Файл: Молибога Николай Павлович Разумов Эдуард Александрович осмотр места происшествия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 225

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7.11.2. СТОЛКНОВЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Алгоритм следов и вещественных доказательств: следы колес, следы торможения, следы выступающих частей, лако-красочного покрытия; осколки осветительных приборов; объекты, от­делившиеся от транспортных средств; следы крови, рук; загрязне­ния, осыпавшиеся с транспортных средств; Микрообъекты биологи­ческого, почвенного, растительного происхождения, горюче-смазоч­ные материалы и другие жидкости.

1. Убедиться в том, что обеспечена охрана места происшествия и имеющихся следов, организован объезд автотранспорта (при этом установлены соответствующие дорожные знаки). При необ­ходимости обеспечить немедленную фиксацию тех следов и веще­ственных доказательств, которые могут быть повреждены или унич­тожены.

2. Совместно со следователем уточнить границы осмотра места происшествия. Для этого сразу выяснить характер столкновения: попутное, встречное, угловое (поперечное). Обозначить границы ос­мотра шнуром, лентой, подручным материалом, знаками аварий­ной остановки.

3. Если еще проводятся спасательные работы по извлечению потерпевших, тушению пожара, осуществить фотосъемку выпол­няемых действий с целью воссоздания первоначальной картины происшедшего.

С учетом того, что фотографический метод фиксации обстанов­ки дорожно-транспортного происшествия имеет первостепенное зна­чение для качественного расследования (и прежде всего для про-ведения автотехнической экспертизы), фотосъемке уделяется са-мое серьезное внимание.

4. Произвести обзорную, ориентирующую фотосъемку в соот­ветствии с общими правилами фотографирования места происше­ствия. При обзорной съемке желательно использовать верхние точки (с верхних этажей близлежащих зданий, с площадки ПКЛ и др.).

При фотографировании места столкновения, находящегося на прямолинейном участке дороги, съемку производят по крайней мере с трех точек вдоль дороги: с точки, лежащей на левом крае дороги (бровка левого тротуара), на продольной оси дороги и с точки, находящейся на правом крае дороги (бровке правого тротуара). Аналогичные точки выбираются при съемке с противоположного направления дороги. При этом надо следить, чтобы опти­ческая ось объектива была направлена вдоль осевой линии или краев дороги.

Произвести боковую съемку места ДТП с двух противополож­ных сторон в направлениях, перпендикулярных продольной оси дороги. При ограниченности пространства боковая съемка выпол­няется по правилам линейной панорамы.


Фотосъемка места ДТП, расположенного на закруглении до-роги, осуществляется по частям, с обоих направлений, причем чем меньше радиус поворота, тем больше снимков надо делать. Съемку целесообразно производить с точек, лежащих на касательных к осевой линии и краям дороги. Кроме этого должна производить­ся съемка с обеих сторон в направлениях, совпадающих с осью до­роги до и после ее искривления.

Боковая съемка места ДТП на повороте дороги производится, как правило, в том случае, если есть возможность удалиться от него на достаточное расстояние.

На перекрестках фотосъемку производят с четырех сторон, вы­бирая для этого по три точки — так же, как для прямолинейного участка дороги.

5. На плане или схеме места происшествия отметить точки, с которых осуществлялось фотографирование.

6. Сделать серию обзорных снимков для фиксации центра мес­та происшествия так, чтобы были запечатлены положение транс­портных средств, их разрушения и повреждения, состояние и раз­мещение груза и т. д. При этом используется прием, обеспечиваю­щий получение снимков, которые последовательно дополняют друг друга, — метод фотографической развертки изображения. Для это­го серию снимков начинают с любой произвольно выбранной точки с таким расчетом, чтобы в кадре размещалось максимальное ко­личество деталей. Затем точка съемки перемещается по кругу, как бы обходя центр места происшествия, и выбирается композиция следующего снимка, так, чтобы изображение на нем было про­должением изображения на предыдущем снимке.

