Файл: Тема Государственно управление и исполнительная власть Вопрос Понятие, характерные черты и критерии эффективности государственного управления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
· Заявление содержит: просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц; сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц; критику деятельности указанных органов и должностных лиц.
· Жалоба – это форма обращения, в которой содержится просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Подача гражданином жалобы является юридическим фактом, на основе которого возникает конкретное административно-правовое отношение между подателем жалобы и органом (должностным лицом), полномочным на ее рассмотрение и разрешение. Жалобы подаются либо в административном порядке, либо в судебном порядке. Практика судебного рассмотрения жалоб граждан постоянно расширяется.
Граждане России могут обратиться с жалобой в Европейский суд, если внутри страны исчерпаны все возможности для исправления нарушений. При обращении в Европейский суд по правам человека исключаются анонимные жалобы или жалобы, которые уже рассматривались и не содержат новых обстоятельств дела, либо лицо злоупотребляет правом подачи петиции.
Обязанности граждан в сфере государственного управления. Обязанности граждан в сфере государственного управления дополняют их административно-правовой статус и представляют собой предусмотренную законодательством и охраняемую государством необходимость их должного поведения в сфере государственного управления. Содержание обязанностей в сфере государственного управления выражается в следующем:
1) Необходимостью совершать активные положительные действия (активные).
2) Необходимостью воздерживаться от действий, запрещенных нормами права (пассивные).
Самой главной обязанностью граждан является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Обязанности граждан в сфере реализации исполнительной власти представляют собой их общие конституционные обязанности (например, платить налоги, защищать Отечество и др.).Обязанности устанавливаются не в результате усмотрения того или иного органа (должностного лица), а исключительно действующими правовыми, в том числе и административно-правовыми нормами.
Невыполнение или ненадлежащее выполнение гражданами своих обязанностей влечет за собой, как правило, административную ответственность. Контроль и надзор за установлением в процессе реализации исполнительной власти юридических обязанностей для граждан осуществляется вышестоящими звеньями системы органов государственного управления.
Гарантии реализации прав и обязанностей гражданина – это важный элемент административно-правового статуса гражданина, которые призваны обеспечивать и создавать необходимые условия для реализации гражданами своих прав и исполнение ими обязанностей. К ним относят: политические, экономические, организационные, социальные, культурные, юридические гарантии.
На органы исполнительной власти возлагается:
· выполнение юридических обязанностей по обеспечению конституционных прав и свобод граждан;
· создание необходимых организационно-правовых условий для их реализации;
· осуществление постоянного наблюдения и контроля за их реализацией;
· охрана прав и свобод граждан;
· применение мер административного принуждения в случаях их нарушения или ущемления.
Административно-правовыми гарантии – юридические средства, обеспечивающие фактическую реализацию прав и законных интересов граждан в сфере государственного управления. |
Существуют специальные административно-процессуальные гарантии прав граждан, (например, обстоятельства, смягчающие административную ответственность граждан, и т.п.). Предусматриваются также административные процедуры, в рамках которых происходит реализация прав граждан (например, при рассмотрении жалоб и заявлений, и т.п.).
Тема 6. Органы исполнительной власти как субъекты административного права Российской Федерации
Вопрос 1. Органы исполнительной власти как административные органы.
Под административным органом следует понимать созданную в установленном административным законодательством порядке государственную или муниципальную организацию, а также индивидуального субъекта, которые уполномочены на осуществление в пределах предоставленной им компетенции административно-публичной деятельности от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и наделены соответствующими административными полномочиями нормотворческого, регулятивного и (или) охранительно-защитного характера.
Исполнительные административные органы являются властвующими субъектами административного права и предназначены выполнять организационные и обеспечивающие функции в рамках системы административного управления. Они обладают следующими признаками:
1. Исполнительный административный орган – это организация, образуемая государством или муниципальным образованием, либо уполномоченный им в порядке, установленном законодательством, индивидуальный субъект, действующие в административных правоотношениях от их имени в целях реализации общих (публичных) интересов Российской Федерации, соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.
