Файл: Все взрослые всегда хотели бы вернуться, ну хотя бы на минуточку, в детство, посидеть за школьной партой, приять участие в какомнибудь розыгрыше, после которого не знаешь, куда спрятаться.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Все взрослые всегда хотели бы вернуться, ну хотя бы на минуточку, в детство, посидеть за школьной партой, приять участие в каком-нибудь розыгрыше, после которого не знаешь, куда спрятаться. «Буревестник» — это веселый фильм о веселых школьных годах, которые никогда не забываются. Картинка фильма специально немного стилизирована в стиле 70-80х годов, которые так знакомы родителям нынешних школьников.
Произведение кажется глупым до умопомрачения, если посмотришь его один раз. Вроде бы оно для увеселения публики. Узнаешь в героях себя – недавнего школьника и смеешься. Нагромождение психоделических образов создает впечатление всеобщего хаоса, вначале непонятно назначение объектов из-за стремительно развивающегося сюжета. Благодаря сумбурности происходящих событий смотреть легко, да и сама ситуация свежа еще в памяти.
Итак, обычный урок литературы в заурядном классе. Именно обычный, так как видно, что ученикам не впервые приходится терпеть властного учителя. Сам урок похож на судебный процесс (неслучайно появляются наручники на одном из учеников, символ лишения выбора). Рассмотрим, прежде всего, учителя в отношении выполнения педагогической деятельности. Конструктивная составляющая реализуется не лучшим образом. Четий план есть – спросить заданное на дом стихотворение, но нужно ли его придерживаться в данном конкретном случае? Коллектив не заинтересован в предмете в силу ряда причин: личность учителя – диктатора, неинтересная подача материала, отсутствие разнообразия. Может быть, многие и знают стих, но мешает раскрепоститься накаленная атмосфера. Ученики запуганы, главным мотивом их учебной деятельности являются хорошие отметки, а вовсе не получение знаний. То есть педагог, неправильно определил цель обучения и получил с этого соответствующие последствия. Я считаю, что необходимо было вносить каждый раз что-нибудь новое в урок, насыщать интересными фактами, также налаживать субъектно-объектные отношения. Итак, осуществляем переход к организаторской составляющей педагогической профессии. По-моему, она на нуле. Здесь хочу подробнее остановиться на личности учителя литературы (кстати сказать, предмете, где должно формироваться мировоззрение). О каких взглядах может идти речь, если урок проходит под давлением, да еще в вопросно-ответной форме?
Учитель хочет выполнить свою работу, которая, по ее мнению, заключается исключительно в оценке знаний учащихся. Ей абсолютно все равно, что каждый сидящий индивидуален. Она не думает о поиске подходов к обучению, смотрит на происходящее в классе безучастно. Главными для себя задачами считает соблюдение железной дисциплины и стопроцентную готовность учащихся. В действиях прослеживается автоматизм, и наклонностями вдохновителя здесь не пахнет. В чем же проблема? Похоже, учитель устала от своего дела. Ведь она относится к ученикам, как к бестелесным существам. Мешает ведению конструктивного диалога и выделение из общей «безликой массы» любимцев – тех, кто спасет в любой ситуации, отличников и подхалимов. По себе знаю, что такой в корне неверный подход к организации совместной деятельности только усугубляет отношения коллектива с этим «избранным» и ухудшает восприятие материала.
Образ плохого педагога, показанный в мультфильме, а на самом деле сегодня в школах либеральные методы воспитания широко используются. В каждой сказке есть доля правды. Следовательно, не так уж и просто быть по всем критериям идеальным. Недостатки в «Буревестнике» преувеличены до достижения комического эффекта, использован, так называемый, гротеск. Мне особо запомнились неординарные встречи опоздавших на урок. Понятно, раз учитель вызывает только отрицательные эмоции у учащихся, то они стараются пойти по самому легкому пути – опоздать. Проявляются тонкие моменты психологии ребенка, сильный педагог обязан распознавать и работать в их направлении. Здесь же таких навыков у учителя нет, поэтому на неповиновение возникает спонтанная ответная реакция: гнев и раздражение, что недопустимо. Хочу обратить внимание на то, что, написав замечание в дневник, то есть, выразив свою претензию на «бездушной» бумаге, мы не достучимся до совести ученика. На следующий день все повторится заново. Что делать в таком случае? Разговором по душам, я считаю, можно решить многие проблемы. Стать другом ребенка будет гораздо эффективнее, чем давить на его неокрепшую психику своим авторитетом. Партнерские отношения придадут уверенность в своих силах, а, значит, и успеваемость должна повыситься. Из вышесказанного следует один вывод: осуществление преподавателем третьей, коммуникативной составляющей педагогической профессии так же ставит под вопрос ее квалификацию.
Важно отметить еще и такую немаловажную деталь в понимании ситуации, как возрастная категория коллектива. Ребята находятся в том «трудном» возрасте, когда хочется свободы самовыражения и море по колено. Так выходит, что и с кипением страстей учитель не справляется, опять же из-за неправильного подхода к решению проблемы. Опоздавшие, раз уж они попали в такую ситуацию, всеми силами пытаются выделиться, показать себя любимого. По их мнению, так веселее всем. Кто жует, кто паясничает, а кто-то и вовсе хамит старшим. Задача: превратить процесс обучения в цирк. Что делать учителю? Открытый конфликт, по всей видимости, окончательно убьет урок. Не обращать внимания – класс почувствует свободу действий (он может – чем мы хуже?) Найдено компромиссное решение – исключить неугодных из учебного процесса на время в воспитательных целях. И для подкрепления эффекта непременно доложить о случившемся в первую инстанцию – родителям, посредством «жалобной книги» - дневника. Конечно, не нужно всю вину сваливать на учителя, ей по-настоящему тяжело управлять классом. Но все-таки, она, желая разрядить обстановку, добивается лишь противоположного. Разрушение – вот к чему приводят неумелые действия педагога. Отнюдь не случайно девочка читает стихотворение «Буревестник». Буря – есть символ крайней нестабильности, да и вообще символизма в мультфильме очень много. Тональность стихотворения точно подчеркивает происходящее в классе. Преподаватель прекрасно видит, что нити управления ускользают из рук (класс смывает нахлынувшей волной). Я думаю, в этот момент ее мозг лихорадочно начинает искать путь к спасению. Авторитет не действует уже давно, терпение не безгранично, и все педагогические принципы летят в тартарары. Истошные вопли: «Вон!» - последний крик отчаявшегося что-либо изменить человека, апофеоз бури.