ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 822
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа
Задание 1.
Выделите элементы коммуникативного процесса.
Генеральный директор торговой фирмы решил обсудить с менеджерами магазинов вопрос о состоянии и улучшении качества торгового обслуживания населения на совещании.
Отправитель – генеральный директор торговой фирмы, лицо, которое передаёт информацию.
Сообщение – информация о состоянии и улучшении качества торгового обслуживания населения.
Канал – передача информации будет происходить на совещании, посредством дискуссии, вербальной передачи информации, возможно с использованием каких-то наглядных материалов (например, результатов оценки качества или анализа деятельности конкурентов).
Получатель – менеджеры магазинов для которых предназначена информация.
Задание 2.
Ответьте на следующие вопросы.
1. Насколько эффективным средством общения являются жесты?
Жесты нельзя назвать эффективным средством общения, они скорее несут вспомогательную роль в общении, но при этой функции играют достаточно значимую роль, т.к. наполняют процесс передачи информации более эмоциональной окраской, улучшают понимание и помогают отправителю лучше выразить свою мысль. Здесь, конечно, мы не берем во внимание ситуации в которых жесты являются единственным средством общения, например для глухо-немых, в этом случае жесты являются единственной возможностью передачи информации и имеют огромную эффективность.
2. В чем проявляются их недостатки и ограниченность?
Общий недостаток жестов состоит в том что отправитель и получатель информации могут иметь разное представление о значении жестов, это обусловлено разным уровнем образования, культурным наследием, прошлом опыте, воспитании и т.д. Соответственно передача информации может быть затруднена.
Ограниченность жестов состоит в том, что ими очень сложно показать какие-либо сложные действия, а так же существуют жесты относящиеся к узкому профилю употребления, что значит что при их применении в другом «контексте» они либо не будут значить ничего, либо будут восприняты неправильно (например, жесты которым пользуются дайверы, чтобы общаться под водой – в любой другой среде эти жесты не будут понятны).
3. Какого рода просьбы или требования легче всего передать жестами?
Легче всего передать примитивные просьбы или требования, влекущие действия со стороны получателя или ответный жест. Например, дай, уйди, подойди, привет.
4. Какие — труднее всего?
Сложнее передать абстрактные понятия или просьбы, которые нуждаются в дополнительном объяснении.
5. Какие из них вообще невозможно выразить жестом?
Те просьбы, в которых имеется очень много деталей, необходимых для выполнения самой просьбы или просьбы, состоящие из нескольких последовательных шагов, необходимых к исполнению получателем.
6. Могут ли жесты передать эмоции?
Да. Жестами можно выразить и передать некоторые эмоции, такие как задумчивость, неважное настроение, испуг, хорошее настроение. Если мы возьмем пример итальянцев, то у этого народа общение без использования огромного количества жестов просто не представляется возможным, итальянцы настолько эмоциональны что окрасить речь проявлением эмоций им недостаточно, это отличный пример того как жесты передают позитивные эмоции или очень сильное негодование.
Следует помнить, что такие эмоции как грусть и тоска скорее будут переданы отсутствием жестов, то есть отправитель и получатель, разделяя это настроение будут скорее сдержаны в использовании жестов, но даже этот факт в очередной раз доказывает, что жестами или их отсутствием можно передать свои эмоции.
7. Тот, кто активно жестикулирует, вам приятен?
Если эти жесты несут в себе дополнительную информацию или способствуют восприятию, то такая жестикуляция мне будет приятна. С другой стороны, если собеседник просто активно машет руками, то такая жестикуляция со временем начнет меня раздражать и будет неприятна, хотя тут тоже надо понимать не является ли столь активная жестикуляция проявлением культурных особенностей собеседника, в этом случае я думаю, что буду толерантен.
На мой взгляд, использование жестов происходит на подсознательном уровне, человек выражает свои мысли вербально и туда вкладывает сознательную часть рассказа, жесты, сопровождающие рассказ, скорее рождаются интуитивно, чтобы лучше донести свою мысль до получателя.
Задание 3.
А. Макаревич в одной из своих песен призывал: «Давайте делать паузы в словах...» Нужны ли они в разговоре? Поясните функцию пауз на следующих примерах.
1. В «Записных книжках» К. С. Станиславского мы встречаем незатейливый совет старого актера молодой громкоголосой дебютантке: «Не голос усиляй — может пропасть правда, — говори реже».
Станиславский, скорее всего, хотел сказать, что повышать голос для того, чтобы убедить кого-то в своей правоте или лучше передать информацию – совершенно бесполезная трата усилий, для того, чтобы добиться более сильного эффекта, следует иногда останавливаться, чтобы дать собеседнику время поразмыслить над сказанным. Великий режиссер, скорее всего дальше упомянул необходимость нахождения правильного места для паузы, т.к. она должна усиливать какую-то высказанную мысль, соответственно должна быть сделана в момент где мысль вроде как закончена, но при дополнительном размышлении её можно развить и в другое русло.
В любом случае сильный голос поставленный против умения делать паузы в правильных местах всегда будет в проигрыше, даже из слов Станиславского видно, что он предостерегает актрису о чрезмерном использовании голосовых связок – голос может и пропасть, намекая на то, что при умении подавать свою мысль меньшим количеством слов, более спокойной интонацией и с умелым использованием пауз в долгосрочной перспективе будут более эффективнее.
2. В диалоге пауз избегают те, кто чувствует себя тревожно и боится «зависнуть в пустоте» или спровоцировать опасный поворот в беседе. А. Моруа в своем «Искусстве беседы» писал: «Женщина, которая страшится объяснения в любви или сцены ревности, должна любой ценой не допускать в разговоре пауз. Пока люди молчат, у них есть время принять решение; кроме того, затянувшаяся пауза позволяет резко изменить тон беседы, и это не звучит диссонансом».
