Файл: Тема Государственно управление и исполнительная власть Вопрос Понятие, характерные черты и критерии эффективности государственного управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 

Данные функции выполняют только административные органы, занимающие, руководящее место в системе административных органов России, (Президент РФ, Правительство РФ, федеральные Министерства и т.п.).

2.  Правоприменительные функции, содержанием которых является властное применение положений действующих в административно-публичной сфере в целом или в ее определенной части законов, подзаконных нормативных правовых актов, а также судебных актов. В зависимости от направленности их делят на два вида правоприменительных функций:

·     осуществление индивидуального административно-правового регулирования конкретных отношений, возникающих в административно-публичной сфере, а именно правопредоставительной, регистрационной, лицензионно-разрешительной, экзаменационной и других видов регулятивной деятельности;

·     осуществление индивидуальной административно-правовой охраны и защиты конкретных отношений, возникающих в административно-публичной сфере, а именно административного наблюдения (контроля, надзора) за поведением субъектов указанных отношений, применение к ним в случае необходимости мер государственного принуждения.

 

Административные полномочия исполнительных административных органов– это предоставленные данным органам административные права, необходимые им для решения имеющихся у них административных задач и осуществления ими своих административных функций.

Все административные полномочия, имеющиеся у исполнительных административных органов в целом, в зависимости от их содержания подразделяют на три большие группы:

1)      полномочия по изданию (принятию) нормативных правовых актов, регулирующих типичные отношения как в административно-публичной, так и в других сферах функционирования государства и общества (например, правила дорожного движения и т.п.);

2)      полномочия по изданию (принятию) индивидуальных правовых актов, посредством которых обеспечивается индивидуальное административно-правовое регулирование и индивидуальная административно-правовая охрана и защита (например, приказ о принятии гражданина на государственную службу, и т.п.);

3)      полномочия по совершению иных властных юридически значимых действий, посредством которых обеспечивается индивидуальное административно-правовое регулирование и индивидуальная административно-правовая охрана и защита (например, государственная регистрация прав на недвижимое имущество, и т.п.).


 

Административные полномочия, принадлежащие исполнительным административным органам, являющимся организациями, реализуются от их имени должностными лицами этих органов.

Административные обязанности исполнительных административных органов– это возложенные на них соответствующими нормами административного права обязанности, исполнение которых необходимо для обеспечения решения имеющихся у них административных задач и функций.

Наиболее общими административными обязанностями всех функционирующих в России исполнительных административных органов являются:

1)      обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, права организаций;

2)      обязанность осуществлять административно-публичную деятельность строго в пределах предоставленной исполнительному административному органу соответствующими нормативными правовыми актами компетенции;

3)      обязанность соблюдать установленный соответствующими нормативными правовыми актами порядок (процедуры) деятельности исполнительного административного органа;

4)      обязанность соблюдать установленные для административного органа соответствующими нормативными правовыми актами ограничения и запреты. Таковы наиболее общие основы административно-правового статуса исполнительных административных органов.

 

·     являются составной частью системы органов государственной власти;

·     порядок их образования, реорганизации и ликвидации осуществляется в установленном законом порядке;

·     обладают специальным правовым статусом, закрепляемым в установленном порядке нормативным правовым актом;

·     обладают определенной организационной структурой, ориентированной на выполнение стоящих перед ними задач;

·     для них характерна определенная самостоятельность деятельности;

·     всегда действуют от имени государства;

·     наделяются специальной компетенцией и властными полномочиями, рассчитанными для обеспечения успешного выполнения возложенных на них задач;

·     их деятельность носит исполнительно-распорядительный характер.

 

Орган исполнительной власти представляет собой самостоятельное социальное образование, функционально осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность в целях решения задач общества и государства в экономической, административно-политической, социально-культурной сферах государственного управления.


 

В соответствии с Конституцией РФ федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти (ст. 5, ч. 3). Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ как часть единой системы государственной власти в пределах ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов также образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77, ч. 2).

Субъекты РФ уполномочены самостоятельно устанавливать путем принятия собственных нормативных правовых актов систему органов государственной власти и определять их полномочия. При этом они должны исходить из основ конституционного строя, общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти (ст. 72, п. «н» части 1; ст. 77, ч. 1), из других положений Конституции РФ, конкретизирующих их федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти состоит из следующих трех блоков:

1)      Целевого, который включает в себя нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности;

2)      Организационно-структурного, который включает в себя правовые предписания, регламентирующие:

·     порядок образования, реорганизации, ликвидации органа;

·     его структуру;

·     его линейную и функциональную подчиненность.

