Файл: Молибога Николай Павлович Разумов Эдуард Александрович осмотр места происшествия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 225
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7.11.2. СТОЛКНОВЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Алгоритм следов и вещественных доказательств: следы колес, следы торможения, следы выступающих частей, лако-красочного покрытия; осколки осветительных приборов; объекты, отделившиеся от транспортных средств; следы крови, рук; загрязнения, осыпавшиеся с транспортных средств; Микрообъекты биологического, почвенного, растительного происхождения, горюче-смазочные материалы и другие жидкости.
1. Убедиться в том, что обеспечена охрана места происшествия и имеющихся следов, организован объезд автотранспорта (при этом установлены соответствующие дорожные знаки). При необходимости обеспечить немедленную фиксацию тех следов и вещественных доказательств, которые могут быть повреждены или уничтожены.
2. Совместно со следователем уточнить границы осмотра места происшествия. Для этого сразу выяснить характер столкновения: попутное, встречное, угловое (поперечное). Обозначить границы осмотра шнуром, лентой, подручным материалом, знаками аварийной остановки.
3. Если еще проводятся спасательные работы по извлечению потерпевших, тушению пожара, осуществить фотосъемку выполняемых действий с целью воссоздания первоначальной картины происшедшего.
С учетом того, что фотографический метод фиксации обстановки дорожно-транспортного происшествия имеет первостепенное значение для качественного расследования (и прежде всего для про-ведения автотехнической экспертизы), фотосъемке уделяется са-мое серьезное внимание.
4. Произвести обзорную, ориентирующую фотосъемку в соответствии с общими правилами фотографирования места происшествия. При обзорной съемке желательно использовать верхние точки (с верхних этажей близлежащих зданий, с площадки ПКЛ и др.).
При фотографировании места столкновения, находящегося на прямолинейном участке дороги, съемку производят по крайней мере с трех точек вдоль дороги: с точки, лежащей на левом крае дороги (бровка левого тротуара), на продольной оси дороги и с точки, находящейся на правом крае дороги (бровке правого тротуара). Аналогичные точки выбираются при съемке с противоположного направления дороги. При этом надо следить, чтобы оптическая ось объектива была направлена вдоль осевой линии или краев дороги.
Произвести боковую съемку места ДТП с двух противоположных сторон в направлениях, перпендикулярных продольной оси дороги. При ограниченности пространства боковая съемка выполняется по правилам линейной панорамы.
Фотосъемка места ДТП, расположенного на закруглении до-роги, осуществляется по частям, с обоих направлений, причем чем меньше радиус поворота, тем больше снимков надо делать. Съемку целесообразно производить с точек, лежащих на касательных к осевой линии и краям дороги. Кроме этого должна производиться съемка с обеих сторон в направлениях, совпадающих с осью дороги до и после ее искривления.
Боковая съемка места ДТП на повороте дороги производится, как правило, в том случае, если есть возможность удалиться от него на достаточное расстояние.
На перекрестках фотосъемку производят с четырех сторон, выбирая для этого по три точки — так же, как для прямолинейного участка дороги.
5. На плане или схеме места происшествия отметить точки, с которых осуществлялось фотографирование.
6. Сделать серию обзорных снимков для фиксации центра места происшествия так, чтобы были запечатлены положение транспортных средств, их разрушения и повреждения, состояние и размещение груза и т. д. При этом используется прием, обеспечивающий получение снимков, которые последовательно дополняют друг друга, — метод фотографической развертки изображения. Для этого серию снимков начинают с любой произвольно выбранной точки с таким расчетом, чтобы в кадре размещалось максимальное количество деталей. Затем точка съемки перемещается по кругу, как бы обходя центр места происшествия, и выбирается композиция следующего снимка, так, чтобы изображение на нем было продолжением изображения на предыдущем снимке.
7. Запечатлеть наиболее информативные общие виды места ДТП способом метрической съемки — с глубинным или квадратным масштабами. Целесообразно использовать также метод сте-реофотограмметрии. Если эти методы не могут быть применены, то выбирать точки съемки центра места ДТП нужно с таким расчетом, чтобы в кадре находились объекты обстановки, которые при осмотре места происшествия измеряются (результаты измерений заносятся в протокол осмотра и на план места происшествия). Это позволяет вычислить по снимку любые размеры и расстояния, не отмеченные в протоколе.'
8. Произвести детальный осмотр места происшествия с целью обнаружения и фиксации всех следов и вещественных доказательств, которые образовались в процессе столкновения. При этом необходимо обращать внимание практически на все связанные с аварией объекты. Все обнаруженное отметить табличками с номерами, обвести мелом, сфотографировать масштабным способом.
9. Найти следы торможения транспортных средств. Зафиксировать их начало, длину и вид (сплошные, прерывистые), расположение и интенсивность, а также различия в следах, оставленных разными колесами. Сфотографировать эти следы без дополнительной разметки, затем обвести мелом и выполнить фотосъемку таким образом, чтобы зафиксировать взаимное расположение следов торможения, транспортных средств и элементов дороги (улицы). Измерять следы торможения следует от их начала до оси задних колес. Найти и зафиксировать все следы перемещения транспортных средств: скольжения, юза, сдвига, разворота и др.
10. С учетом того, что успешное расследование ДТП во многом зависит от определения места столкновения транспортных средств, тщательно исследовать обстановку места происшествия и зафиксировать все соответствующие следы. При этом, можно использовать целый ряд признаков.
10.1. Наиболее точно определить место, столкновения позволяют следы колес. Так, при лобовом столкновении происходит мгновенное погашение скорости транспортных средств, колеса же по, инерции продолжают вращаться, оставляя следы, похожие на следы буксования на месте.