В любую, сделанную собеседником паузу, очень легко вставить свою мысль, начать рассуждать, спорить или вообще перевести тему разговора. Если женщина боится, что ей признаются в любви, то она любыми способами будет стараться делать так что бы не было пауз в её монологе, в которые её собеседник сможет сделать своё признание. Так же есть ситуации, где человек донося информацию до собеседника либо боится реакции последнего на переданную информацию (например подчиненный который объясняет директору свое видение какой то рабочей проблемы, можно заметить, что подчиненный будет говорить не останавливаясь, добавляя все новые детали к своему рассказу, подсознательно боясь остановиться) или боится вопросов которые могут задать (например молодой преподаватель на первой лекции скорее будут стараться заполнить все отведенное время на свою собственную речь, так как сделав паузу, аудитория может начать задавать вопросы).
Задание 4.
Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию?
Воспитание и культурное наследие определяют насколько человек будет восприимчив к понятию межличностной дистанции – например американцы очень ранимо относятся к нарушению их личного пространства, в то время как японцы сочтут приемлемым и даже приятным общение на относительно небольшом расстоянии от собеседника.
Следует заметить, что людям свойственно перенимать принятые в обществе нормы в зависимости от места жительства, например, японец родившийся и живущий в Америке будут иметь американское восприятие межличностного пространства. Предприниматели, которые часто путешествуют будут искусственно менять свое восприятие межличностного пространства, чтобы соответствовать понятиям принимающей стороны.
Среди приемов общения сокращающих межличностное пространство можно отменить – намерения коснуться человека при передаче информации (положить руку на плечо или на руку, погладить по голове, пожать руку и т.д.), среди примеров удлиняющих межличностное пространство можно выделить – отступание назад, хождение при разговоре, скрещение рук демонстрируя закрытость и желание защитить себя).
Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий.
1.Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходимость соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными».
На этом примере мы видим, что у японцев комфортное межличностное пространство намного короче, чем у американцев. Японцы не боятся соприкосновения при общении и использование контактного взгляда (то есть смотреть друг другу в глаза при рассказе). Американцы же, предпочитают держать расстояние при общении и контактный взгляд для них является чем-то давящим.
Естественно, что, когда эти две противоположные культуры встречаются, им не понять почему нормы принятые дома настолько разняться от культуры к культуре. Так же следует заметить, что эта разница формирует барьер в эффективной передаче информации, так как для японца, который привык при разговоре смотреть собеседнику в глаза, будет с недоверием относиться к общению с американцем, который уводит взгляд, как будто пытаясь что-то скрыть, и наоборот американец, который привык обсуждать вещи без эмоционального давления, воспримет, заглядывающие в душу, пристальный взгляд японца как дополнительный стресс при общении и закроется ещё больше.
При вопросе межкультурных различий, следует помнить кто является принимающей стороной, а кто гостем, и как принято в социуме - «не приходить в гости со своим самоваром», так и в общении - гость должен заранее изучить какие нормы общения приняты там куда он едет и должен максимально постараться ввести их в собственное поведение или хотя бы толерантно к ним относиться.
2. А. Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встречались и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате:японец наступал, а американец отодвигался — каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения.
Перед нами очевидный пример изложенного выше – стремление каждой из культур сделать так, как принято дома, так как привычно. Обе стороны использую приемы для сокращения или удлинения межличностного пространства, естественно со стороны это выглядит либо как чрезмерная навязчивость со стороны японца либо чрезмерная закрытость со стороны американца – то есть американец будет чувствовать себя на много комфортней, если между ним и японцем будет расстояние около метра, в то время японцу хочется наоборот сократить это расстояние.
3.Молодая пара, только что эмигрировавшая в Чикаго из Дании, была приглашена в местный американский клуб. Через несколько недель после того, как их приняли в клуб, женщины стали жаловаться, что они чувствуют себя неуютно в обществе этого датчанина, поскольку он «пристает к ним». Мужчины же этого клуба почувствовали, что якобы датчанка своим поведением намекала, что она для них вполне доступна в сексуальном отношении.
У американцев и датчан разные интимные расстояния. У американцев оно длиннее, чем у датчан, поэтому американцам и казалось, что иммигранты из Данни ведут себя более развязано и даже намекают на сексуальную доступность. В то время как самим Датчанам скорей всего хотелось просто подружиться и показать, что они очень благосклонно расположены к своим новым друзьям.
Здесь так же интересно проследить как разные культуры выбирают показать свое недовольство – из текста понятна что ни мужчины, ни женщины не выразили своего негодования напрямую своим гостям, а стали жаловаться друг другу или администрации клуба, в то время как, думается мне, голландцы в подобной ситуации были бы открыты к диалогу и готовы попытаться изменить ситуации к лучшему.
4. Сельские жители, воспитанные в условиях меньшей плотности населения, чем горожане, имеют и более просторное личностное пространство, поэтому при рукопожатии «деревенский» протянет руку издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой.
В этом примере мы видим, что отношение к межличностному пространству зависит не только от культурных особенностей, а также от того насколько близко человек с рождения привык находиться рядом с другими людьми. По статистике «воздушная оболочка» у деревенского человека составляет примерно до 1,2м, а у горожанина 46см (и это легко понять, деревенский человек привык к простору – работе в поле, на свежем воздухе, совместный обез за большим столом и т.д., в то время как горожанин большинство своей жизни проводит бок о бок с другими людьми – в утренней и вечерней давке в общественном транспорте, стоя в очереди в магазине, сидя рядом в поликлинике\кино\общественно заведении и т.д.), проявление данного феномена мы видим в такой незамысловатой ситуации как приветствие – описанное в задании.