 

3)      Компетенции как совокупности властных полномочий и подведомственности. Ее можно рассматривать в функциональном разрезе (компетенция в области планирования, контроля и т.п.), применительно к определенным субъектам (иным государственным органам, предприятиям и учреждениям, общественным объединениям, гражданам).

По характеристикам органы исполнительной административной власти подразделяются на следующие виды:

По характеру компетенции – общей компетенции, отраслевой, межотраслевой, специальной, функциональной, а также смешанной компетенции.

По порядку разрешения подведомственных вопросов:

·     единоначальные (министерства, федеральные службы и другие);


·     коллегиальные (Правительство РФ).

 

По источнику финансирования (из какого бюджета):

·     федеральные органы исполнительной власти;

·     органы исполнительной власти;

·     субъектов РФ.

 

По территориальному масштабу деятельности:

·     федеральные;

·     региональные;

·     субъектов РФ.

 

Административно-правовой статус органов исполнительной административной власти определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ, федеральными и иными законами, положениями об органах исполнительной власти, а также их конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

Для существующей структуры федеральных органов исполнительной власти характерны следующие особенности:

1)      По характеру соподчиненности они подразделяются на следующие три группы:

·     федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

·     федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

·     федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ.

 

2)      Организационно-правовыми формами федеральных органов исполнительной власти являются федеральные министерства (их количество увеличилось до 18-ти), федеральные службы и федеральные агентства.

3)      За исключением МЧС России, Министерства регионального развития России и Министерства энергетики России, остальным федеральным министерствам подведомственны от одной (ФМС в составе МВД России; Федеральное агентство по делам СНГ в составе МИД России; Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в составе Министерства промышленности и торговли России) до семи федеральных служб и агентств (Министерство экономического развития России).

 

Президент РФ уполномочен определять не только систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, но и непосредственную подчиненность себе министерств и ведомств, деятельность которых оказывает ведущую роль в государственной и общественной жизни. 

Вопрос 2. Президент Российской Федерации и исполнительная власть.


 

Компетенция Президента РФ. Одним из признаков суверенитета Российской Федерации является распространение полномочий федеральных органов государственной власти на всю территорию страны. Конституция Российской Федерации отводит особую роль Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации в обеспечении осуществления таких полномочий.

Президентом традиционно именуется глава государства в странах с республиканской формой правления. Согласно действующей Конституции России, «Президент Российской Федерации является главой государства» (ст. 80). Срок его полномочий увеличен с 4-х до 6-ти лет. Президент РФ занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит ни в одну из ее ветвей, он в то же время оказывает прямое или косвенное воздействие на процесс формирования и характер их действий.

Реализуя свою компетенцию, предусмотренную в гл. 4 Конституции РФ, Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов законодательной, исполнительной и судебной власти на всей территории государства. Это полномочие исходит от его статуса главы государствагаранта суверенитетацелостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.

Компетенция Президента РФ реализуется по вопросам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Взаимодействуя со всеми ветвями власти, Президент имеет наибольший объем полномочий по отношению к органам исполнительной власти. Эти полномочия дают ему возможность формировать Правительство и контролировать его работу. Именно Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации. Хотя такое назначение осуществляется только с согласия Государственной Думы, все-таки последнее слово остается за главой государства (ст. 111 Конституции РФ).

Право Президента РФ председательствовать на заседаниях Правительства не сводится только к формальному ведению заседаний, он в отдельных случаях может взять руководство Правительством на себя, давать непосредственно поручения и указания всем членам Правительства, учитывая, что ряд руководителей федеральных органов исполнительной власти (МВД, МЧС, Минобороны, ФСБ, ФСО и т.д.) подчинены ему непосредственно. Это общепринятая мировая практика всех демократических и тем более – недемократических государств.

Основным предназначением находящихся под непосредственным руководством Президента РФ федеральных министерств и ведомств являются вопросы обеспечения государственной (национальной) безопасности. Такое положение соответствует п. 1 ст. 87 Конституции РФ, согласно которой Президент РФ «является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации».