Файл: Тема Государственно управление и исполнительная власть Вопрос Понятие, характерные черты и критерии эффективности государственного управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Комплекс мер административно-правового ограничения при введении военного положения:

·     усиление охраны общественного порядка, охраны важных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, военных, государственных и других объектов;

·     эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения; временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

·     введение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

·     приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, в том числе региональных, ведущих пропаганду или агитацию, направленную на подрыв обороноспособности и безопасности страны;

·     привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

·     запрещение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, иных массовых мероприятий;

·     запрещение забастовок;

·     запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток; осуществление проверки документов, личного досмотра, досмотра вещей и транспортных средств;

·     запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых, ядовитых веществ; установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков.

 

Особые правовые режимы Российской Федерации устанавливаются посредством введения в действие норм чрезвычайного законодательства. Это следует рассматривать как естественную и в то же время необходимую и обязательную реакцию государства на конкретный вид угрозы. Чаще всего это группа угроз внутригосударственного или внешнего характера, способных повлечь за собой возможность наступления (или наступление) чрезвычайной ситуации, представляющей опасность для интересов личности, общества и самого государства.

Содержание особых правовых режимов определяется федеральным законодательством и включает в себя комплекс экономических, политических, административных (им принадлежит ведущая роль в процессе реализации устанавливаемых государством властных предписаний), военных, правовых, идеологических и иных мер, направленных на предотвращение или ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, угрожающих личности, обществу и государству.


Вопросы обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности, а также «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий», т.е. с чрезвычайными обстоятельствами различного вида, находятся в совместном ведении Российской Федерации и входящих в ее состав субъектов (п. «б» и «з» ч. 1 ст. 72 Конституции России). Поэтому организация деятельности органов власти (чаще всего исполнительной) в рассматриваемых условиях осуществляется на трех управленческих уровнях: федеральном, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Основные черты, характерные для особых правовых режимов и отличающие их от многочисленных иных правовых режимов, состоят в том, что:

·     основаниями их установления являются два обязательных условия: фактические (чрезвычайная ситуация определенного вида) и юридические (наличие заблаговременно принятого федерального конституционного закона или федерального закона);

·     первичным и основным источником формирования особых правовых режимов являются нормы международного права;

·     по правовому воздействию на общественные отношения они носят комплексный характер и одновременно могут содержать в себе несколько специальных правовых режимов (отраслевых, функциональных), отменять или ограничивать их действие;

·     их введение прямо или косвенно предусматривается текстом Конституции Российской Федерации и конкретизируется специальным федеральным законодательством;

·     порядок введения требует соблюдения определенной процедуры не только внутри (согласование с Федеральным Собранием Российской Федерации), но и вне территории страны (обязательное уведомление руководства сопредельных государств и международных организаций);

·     правом на их введение обладает только Президент Российской Федерации своим указом в рамках реализации конституционных полномочий главы государства и Верховного главнокомандующего;

·     указ Президента Российской Федерации обязательно должен отражать определенные законодательством вопросы (обстоятельства принятия такого решения, дату и время его действия, границы территории его действия и т.д.);

·     основаниями введения являются угрозы личности, обществу или государству, предусмотренные федеральными законами;


·     продолжительность их действия носит временный характер – фиксированный (чрезвычайное положение) или неопределенный, но с обязательным указанием на необходимость устранения условий, послуживших основанием их введения;

·     на период их действия в рамках действующего законодательства фактически устанавливается диктатура (военная или гражданская) государства в лице федеральных (или создаваемых ими) органов власти;

·     между федеральным центром и субъектами Российской Федерации происходит изменение не только в предметах ведения, но и в объеме полномочий в рамках прежних подходов к подобному разграничению;

·     у ряда федеральных министерств и ведомств появляются дополнительные полномочия;

·     при необходимости создаются новые органы государственного управления, наделяемые одновременно контрольными и надзорными функциями;

·     изменяются процессуально-процедурные основы деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц;

·     ужесточаются меры юридической ответственности и предусматривается формирование новых составов правонарушений;

·     более высокий характер угроз определяет конституционное право государства на возможность ограничения ряда основных прав и свобод физических и юридических лиц;

·     объем вводимых ограничений может носить последовательно постепенный характер и должен соответствовать характеру лежащих в основе этого реальных угроз;

·     их введение рассматривается законодательством как крайняя мера, применяемая государством в целях предотвращения, пресечения или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

·     обеспечение особых правовых режимов осуществляется при помощи механизма правового регулирования, содержащего подзаконные нормативные правовые акты, в которых определяется роль и место министерств и ведомств по ликвидации возникших угроз;

·     в качестве административно-предупредительной меры, направленной на предотвращение чрезвычайных ситуаций, способных повлечь за собой введение в действие федеральных конституционных законов «О чрезвычайном положении» и «О военном положении», как показывает международная практика, целесообразно предусмотреть возможность введения экономических санкций («замораживание» активов противостоящих государств
, штрафные санкции и т.д.).

 

Административно-правовой режим защиты и охраны Государственной границы – это системная совокупность правовых норм и организационных мер, которые обеспечивают в конкретных сферах общественных отношений определенный, в наибольшей степени отвечающий интересам защиты и охраны Государственной границы порядок деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, а также порядок поведения отдельных граждан.

Необходимость института административно-правовых режимов в рассматриваемой сфере государственной деятельности РФ обуславливается наличием:

·     существующей реальной опасности вооруженных конфликтов;

·     противоправной деятельности трансграничных преступных организаций;

·     подрывных акций со стороны разного рода экстремистских и террористических групп, наркобизнеса и т.п.

 

Определенную угрозу для нормального функционирования российского общества представляют терроризм, организованная преступность, коррупция, социальные конфликты, природные и техногенные катаклизмы. Административно-правовому режиму защиты и охраны Государственной границы присуще управляющее действие, которое осуществляется от имени государства на властно-императивных началах, создавая тем самым субординарные правоотношения между их субъектами.

Обеспечивая государственную безопасность, Россия исходит, прежде всего, из международно-правового принципа нерушимости границ, тесно связанного с принципом территориальной целостности государства. Одним из элементов этого принципа является неприкосновенность границ. Это означает недопустимость каких-либо посягательств на границы государства, а также недопустимость пересечения границы без разрешения соответствующих властей и договоренности сопредельных государств.

Государственная граница Российской Федерации выполняет следующие две основные функции: обеспечивает безопасность страны; служит передовой линией контактов с другими странами и способствует установлению добрососедских отношений с ними.

Защита и охрана Государственной границы Российской Федерации состоит из следующих основных элементов: режима Государственной границы; пограничного режима; режима в пунктах пропуска через границу; особых полномочий пограничных органов федеральной службы безопасности, Военно-Воздушных сил и Военно-Морского Флота.


В практике пограничных органов встречаются три вида задержания – это: физический захват; административное задержание; уголовно-процессуальное задержание.