7. Запечатлеть наиболее информативные общие виды места ДТП способом метрической съемки — с глубинным или квадрат­ным масштабами. Целесообразно использовать также метод сте-реофотограмметрии. Если эти методы не могут быть применены, то выбирать точки съемки центра места ДТП нужно с таким расче­том, чтобы в кадре находились объекты обстановки, которые при осмотре места происшествия измеряются (результаты измерений заносятся в протокол осмотра и на план места происшествия). Это позволяет вычислить по снимку любые размеры и расстояния, не отмеченные в протоколе.'

8. Произвести детальный осмотр места происшествия с целью обнаружения и фиксации всех следов и вещественных доказа­тельств, которые образовались в процессе столкновения. При этом необходимо обращать внимание практически на все связанные с аварией объекты. Все обнаруженное отметить табличками с номерами, обвести мелом, сфотографировать масштабным способом.


9. Найти следы торможения транспортных средств. Зафикси­ровать их начало, длину и вид (сплошные, прерывистые), распо­ложение и интенсивность, а также различия в следах, оставленных разными колесами. Сфотографировать эти следы без дополнитель­ной разметки, затем обвести мелом и выполнить фотосъемку та­ким образом, чтобы зафиксировать взаимное расположение сле­дов торможения, транспортных средств и элементов дороги (ули­цы). Измерять следы торможения следует от их начала до оси задних колес. Найти и зафиксировать все следы перемещения транспортных средств: скольжения, юза, сдвига, разворота и др.

10. С учетом того, что успешное расследование ДТП во мно­гом зависит от определения места столкновения транспортных средств, тщательно исследовать обстановку места происшествия и зафиксировать все соответствующие следы. При этом, можно использовать целый ряд признаков.

10.1. Наиболее точно определить место, столкновения позволя­ют следы колес. Так, при лобовом столкновении происходит мгно­венное погашение скорости транспортных средств, колеса же по, инерции продолжают вращаться, оставляя следы, похожие на сле­ды буксования на месте.

10.2. В результате столкновения транспортные средства двига­ются в направлении, отличном от первоначального. После столкно­вения на дороге остаются следы бокового скольжения или следы невращающихся колес, заблокированных в момент удара. Начало этих следов является местом столкновения транспортных средств.

10.3. Если водитель поздно замечает опасность и пытается из-.бежать столкновения с помощью маневра влево или вправо, то-место столкновения будет находиться вблизи начала изменения направления следов первоначального движения.

10.4. В момент столкновения разбиваются стеклянные детали: стекло фарных рассеивателей, лампочки, лобовые стекла и др. Часть осколков осыпается на дорогу по ходу движения транспорт ных средств после удара, однако их основная масса остается на месте столкновения. Аналогично отделяются при ударе кусочки ЛКП, пластмассы и др.
1В связи с тем, что довольно часто достоверность занесенных в протокол измерений вызывает сомнения и возникает необходимость в их пересчете по фо­тоснимкам, следует пользоваться метрическими методами съемки.
10.5. Прилипшие на внутренних поверхностях крыльев, брыз­говиках, деталях подсветки комья и слои грязи в результате удара осыпаются на дорогу; начало участка с осыпавшейся грязью и. будет местом столкновения.


10.6. Детали транспортных средств при столкновении деформи­руются и нередко приходят в соприкосновение с поверхностью до­роги, оставляя на ней царапины или вмятины. Повреждаются так­же и детали, содержащие жидкости — воду, бензин, масло, тор­мозную жидкость, которые вытекают на дорогу. Начало царапин, оставленных деформированными деталями, или следов вытекаю­щей жидкости свидетельствует о месте столкновения. Для поиска этих следов поверхность дороги нередко приходится расчищать — с соблюдением мер предосторожности — от осыпавшейся при уда­ре грязи или других веществ, разбросанных предметов.

