Файл: Паспорт программы развития 5 Раздел ii информационноаналитическая информация 11.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
| Введение | 3 | |
Раздел I | | Паспорт программы развития | 5 |
Раздел II | | Информационно-аналитическая информация | 11 |
| 2.1. | Краткая справка об истории школы | 11 |
| 2.2. | Общие сведения о школе. | 13 |
| 2.3. | Право владения. Использование материально-технической базы. | 14 |
| 2.4. | Общие сведения о режиме работы образовательного учреждения | 15 |
| 2.5. | Информация о контингенте обучающихся, воспитанниках | 16 |
| 2.6. | Качественный состав педагогических кадров образовательного учреждения. | 17 |
Раздел III | | Аналитическое обоснование программы развития | 18 |
| 3.1. | Анализ исходного состояния | 18 |
| 3.2. | Аналитическое обоснование программы развития | 20 |
Раздел IV | | Концепция развития школы | 24 |
| 4.1 | Стратегия реализации концепции. Организационная модель реализации концепции. | 24 |
| 4.1.1. | Оптимизация организации учебного процесса. | 24 |
| 4.1.2. | Совершенствование системы воспитательной работы. | 25 |
| 4.1.3. | Система взаимодействия и сотрудничества с семьей учащихся. | 27 |
| 4.1.4. | Совершенствование системы управления школой. | 28 |
| 4.1.5. | Совершенствование кадровой политики. | 30 |
Раздел V | | Реализация программы развития | 32 |
Раздел VI | | Основные мероприятия по реализации программы развития | 35 |
| 6.1. | Адаптация учебных программ с позиции интеграции коррекционного компонента в содержании | 35 |
| 6.2. | Использование новых коррекционных технологий в планировании и проведении воспитательной работы | 38 |
| 6.3. | Воспитательная работа, направленная на развитие навыков, умений, коммуникабельного поведения обучающихся | 40 |
| 6.4. | Инновационная деятельность образовательного учреждения | 42 |
| 6.5. | Комплексный подход к оздоровлению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | 42 |
| 6.6. | Единая информационная среда | 44 |
| 6.7. | Укрепление материально-технической базы школы, создание базы спортивно- оздоровительной работы | 45 |
| 6.8. | Введение федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее — ФГОС) | 47 |
| 6.9. | Мероприятия, направленные на создание условий для реализации ФГОС ОВЗ («Доступная среда») | 50 |
Раздел VII | | Прогнозируемый результат | 53 |
| 7.1 | Экспертиза достижения полученного результата | 54 |
Раздел VIII. | | Риски и минимизация их влияния | 55 |
Раздел IX. | | Финансовый план реализации программы | 56 |
Введение
В XXI веке на фоне социально-экономических преобразований продолжается развитие процессов гуманизация системы образования. Ключевым моментом модернизации современной системы образования является положение о том, что в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребенка, независимо от его способностей.
В последние годы наблюдается тенденция изменения качественного состава учащихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида от легких нарушений интеллектуального развития (F 70 по МКБ-10) до тяжелых и сложных нарушений (F 71-72). Анализ сложившейся практики деятельности учреждения, современных исследований (Азарян А. Р., Архип И. А., Баркаускайте М., Бондарь В. И., Быстрова Н. Н., Гудонис В. П., Дудьев В. П., Карьенов В. А., Карпова Т. М., Коновалова А. П., Копытова С. В. и др.) позволяет говорить о том, что в реальном педагогическом процессе в школе участвуют дети разных интеллектуальных, психических, физических и социальных возможностей, так называемых различных «стартовых» возможностей.
Среди факторов, способствующих увеличению количества различной дефиниции, отмечаются: изменение социальной позиции родителя, активность выбора приоритета образования, изменение социальных взглядов и законодательной базы образования детей с особыми образовательными потребностями, привлекательность идей инклюзивного обучения и стремление родителей обучать своего ребенка в школе и др.
Одновременно, необходимо отметить, что вопросы организации инклюзивного обучения детей различных стартовых возможностей с учетом реальных условий российской образовательной системы, определения условий ее успешности остаются малоразработанными.
Программа развития государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) школа № 20» г. Оренбурга на 20015 – 2020 годы представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения, проблемы, главные цели, задачи и направления деятельности учреждения в образовании учащихся различных групп нарушения интеллекта (от F 70 до F 72). Двадцати восьмилетний опыт школы по коррекционно-развивающему обучению позволяет успешно выявлять имеющиеся проблемы и потребности каждого ребѐнка, определять содержание и методы коррекционного воздействия, разрабатывать коррекционные программы.
Реализация программы развития позволит определить действенные многоуровневые подходы к образованию детей данной категории на основе реализации компетентностного подхода в содержании образования.
В центре внимания при организации деятельности учреждения стоит процесс социальной адаптации учащихся с нарушением интеллектуального развития на основе создания модели школы, ориентированной на абилитацию воспитанников с нарушением интеллекта.
