которому справки по операциям и счетам субъектов экономической деятельности (независимо от формы собственности) выдаются самим организациям, а также финансовым органам по вопросам налогообложения. Интерес последних в законодательном порядке ограничен. Если же физическое лицо занимается индивидуальным предпринимательством, то справки по его счетам и вкладам могут выдаваться его представителям, судам и следственным органам. Последние имеют право истребовать справки только по делам, находящимся у них в производстве, и только в случаях, когда на денежные средства клиентов наложен арест, обращено взыскание или применена конфискация имущества.

Основные задачи государства в области регулирования экономики заключаются в следующем:

·     создание правовых, экономических и организационных условий для развития предпринимательской деятельности;

·     целенаправленное формирование системы государственной поддержки предпринимательской деятельности;

·     открытие и поддержка малых хозяйственных субъектов в различных сферах для обеспечения рынка отечественными товарами;

·     поддержка деловой и инвестиционной активности, развитие конкуренции на рынке товаров и услуг;

·     инициирование финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, поиск новых источников финансирования предпринимательской деятельности;

·     широкое распространение типовых элементов инфраструктуры, созданных в предыдущие годы.

 

На современном этапе осуществляется работа по созданию системы государственной поддержки хозяйствующих субъектов на федеральном и региональном уровнях, отрабатывается и определяется механизм координации и обмена опытом по осуществлению программ поддержки экономической деятельности, реализуемых при поддержке международных организаций.


Государство использует имеющиеся интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы для укрепления и расширения сети научных и учебных учреждений, связанных с подготовкой и переподготовкой кадров, изучением проблем эффективного развития экономики.

Особенностью современной деятельности государственных органов по регулированию экономики страны является более четкое разграничение полномочий и ответственности государства и его органов за решение вопросов поддержки и контроля хозяйственной деятельности.

Система органов управления в сфере экономики.

Государственное управление в сфере экономики осуществляется соответствующими органами исполнительной власти, которые в свою очередь представляют единую систему. В нее входят: Президент Российской Федерации; Правительство Российской Федерации; федеральные министерства, службы и агентства; иные федеральные органы государственной власти (Счетная палата РФ, Центральный банк РФ); органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере экономики состоят, прежде всего, в том, что он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, а также о состоянии экономического развития страны.

В систему федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих административно-публичную деятельность в сфере экономики, входят следующие органы.

1)Органы общей компетенции

К их числу относится Правительство Российской Федерации. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ наделяется в сфере экономики следующими полномочиям:

1)      осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, нормативными указами Президента РФ регулирование экономических процессов;

2)      обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

3)      прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;


4)      вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

5)      осуществляет управление федеральной собственностью;

6)      разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

7)      осуществляет общее руководство таможенным делом;

8)      принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

9)      формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации.

 

2)Органы межотраслевой и специальной компетенции. К их числу относятся следующие органы:

1.Федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в непосредственном ведении Правительства РФ:

·     Федеральная антимонопольная служба (ФАС)– федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказания услуг для федеральных государственных нужд, за исключением работ и оказания услуг по государственному оборонному заказу (Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331)1.

·     Федеральная таможенная служба (ФТС)– федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела (Положение о Федеральной таможенной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459)1.

·     Федеральная служба по тарифам (ФСТ)– федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением (Положение о Федеральной службе по тарифам, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня2004 г. № 332)2.