Файл: Тема Государственно управление и исполнительная власть Вопрос Понятие, характерные черты и критерии эффективности государственного управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2)      в зависимости от предназначения они могут действовать на постоянной (комиссии) или временной основе (оперативные штабы);

3)      объем и характер их полномочий может определяться федеральными законами или подзаконными нормативными правовыми актами;

4)      постоянно действующие органы исполнительной власти могут наделяться дополнительными властными полномочиями.

 

Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий Конституция РФ относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. «з» ч. 1). Содержание данного предмета ведения и характер разграничения полномочий Российской Федерации и ее субъектов в этой сфере определено Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Функциями действующей системы безопасности Российской Федерации, впрочем, как и любого другого государства, являются:

·     выявление видов и реальности угроз объектам безопасности;

·     разработка и осуществление комплекса мер по их предупреждению и нейтрализации;

·     подготовка населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) различного вида;

·     создание и поддержание в готовности сил и средств специализированных функциональных систем и подсистем;

·     управление ими в повседневных условиях и при ЧС;

·     осуществление мер по восстановлению функционирования объектов безопасности, пострадавших от ЧС;

·     периодическая проверка реальности планов действия сил и средств, составляемых на случай возникновения ЧС конкретного вида посредством проведения различных учений и тренировок;

·     участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами.

 

Государственное управление при чрезвычайных ситуациях осуществляется в рамках единой системы управления ЧС. Органы государственной власти всех ветвей власти, и в первую очередь исполнительной власти, являясь субъектами системы управления, в силу своего основного предназначения выполняют соответствующие задачи. Уполномоченным государственным органом в рассматриваемых условиях является МЧС России.

 

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


 

Система государственного управления в ЧС построена по административно-производственному принципу.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом РФ на решение задач в области гражданской обороны.

Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.

В управленческой деятельности в условиях чрезвычайной ситуации выделяются три основные стадии: оперативное реагирование; чрезвычайное управление; ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Законодательство Российской Федерации предусматривает три случая использования института временного осуществления полномочий органов публичной власти другого уровня, а именно: возложение осуществления полномочий на органы публичной власти другого уровня в связи с невозможностью осуществления соответствующих полномочий по причине наступления чрезвычайной ситуации, в связи с ненадлежащим осуществлением полномочий, финансируемых за счет субвенций, а также введение временной финансовой администрации.

Специальные правовые режимы, вводимые при наступлении ЧС различного вида, на основе норм чрезвычайного законодательства следует отнести к пограничной области права. Они наиболее четко, нежели иные правовые институты (например, многочисленные постоянно действующие специальные правовые режимы), отражают социальную природу органов власти и сущность политического режима в государстве.

Одним из основных методов является административно-правовой, применяемый для регулирования управленческих отношений, в которых субъекты права чаще всего находятся в соподчиненном отношении друг к другу. Объем их взаимных прав и обязанностей определяется нормативными актами, а не взаимными соглашениями, как это присуще гражданско-правовому методу. В то же время в теории управления в качестве фундаментального положения, не подвергающегося сомнению, сложилось мнение о том, что управление (в том числе и государственное) «будет только тогда эффективным, когда оно не сводится лишь к воздействию субъекта на объект, а является процессом их определенного взаимодействия».


Подобный подход к формированию принципов взаимодействия между управляющим субъектом и управляемым объектом при установлении различных административно-правовых режимов можно рассматривать только в качестве вспомогательного.

Целью правового режима является стабильный порядок в государстве и обществе. Ее достижение предполагается посредством обеспечения безопасности. Действия государства и его структур в рамках обеспечения общественной безопасности, прежде всего, направлены на создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов общественной безопасности в Российской Федерации.

Исходя из многообразия существующих угроз, объектами общественной безопасности являются права и свободы, жизнь и здоровье граждан, собственность, государственные и общественные институты, функционирование которых обеспечивает удовлетворение жизненно важных интересов.