Определение действенной модели школы, ориентированной на разноуровневые возможности учащихся с нарушением интеллекта, многополярность компетентностного подхода к социальной адаптации является чрезвычайно актуальной. Целью деятельности учреждения является формирование жизненно важных компетенций у воспитанников. Деятельность учреждения позволит целостно создать условия для максимальной социализации данной категории обучающихся.
Комфортные условия обучения, эмоционально привлекательная воспитывающая среда делают нашу школу востребованной детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями. Наше образовательное учреждение на практике реализует принцип: необучаемых детей нет.
Сегодня наша школа занимается деятельностью, которая затрагивает все сферы жизни образовательного учреждения:
- обучение,
-воспитание;
-взаимоотношения с родителями обучающихся, социальными партнѐрами и выпускниками школы разных поколений;
-укрепление физического и психического здоровья обучающихся.
Школа создаѐт условия для обучения и воспитания умственно отсталых детей, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.
Раздел I
-
Паспорт программы развития школы.
Характеристика оснований для разработки программы | Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития ГКОУ «Школа № 20» г. Оренбурга. В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации образовательного процесса, управление образовательным учреждением на основе инновационных процессов. |
Нормативно-правовая база для разработки программы | 1. Конвенция ООН о правах ребенка. 2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273. 3. ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (24.07.1998 № 124-ФЗ, в ред. от 07.12.2009). 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы". 5. Постановление Правительства Оренбургской области от 28.06.2013 года N 553-пп «Об утверждении государственной программы "Развитие системы образования Оренбургской области" на 2014-2020 гг. 6. Правительства Оренбургской области 30.04.2013 г. № 348-п «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере образования Оренбургской области» на 2013–2018 годы». |
Миссия школы | Создание модели образовательной среды, позволяющей развивать у каждого обучающегося механизм компенсации имеющегося дефекта, на основании чего становится возможным его оптимальная интеграция в современное общество. |
Цель программы | Создать единое образовательное пространство, способствующее переходу на качественно новое образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью. |
Основные задачи программы | 1.Поэтапное введение ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и множественными нарушениями с 01.09.2016 г. 2. Создание условий, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с дифференцированными склонностями, возможностями, способностями и интересами, реализация их потенциальных возможностей через различные образовательные программы, позволяющие каждому ребенку получить доступное, качественное образование и профессиональную подготовку. 3. Создание условий для перехода на личностноориентированное образование (дифференциация, индивидуализация образовательного процесса, ориентация на индивидуальные образовательные потребности). 4. Развитие инновационных процессов, внедрение новых образовательных технологий, позволяющих эффективно решать задачи обучения, воспитания и развития учащихся. 5. Создание условий для дополнительного образования обучающихся, развития их творческого потенциала. 6. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся в урочное и во внеурочное время посредством совершенствования здоровьесберегающей деятельности, технологий. 7. Создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся. 8. Совершенствование материально-технической базы школы. |
Срок реализации программы | 2015 г - 2020 г |
Этапы реализации программы | 1 этап – 2015 -2016год (организационный) 2 этап –2017-2019 годы (основной) 3 этап – 2020 год (аналитико–прогнозирующий) |
Индикаторы для оценки ее результатов | 1. Уровень соответствия, реализуемой общеобразовательной программы современным требованиям, требованиям ФГОС ОВЗ. 2. Уровень оценки качества образования для построения индивидуальной образовательной траектории обучающихся (воспитанников), способствующей успешной социализации. 3. Доля выпускников школы, продолживших обучение в учреждениях профессионального образования, в общей численности выпускников соответствующего года. 4. Доля педагогов, эффективно использующих современные образовательные технологии (в том числе информационные коммуникационные технологии) в профессиональной деятельности, в общей численности педагогических работников. 5. Доля педагогических работников школы, прошедших аттестацию, в общей численности педагогических работников школы. 6. Доля педагогов, прошедших обучение на курсах повышения квалификации (переподготовки), в общей численности педагогических работников школы. 7. Доля педагогов, принимающих участие в методических объединениях, семинарах, конференциях, профессиональных конкурсах различного уровня, участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организаций и регулярно получающих в них профессиональную помощь и поддержку, в общей численности педагогических работников школы. 8. Доля воспитанников, обучающихся по программам дополнительного образования, в общей численности воспитанников. 9. Доля воспитанников, принимающих участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня, в общей численности воспитанников. 10. Создание целостной системы, способствующей сохранению, укреплению здоровья и обеспечению психологического комфорта всех участников образовательного процесса: - число пропусков обучающихся (воспитанников) по болезни; - удельный вес оснащенности спортивного зала в соответствии с современными стандартами; - удельный вес учебно-методических, информационно наглядных средств по спортивно-оздоровительной работе; - удельный вес массово-воспитательных мероприятий, способствующих оздоровительному эффекту в плане физического и психологического развития ребенка; - уровень сформированности ценностных и духовнонравственных основ личности. 11. Доля родителей привлеченных к совместной деятельности педагогического коллектива и родителей, направленной на воспитание и развитие личности ребенка. 12. Число образовательных, культурно-досуговых организаций и социальных партнеров района, области с которыми взаимодействует школа. 13. Уровень соответствия материально-технической базы школы ФГОС ОВЗ. |