2. Исполнительный административный орган в отличие от иных субъектов административного права, т.е. иных физических лиц и организаций, является властвующим субъектом административных правоотношений, за исключением тех случаев, когда он вступает в такие отношения с иными административными органами, занимающими в этих отношениях равное с ним правовое положение.
3. Исполнительный административный орган функционально создается для осуществления административно-публичной деятельности внутренней и (или) внешней направленности, которая является для него единственным или одним из видов деятельности, поэтому административные органы не могут осуществлять законодательную и судебную деятельность. Также некоторые государственные органы, уполномоченные на осуществление административно-публичной деятельности.
4. Исполнительный административный орган имеет собственную компетенцию в административно-публичной сфере, т.е. административную компетенцию. Под административной компетенцией административного органа, следует понимать перечень (объем) вопросов, возникающих в административно-публичной сфере, властное решение которых отнесено законом или основанным на нем подзаконным нормативным правовым актом к ведению данного органа.
5. Исполнительный административный орган наделяется необходимыми ему для реализации имеющейся у него компетенции административными полномочиями, т.е. административными правами нормотворческого, регулятивного и (или) охранительно-защитного характера.
6. Исполнительный административный орган, как правило, входит в иерархически построенную систему соответствующих административных органов с подчинением нижестоящих органов вышестоящим.
7. Исполнительный административный орган, являющийся организацией, имеет структуру, в которую включаются внутренние подразделения этого органа (управления, департаменты, отделы, отделения и т.п.), предназначенные для решения отдельных задач и выполнения отдельных функций, образующих в целом компетенцию данного административного органа.
8. Финансирование исполнительный административного органа в зависимости от того, кем он создан или кем уполномочен на осуществление административно-публичной деятельности, осуществляется соответственно из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или бюджета муниципального образования.
9. Исполнительный административный орган реализует предоставленную ему компетенцию посредством использования специальных административно-правовых методов и форм осуществления административно-публичной деятельности, существенно отличающихся от правовых методов и форм, используемых законодательными органами и судами при осуществлении законодательной и судебной деятельности.
Существуют особенности административно-правового статуса исполнительных административных органов с учетом указанных выше элементов такого статуса.
Общими целями создания и деятельности исполнительных административных органов являются:
1) обеспечение реализации законных интересов государства, муниципальных образований, прав и законных интересов индивидуальных субъектов и организаций в административно-публичной сфере;
2) обеспечение и постоянное поддержание на территории
Российской Федерации публичного правопорядка, т.е. установленного нормами административного и иных отраслей публичного права порядка осуществления государственной власти, местного самоуправления, иных видов публичной и частной деятельности, порядка публичного взаимодействия между индивидуальными субъектами и(или) организациями;
3) обеспечение государственной и общественной безопасности, безопасности отдельных индивидуальных субъектов и организаций на территории Российской Федерации.
Общими административными задачами деятельности исполнительных административных органов, являются:
1) организация эффективного функционирования системы соответствующих;
2) органов и системы подведомственных им учреждений;
3) организация эффективного и рационального управления вверенными им бюджетными и внебюджетными денежными средствами и иным имуществом;
4) организация исполнения законов и подзаконных нормативных правовых актов в порученной им сфере ведения;
5) организация исполнения судебных актов в порученной им сфере ведения.
Административные функции исполнительных административных органов – это определенные соответствующими нормами административного права основные направления их деятельности, обусловленные поставленными перед ними целями и решаемыми ими в административно-публичной сфере задачами.
Классификация исполнительных административных органов по основным направлениям деятельности:
1. Нормативно-политические функции, содержанием которых являются выработка государственной политики в административно-публичной сфере в целом или в ее определенной части, а также осуществление нормативно-правового регулирования в данной сфере или в соответствующей ее части. Здесь можно разделить на два вида нормативно-политических функций:
· выработка государственной политики в административно-публичной сфере в целом или в определенной ее части;
· осуществление нормативно-правового регулирования в административно-публичной сфере в целом или в определенной ее части, т.е. издание (принятие) нормативных правовых актов, регулирующих отношения в данной сфере или в ее соответствующей части.