10.7. Место столкновения можно определить также по локали­зации деталей, отделившихся от транспортных средств в резуль­тате столкновения, высыпавшейся из поврежденного кузова ос­новной массы груза, а также по расположению транспортных средств на дороге, следов на них.

Следует сфотографировать все выявленные следы, свидетельст­вующие о расположении места столкновения, и оказать помощь следователю в выполнении необходимых измерений.

11. Осмотреть транспортные средства, изучить обнаруженные: повреждения и следы, их местоположение, форму, размеры, высо­ту расположения от уровня дорожного покрытия, установить на­личие в них посторонних включений (частиц краски, стекла, отщепов древесины и т. п.). Сфотографировать все обнаруженные сле­ды и повреждения масштабным способом, оказать помощь в изъя­тии имеющихся в следах включений, если они непрочно удержи­ваются на поверхности.

12. Исследовать все повреждения и следы с целью разрешения важнейшего вопроса — установления следов первоначального кон­тактирования. Это позволит определить направление движения транспортных средств и их взаимное расположение непосредст­венно в момент удара. При решении этой зачастую довольно слож­ной задачи нужно иметь в виду следующее.

Для первичного удара характерно появление множества сравни­тельно небольших вмятин, царапин, изгибов, зазоров, образую­щих общую обширную деформацию, направление которой проти­воположно направлению вызвавшей ее силы.

После первоначальных транспортные средства могут получить и другие повреждения в результате последующих соударений, опрокидывания, однако, поскольку силы, вызывающие первич­ную деформацию, обычно превосходят силы, под воздействием которых образуются последующие повреждения, участки первич­ного контакта можно определить по месту наибольшей дефор­мации.


В ряде случаев, особенно при боковых столкновениях, следы первичного контакта могут быть слабо заметны на фоне обширных последующих повреждений, и их выявление требует от специалис­тов большого опыта.

Нахождение следов первичного контакта облегчает тот факт, что по своей природе это парные следы, т. е. повреждениям на одном транспортном средстве соответствуют повреждения на дру­гом. При исследовании таких следов трассологическими методами в большинстве случаев удается решить эту задачу. Кроме того, при изучении следов следует обращать внимание не только на объ­емные отпечатки соответствующих деталей, но и на наслоения ча­стиц краски, пластмассы или резины другого транспортного сред­ства.

13. Специалисту криминалистического подразделения, владею­щему методами трассологии, следует не только изучить повреж­дения с целью установления следов первичного контактирования, но и попытаться определить относимость обнаруженных следов и повреждений к расследуемому событию — по их положению, фор­ме, размерам, характеру определить причины возникновения пов­реждений и на основе такого прочтения следов определить меха­низм ДТП.

14. Оказать помощь следователю в выявлении на транспортных средствах трассологических следов, имеющих значение для-расследования ДТП, их описании в протоколе осмотра, а также в изъятии следов с объектами или частями деталей, изготовлении слепков.

15. Осмотреть кабины. Если необходимо, установить лиц, уп­равлявших транспортными средствами, — произвести поиск и изъятие следов рук, крови и других следов (например, следов обу­ви, запаха, микроволокон на чехлах сидений).

16. В процессе проверки технического состояния транспортных средств оказать помощь в изъятии сломавшихся или рассоединив-шихся деталей, неисправных узлов и агрегатов, нарушения в рабо­те которых могли вызвать возникновение происшествия или ока­зать влияние на его ход. При этом нужно помнить, что во время изъятия не допускается разборка узлов и агрегатов. Сломанные или рассоединившиеся детали изымаются вместе с прилегающими к ним деталями, по возможности без разборки. При изъятии необ­ходимо следить за тем, чтобы не повредить поверхность излома, не увеличить размер повреждений, не нарушить зазоры и т. п. Вид по­верхностей изломов и их состояние подробно описываются и фото­графируются. Если принимается решение об изъятии узлов и аг­регатов в условиях ремонтных мастерских