Файл: Научные основы дефектологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МБОУ Тёпловская школа

Тема:

«Научные основы дефектологии»


Работу подготовила: Рубцова Татьяна Валентиновна

Должность: учитель-логопед

Место работы: МБОУ Тёпловская школа



Городской округ город Кулебаки-2017

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3

  1. Философия как методологическая основа дефектологии ……………………………..3

1.1.Великие мыслители прошлого высказывали свои воззрения на здоровье и воспитание………………………………………………………………………………….....4

1.2.Отечественные философы о проблемах специального

Образования…………………………………………………………………………………5

1.3. Ведущие направления построения новои парадигмы дефектологии:

гуманизация; фундаментализация; интеграция……………………………………….5


1.4.Этические основы специальной педагогики……………………………………………..6

1.5. Филосовские категории в педагогике……………………………………………………7

2.Социокультурные основы специального образования…………………………………..8

Заключение……………………………………………………………………………………11

Литература……………………………………………………………………………………12

Введение.

В настоящее время каждый десятый населения Земли, т.е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями здоровья медленно, но стабильно растет. Это связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, военными конфликтами, ухудшением экологической обстановки, значительным распространением вредных привычек (табакокурение, применение алкоголя, наркотиков, токсических веществ) и другими причинами.

В России, несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. В нашей стране детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость, т.е. дети с ограниченными возможностями здоровья.


Обучение и воспитание аномальных детей стало на научную основу, благодаря ведущим специалистам того времени в области медицины, психологии и педагогики: В.М. Бехтереву,Л.С.Выготскому,В.Н.Мясищеву и другим.

Дефектология связана с рядом смежных наук - психолого-педагогических и медицинских. Дефектология имеет единую цель и принципы с общей педагогикой, хотя и разрабатывает свою концептуальную систему исходя из специальных задач обучения, воспитания и развития аномальных детей.

1. Философия как методологическая основа дефектологии

Философия является фундаментом педагогики, так как в основе любой педагогической теории лежат те или иные философские концепции.

В связи с этим при 'исследовании проблем дефектологии выделяются следующие мировоззренческие аспекты в соответствии с разделами философии:

– онтологический — место специального образования в структуре бытия;

– гносеологический — определение связи обучения и познания;

– аксиологическиц — приоритеты и ценностные предпосылки специального образования;

– философско-антропологический — обобщение научных данных о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности;

– историко-философский – реконструкция взглядов философов прошлого на специально-педагогическую проблематику;

– социально-философский – изучение явлений специальной педагогики в социокультурном контексте.

1.1. Великие мыслители прошлого высказывали свои воззрения на здоровье и воспитание.

Гераклит: "Болезнь делает приятным и благим здоровье"; "Цель человеческой жизни — освобождение от страданий".

Платон: "Причина телесных болезней и душевных недугов — дурные свойства тела или дурное воспитание"; "Здоровье и красота живого существа — в соразмерности души и тела"; 'Упорядоченный образ жизни устраняет телесный недуг"; "Больной человек бесполезен и для себя, и для общества"; "Детей следует отбирать по их способностям".

Аристотель: "Добродетель состоит в обладании серединой"; ' "Для счастливой жизни важно избегать крайностей, которыми являются испорченность, злобность, тупость и др."

Плутарх, Сенека: "От уродливых и болезненных детей следует избавляться". Марк Аврелий: "Болезнь связана с пороком, она наказание за грехи и неповиновение, необходимо раскаяние, очищение души".



Д. Дидро: "Интеллектуальные идеи и нравственные понятия человека тесно связаны с устройством его тел и состоянием органов чувств". Философские концепции отклонений: "Слабоумие — "полная душевная слабость", "отсутствие души", долг благотворения — посильная помощь людям, бескорыстное содействие их счастью, государство должно оказывать благотворительную помощь нуждающимся" – И. Кант: "Противоречие между человеческой субъективностью и объективностью вызывает помешательство" — Г.В.Ф. Гегель; "Высокая заболеваемость, детская безнадзорность, несчастные случаи на производстве вызваны нищенским положением трудящихся" – Ф. Энгельс;

"Сущность и характер человека неизменны и не могут быть исправлены" – А. Шопенгауэр;

"Исправление человека противоестественно и бесполезно; стремиться к превосходству, преодолевать болезненные симптомы" – Ницше.

Современные западные философы, идеи которых повлияли развитие дефектологии:

представители экзистенциализма – К. Ясперс, А. Ка Ж.П. Сартр;

психоаналитики – 3. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг; постмодернисты – М. Фуко, Ж. Делез и др.

подлинность существования человека, его самоосуществление, которое основывается на согласовании свободы отдельной личности со свободой других, "шифр бытия" осознается на грани жизни и смерти.

невротические симптомы связаны с подавлением бессознательного (под действием репрессивных запретов культуры); процесс развития ребенка с дефектом направлен на социальную адаптацию и компенсацию комплекса социальной неполноценности. Постмодернизм – между безумием и разумом, между нормой и патологией нет границ.