Исполнители программы | Администрация ГКОУ «Школа № 20» г. Оренбурга, педагогический коллектив. В реализации программы также участвуют обучающиеся, общественные и социальные партнеры школы. |
Финансовое обеспечение программы | В соответствии со сметой школы. |
Управление программой | Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы. Общий контроль выполнения программных мероприятий осуществляет администрация, педагогический совет школы. |
Организация контроля за выполнением программы | Отчет о ходе реализации программы ежегодно рассматривается: -советом школы; -педагогическим советом школы; -советом родителей. Контроль осуществляется министерством образования Оренбургской области. |
II. Информационно-аналитическая информация
2.1. Краткая справка об истории школы
-
Вспомогательная школа № 20 начала свою историю с 01.09.1987 года. До этого времени в здании школы располагалась средняя школа №20 г. Оренбурга (ул. Совхозная 31), которая решением Центрального райисполкома №248 от 16.07.1987 года реорганизована во вспомогательную школу №20 продленного дня для умственно отсталых детей. -
1993 год. Вспомогательная школа № 20 продленного дня для умственно отсталых детей переименована в муниципальное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная неполная вспомогательная школа №20 продленного дня». Свидетельство о государственной регистрации № 3735 от 03.03.94 -
1996 год. Смена адреса. Распоряжение администрации г. Оренбурга №769-р от 11.06.96 за вспомогательной школой №20 закреплено здание и имущество по ул. Одесской 125-а. -
На основании приказа учредителя – Управления образования администрации г. Оренбурга от10.07.97 №58 в Устав школы внесены изменения. Название: муниципальное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная неполная школа №20 для детей с отклонениями в умственном развитии продленного дня г. Оренбурга». -
2001 год. Управление образования администрации г. Оренбурга. Приказ №144 от 20.04.01. Внесены изменения в Устав школы. Название в следующей редакции: муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №20». -
30.07.2007 Постановление Правительства Оренбургской области №262-п «О принятии в государственную собственность Оренбургской области образовательных учреждений, находящихся в муниципальной собственности г. Оренбурга». С 01.01.2008 муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 20» переименовано в Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 20 г. Оренбурга». -
Постановление Правительства Оренбургской области № 843-п от 12.09.2011. « О создании государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 20» г. Оренбурга. -
Постановление Правительства Оренбургской области № 402-п от 26.05.2015. « О переименованиигосударственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №20» г. Оренбурга -
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 20» г. Оренбурга переименовано в государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа №20» г. Оренбурга.
2.2. Общие сведения о школе.
Полное наименование ОУ в соответствии с Уставом: государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа № 20» г. Оренбурга. Сокращенное название образовательного учреждения: ГКОУ «Школа № 20» г. Оренбурга. Организационно - правовая форма: государственное учреждение.
Юридический адрес учреждения, телефон, факс, e-mail: 460048, г. Оренбург, ул.Одесская, 125-а. Тел/факс 8 3532 75-26-50, телефон 8 3532 75-30-25. Электронная почта: 20@orenschool.ru, iu47@obraz-orenburg.ru, scholl20@bk.ru.
Учредитель: учредителем Казенного учреждения является Оренбургская
область в лице министерства образования Оренбургской области.
Устав учреждения: утвержден приказом министерством образования Оренбургской области от 10.08.2015 г. № 01/21-1769, распоряжением министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений от 01.09.2015 г. № 2981-р.
Лицензия на право осуществления образовательной деятельности: серия РО № 042716 регистрационный № 690 дата выдачи 27.02.2012 г. срок действия бессрочно
Свидетельство о государственной аккредитации: серия 56 № 400067 регистрационный № 637-8 дата выдачи 26.04.2012 г срок действия по 26.04.2024 г.
2.3. Право владения. Использование материально-технической базы.
Образовательная деятельность ведется в здании школы на праве оперативного управления. Земельный участок в бессрочном пользовании. Площадь земельного участка составляет 8 277.00 кв.м.
Проектная наполняемость школы - 202 чел., фактическая наполняемость в 2015-16 учебном году - 230 чел. Общая площадь здания– 1626,2 кв.м.
Площадь здания и количество учебных кабинетов позволяют вести обучение в одну смену. Во вторую половину дня учащимся предоставляется возможность для отдыха, подготовки уроков, дополнительного образования.
В школе имеются:
-17 классных комнат, оснащенных мебелью, информационными стендами, техническими и мультимедийными средствами, наглядно-дидактическими материалами;
-кабинет логопеда, оснащен компьютером, диктофоном, мебелью, наглядно-дидактическими материалами;
-кабинет педагога-психолога: автоматизизованное место, принтер, мебель для документов, диван, пособия для проведения занятий;
-кабинет социального педагога: автоматизизованное место, принтер, мебель для документов