 

Под правовым режимом понимается определяемая законодательством совокупность приемов и методов, используемых органами государственной власти в процессе регулирования общественных отношений для достижения поставленных целей.

 

Институт правовых режимов широко используется не только в теории, но и в практической деятельности. Его применение связано с необходимостью четкой регламентации определенного порядка юридически обязательных действий субъектов права в целях обеспечения международной (порядок использования воздушного пространства, территориальных вод, космоса, международных проливов, эфира, отдельных участков суши; противодействие радиационной, экологической, военной и другим видам опасности) и внутригосударственной безопасности.

Целью введения внутригосударственных режимов является обеспечение:

·     суверенитета и обороны государства;

·     общественного порядка и общественной безопасности;

·     охраны здоровья и жизни граждан;

·     функционирования институтов гражданского общества.

 

Регламентация административно-правовых режимов осуществляется нормативными правовыми актами различной юридической силы. Определенную роль в формировании правовой основы административно-правовых режимов играют нормативные правовые акты органов исполнительной власти, которые могут:

·     устанавливать определенные виды административно-правовых режимов;


·     предусматривать перечень актов нормативного правоприменения во исполнение норм, содержащихся в соответствующих федеральных законах;

·     содержать правоприменительные полномочия и другие юридически значимые действия.

 

В качестве нормативных актов, определяющих подобные режимы, могут выступать как законы («О чрезвычайном положении», «О военном положении», «О безопасности», «О противодействии терроризму» и др.), так и подзаконные нормативные акты, в том числе ведомственные, которые составляют большинство.

Ведомственные нормативные акты, принимаемые на основании и во исполнение обладающих большей юридической силой нормативных актов, при установлении специальных административно-правовых режимов исходят из целей и задач, стоящих перед конкретными ведомствами. Однако этот процесс не автономен. Он обусловлен и взаимосвязан с интересами и политикой государства в рассматриваемой сфере.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что чрезвычайное законодательство предусматривает возможность введения в действие носящих комплексный характер ограничений конституционных прав и свобод субъектов права в рамках особых правовых режимов. Во всех правовых государствах мира (в том числе и в России) разработаны критерии по ограничению конституционных прав и свобод, адекватных фактору опасности как для граждан, так и для всего общества. Устоявшаяся практика свидетельствует, что подобная возможность предусматривается на конституционном уровне.

 

Вопрос 3. Особые правовые режимы.

 



 

Чрезвычайное положение – это «особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей» (п. 1 ст. 1 ФКЗ «О чрезвычайном положении»).

Характерные черты:


1)      особое положение физических и юридических лиц, в отношении которых вводятся административно-правовые ограничения, запреты, устанавливаются специальные правила применения мер административного принуждения, усиливается административная ответственность;

2)      использование особых форм государственного управления на территории, на которой вводится чрезвычайное положение; в частности, на этой территории вся полнота властных полномочий передается специальному субъекту управления с исключительной компетенцией – действующему органу исполнительной власти или специально создаваемому временному органу особого управления;

3)      использование особых мер административно-правового ограничения (оцепление местности); досмотр граждан и их вещей, введение комендантского часа, превентивные задержания граждан, изъятие законно хранящихся оружия, множительной техники, громкоговорящих устройств и т.д.

 

Три группы обстоятельств, которые могут послужить основаниями для введения режима чрезвычайного положения:

·     социальные – попытки насильственного изменения конституционного строя России, массовые беспорядки, террористические акты и иные подобные противоправные действия людей;

·     техногенные – чрезвычайные ситуации техногенного характера, вызванные авариями и катастрофами на объектах промышленности, транспорта, энергетики, на военных объектах и т.п.;

·     природные – чрезвычайные ситуации, вызванные действием стихийных сил природы, в частности, наводнениями, землетрясениями, ураганами, эпидемиями и эпизоотиями и т.п.

 

Военное положение – это «особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Особый порядок правового регулирования в области обороны возникает с момента объявления состояния войны в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое заканчивается с момента объявления о прекращении военных действий.