1.2Отечественные философы о проблемах специального образования

"формирование человеческой психики происходит через "специфически человеческую жизнедеятельность", активное присвоение ребенком вещей культуры; идеальное – форма существования исторически сложившейся духовной культуры человечества" – Э.В. Ильенков;

"становление человеческого сознания совершается в общении к деятельности людей" — 0.7! Михайлов;

"ребенок, отягощенный недостатком, - объект дефектологии, дефект дает импульс к выработке социальной компенсации; в развитии аномального ребенка сочетаются общие и особенные черты"; "общность социальных целей и задач обшей и специальной школ" — Л.С. Выготский.


1.3.Ведущие направления построения новои парадигмы дефектологии: гуманизация; фундаментализация; интеграция.

Гуманизация: цель специального образования: сделать полноценным и достойным существование человека с ограниченными возможностями; включение в социальные отношения; поддержка становления индивидуальности; целостность человеческой жизнедеятельности; концепция непрерывного образования.

Фундаментализмом: переосмысление и уточнение основополагающих положений, проблем, различий нормы и аномалий в человеческом развитии; философско-категориальный анализ нормы и патологии позволяет установить общие параметры их различения; отличие аномального развития от нормального имеет качественный и количественный характер.

Интеграция: выражение интеграции в различных формах совместного обучения и воспитания детей с недостатками развития и их здоровыми сверстниками; наличие интеграционных тенденций в содержании специального образования, его методах и системе учебных заведений для детей с ограниченными возможностями.

Постмодернизм – между безумием и разумом, между нормой и патологией нет границ.

Отечественные философы о проблемах специального образования:

"формирование человеческой психики происходит через "специфически человеческую жизнедеятельность", активное присвоение ребенком вещей культуры; идеальное – форма существования исторически сложившейся духовной культуры человечества" – Э.В. Ильенков;

"становление человеческого сознания совершается в общении к деятельности людей" — 0.7! Михайлов;

"ребенок, отягощенный недостатком, - объект дефектологии, дефект дает импульс к выработке социальной компенсации; в развитии аномального ребенка сочетаются общие и особенные черты"; "общность социальных целей и задач обшей и специальной школ" — Л.С. Выготский.

1.4.Этические основы специальной педагогики.

Аксиологический подход, одно из мировоззренческих оснований специальной педагогики, невозможен без определения той системы ценностей, в рамках которой он реализуется. Поэтому следует обратиться к рассмотрению этических оснований, отражающих гуманистические позиции современной общей и специальной педагогики. Этика (от греч. ethos — обычай, привычка) — философская дисциплина, изучающая нормы и правила человеческого поведения, обязанности людей по отношению друг к другу, к обществу, родине, государству, т.е. учение о моральных, нравственных поступках человека. Мораль, по сути, является практической реализацией этических норм и принципов отдельными людьми, их группами и социальными институтами. В ходе исторического развития человеческой цивилизации в разных культурах формировались и действовали различные системы ценностей, которые складывались на протяжении длительного времени, становясь устойчивыми обычаями и традициями в данной культуре или человеческой группе.


Специальная педагогика чрезвычайно зависима от этики, так как последняя определяет место человека с ограниченными возможностями в существующей системе ценностей. Именно ею обусловлены его личностные и социальные права (на жизнь, на свободу, независимость, образование, на уважительное отношение к его человеческому достоинству, участие в социальной жизни и др.), в согласии с которыми выстраиваются соответствующие этим ценностям и правам образовательные структуры. Важную роль в формировании современного этического миро- воззрения играют этические позиции, которые сложились под влиянием христианской этики. Возврат к их признанию охватывает все большую часть общества. Эти позиции можно сформулировать, следуя за высказываниями современного педагога и гуманиста И.Енсена (1960): «1. Слабые принадлежат нам, а мы им; они являются живыми членами человеческой общности, в которой они родились: семьи, народа, государства, общества, церкви и общины. 2. Мы считаем иллюзией картину и цель создания на Земле совершенной формы жизни человечества, в которой будут только здоровые, сильные и способные. 3. Слабые имеют важные и необходимые частные функции в структуре и взаимосвязях целого. 4. Мы включаем в нашу жизненную общность и не способных ни к какой работе; они тоже принадлежат нам, а мы им...»

1.5.Филосовские категории в педагогике.

Слова, принадлежащие философии, отражают наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности, помогают понять и отобразить закономерности и тенденции развития самой педа­гогики и той части действительности, которую она изуча­ет. Нельзя рассуждать об объекте педагогики, не пользу­ясь словом «социализация», или — о теории, обходясь без понятий «сущность» и «явление», «общее» и «единичное». К числу таких категорий относятся также: «противоречие», «причина и следствие», «возможность и действительность», «качество и количество», «бытие», «соз­нание», «практика» и др.
2.Специфические категории специальной педагогики

Специальные категории специальной педагогики: воспитание, обучение и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду.

. 2.Социокультурные основы специального образования