10.2. В результате столкновения транспортные средства двигаются в направлении, отличном от первоначального. После столкновения на дороге остаются следы бокового скольжения или следы невращающихся колес, заблокированных в момент удара. Начало этих следов является местом столкновения транспортных средств.
10.3. Если водитель поздно замечает опасность и пытается из-.бежать столкновения с помощью маневра влево или вправо, то-место столкновения будет находиться вблизи начала изменения направления следов первоначального движения.
10.4. В момент столкновения разбиваются стеклянные детали: стекло фарных рассеивателей, лампочки, лобовые стекла и др. Часть осколков осыпается на дорогу по ходу движения транспорт ных средств после удара, однако их основная масса остается на месте столкновения. Аналогично отделяются при ударе кусочки ЛКП, пластмассы и др.
1В связи с тем, что довольно часто достоверность занесенных в протокол измерений вызывает сомнения и возникает необходимость в их пересчете по фотоснимкам, следует пользоваться метрическими методами съемки.
10.5. Прилипшие на внутренних поверхностях крыльев, брызговиках, деталях подсветки комья и слои грязи в результате удара осыпаются на дорогу; начало участка с осыпавшейся грязью и. будет местом столкновения.
10.6. Детали транспортных средств при столкновении деформируются и нередко приходят в соприкосновение с поверхностью дороги, оставляя на ней царапины или вмятины. Повреждаются также и детали, содержащие жидкости — воду, бензин, масло, тормозную жидкость, которые вытекают на дорогу. Начало царапин, оставленных деформированными деталями, или следов вытекающей жидкости свидетельствует о месте столкновения. Для поиска этих следов поверхность дороги нередко приходится расчищать — с соблюдением мер предосторожности — от осыпавшейся при ударе грязи или других веществ, разбросанных предметов.
10.7. Место столкновения можно определить также по локализации деталей, отделившихся от транспортных средств в результате столкновения, высыпавшейся из поврежденного кузова основной массы груза, а также по расположению транспортных средств на дороге, следов на них.
Следует сфотографировать все выявленные следы, свидетельствующие о расположении места столкновения, и оказать помощь следователю в выполнении необходимых измерений.
11. Осмотреть транспортные средства, изучить обнаруженные: повреждения и следы, их местоположение, форму, размеры, высоту расположения от уровня дорожного покрытия, установить наличие в них посторонних включений (частиц краски, стекла, отщепов древесины и т. п.). Сфотографировать все обнаруженные следы и повреждения масштабным способом, оказать помощь в изъятии имеющихся в следах включений, если они непрочно удерживаются на поверхности.
12. Исследовать все повреждения и следы с целью разрешения важнейшего вопроса — установления следов первоначального контактирования. Это позволит определить направление движения транспортных средств и их взаимное расположение непосредственно в момент удара. При решении этой зачастую довольно сложной задачи нужно иметь в виду следующее.
Для первичного удара характерно появление множества сравнительно небольших вмятин, царапин, изгибов, зазоров, образующих общую обширную деформацию, направление которой противоположно направлению вызвавшей ее силы.
После первоначальных транспортные средства могут получить и другие повреждения в результате последующих соударений, опрокидывания, однако, поскольку силы, вызывающие первичную деформацию, обычно превосходят силы, под воздействием которых образуются последующие повреждения, участки первичного контакта можно определить по месту наибольшей деформации.
В ряде случаев, особенно при боковых столкновениях, следы первичного контакта могут быть слабо заметны на фоне обширных последующих повреждений, и их выявление требует от специалистов большого опыта.
Нахождение следов первичного контакта облегчает тот факт, что по своей природе это парные следы, т. е. повреждениям на одном транспортном средстве соответствуют повреждения на другом. При исследовании таких следов трассологическими методами в большинстве случаев удается решить эту задачу. Кроме того, при изучении следов следует обращать внимание не только на объемные отпечатки соответствующих деталей, но и на наслоения частиц краски, пластмассы или резины другого транспортного средства.
13. Специалисту криминалистического подразделения, владеющему методами трассологии, следует не только изучить повреждения с целью установления следов первичного контактирования, но и попытаться определить относимость обнаруженных следов и повреждений к расследуемому событию — по их положению, форме, размерам, характеру определить причины возникновения повреждений и на основе такого прочтения следов определить механизм ДТП.
14. Оказать помощь следователю в выявлении на транспортных средствах трассологических следов, имеющих значение для-расследования ДТП, их описании в протоколе осмотра, а также в изъятии следов с объектами или частями деталей, изготовлении слепков.
15. Осмотреть кабины. Если необходимо, установить лиц, управлявших транспортными средствами, — произвести поиск и изъятие следов рук, крови и других следов (например, следов обуви, запаха, микроволокон на чехлах сидений).
16. В процессе проверки технического состояния транспортных средств оказать помощь в изъятии сломавшихся или рассоединив-шихся деталей, неисправных узлов и агрегатов, нарушения в работе которых могли вызвать возникновение происшествия или оказать влияние на его ход. При этом нужно помнить, что во время изъятия не допускается разборка узлов и агрегатов. Сломанные или рассоединившиеся детали изымаются вместе с прилегающими к ним деталями, по возможности без разборки. При изъятии необходимо следить за тем, чтобы не повредить поверхность излома, не увеличить размер повреждений, не нарушить зазоры и т. п. Вид поверхностей изломов и их состояние подробно описываются и фотографируются. Если принимается решение об изъятии узлов и агрегатов в условиях ремонтных мастерских