Файл: Контрольная работа философия управления и ее место в структуре научного знания слушатель 501 уч группы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство Российской Федерации

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий стихийных бедствий

__________________________________________________________________
ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты»
Факультет заочного обучения
Дисциплина: «Философско-политические и исторические аспекты военного управления»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Философия управления и ее место в структуре научного знания

Выполнил: слушатель 501 уч. группы

майор Е.В. Мазаев
Проверил:_______________________


Химки – 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ


2. Взаимодействие объективного и субъективного в управленческой деятельности…………………………………………………………………..…10

Заключение……………………………………………………………………….17

Список используемой литературы………...……………………………….…...18

Введение
То, что вопросы управления находятся в центре внимания современного общества, является общепризнанным фактом. Однако, общего мнения по поводу того, что такое управление вообще, и его теоретического описания до сих пор не имеется. «Сложился огромный рынок рекомендаций практикам, как им лучше всего и эффективнее вести свое дело. Одна «панацея» конкурирует с другой, а между тем в науке нет согласия относительно природы и функций управления, его отличительных признаков и качеств».

Философия управления определяется как наука о смысле управления, об управленческой реальности как таковой. По мнению В.С.Диева, она «призвана рассматривать аксиологические, гносеологические и методологические основания человеческой деятельности в процессах управления». Однако, общее мнение экспертов сводится к тому, что философия управления как философская дисциплина на сегодняшний день не может быть признана состоявшейся. Основная трудность в её становлении состоит в том, что излагаемые концепции лишь частично описывают предметную область, базируются на различных исходных основаниях и поэтому принципиально несовместимы.

Проблемная ситуация в осмыслении сущности управления заключается в том, что на один исследовательский или практический вопрос есть несколько альтернативных ответов. Возникает необходимость в получении дополнительных данных, на основе которых можно обосновать выбор варианта, соответствующего фактическому положению дел в данной предметной области.



1. Сущность и содержание управления
Объективная необходимость процесса управления вытекает из того, что оно закономерно связано с атрибутивными свойствами самого бытия и закономерностями его развития. Ранее было отмечено, что бытие представлено в формах природной, социальной, человеческой и духовной реальности. На уровне природной реальности, растительного и животного мира действуют законы объективной целесообразности и естественного отбора. Природа сама по себе не нуждается в управлении, она управляет сама собой по указанным законам. Однако люди, познав ее законы, могут воздействовать на развитие природы и даже управлять некоторыми природными процессами.

Некоторые ученые, особенно представители кибернетики склонны считать, что управление имеет место не только в социальных, но и в биологических, а также в технических системах. Так, по мнению академика А.И.Берга, существуют три основные сферы управления - техническое управление, социальное управление и биологическое управление. Однако в техническом управлении человек управляет - техникой, а техника не может полностью управлять сама собой. Здесь ситуация управления сводится к системе «человек - техника». Аналогично дело обстоит и с биологическим управлением, в котором именно человек управляет развитием биологических объектов, а своего, собственного субъекта управления там быть не может. Поэтому здесь речь надо вести не о биологическом управлении, а об управлении развитием биологических систем.

Заслуга кибернетики, как справедливо отмечает академик В.Г.Афанасьев, состоит в том, что она раскрыла наиболее общие закономерности управления. Она показала, что процессы управления протекают не во всех, а лишь в сложных динамических системах, которым присуща сеть нелинейных причинно-следственных зависимостей; раскрыла антиэнтропийный характер управления: подчеркнула единство управления и информации, установила меру, количество информации; показала, что необходимым атрибутом самоуправляемой системы являются обратные связи; указала на целесообразный характер управления; сформулировала конечную цель управления, его идеал - обеспечение оптимального течения процесса.

Следует, однако, сказать, что управление представляет собой единство управления, как воздействия на управляемую систему извне, и самоуправления, как внутреннего взаимодействия элементов данной системы. В каждом случае управление носит не просто целесообразный
, а целенаправленный характер. Целесообразность господствует в природе, а целенаправленность - в обществе. Применительно к природным процессам более применимы понятия «регулирование», «организация» и «самоорганизация». Управление не может быть без субъекта и сознательно достигаемых им целей, а это возможно лишь в обществе, на социальном уровне.

Проблема управления возникает прежде всего на уровне социального бытия, когда от природы обособилось общество и стало развиваться по своим, собственным законам. В отличие от природы, в обществе все осуществляется и происходит посредством сознательной и целенаправленной деятельности людей. Выделившись из природы и противопоставив себя ей, общество вынуждено осуществлять свою жизнедеятельность посредством труда - материального и духовного производства.

Люди с самого начала живут и трудятся не в одиночку, а совместно, в сообществе друг с другом. В процессе совместной деятельности между людьми объективно начинает происходить разделение обязанностей по склонностям, способностям и договоренностям. Ведь уже простейшие виды труда нуждаются в упорядочении и распределении обязанностей между людьми. Одной из таких обязанностей постепенно в ходе совместного труда выдвинулось и управление. В процессе совместной деятельности среди людей отдельные выдвигаются в качестве организаторов труда. В дальнейшем в качестве организаторов люди могли назначаться или избираться.

Общество представляет собой сложную социальную систему - целостное единство разнообразных взаимосвязанных элементов. Системный характер общества и его развития обусловливает действие в нем двух противоположных и закономерных тенденций - интеграции и дифференциации. Первая тенденция объединяет систему в единое целое, выражает действие центростремительных сил, противодействующих распаду системы. Вторая тенденция выражает наличие, разнообразных общественных элементов и действие центробежных сил в рамках системы, и потому общество представляет собой единство многообразия, целостность элементов, т.е. систему.

Объективная необходимость управления в обществе состоит в том, чтобы предохранить социальную систему от распада в результате нарушения оптимальной меры взаимодействия центростремительных и Центробежных сил и процессов. Как полагают ученые, «восстановление и воспроизводство изначально заданных, системообразующих признаков целого, упорядочение внутренних и внешних связей системы, их стабилизация, сохранение качественной определенности в соответствии с внутренними закономерностями ее существования, функционирования и развития и представляет собой существо управления».


Сущность управления, таким образом, состоит в сознательном регулировании социальных процессов в целях устойчивого, оптимального и эффективного развития общественных систем. Применительно к обществу в целом управление состоит в достижении оптимальной и эффективной меры взаимодействия централизации и децентрализации властных функций в интересах стабильного и устойчивого развития.

Исследование управленческой деятельности в отечественных и зарубежных трудах имеет длительную историю. Первоначально интерес к этой проблеме был вызван необходимостью повышения производительности труда в сфере материального производства. Основателем и классиком школы «научного менеджмента» по праву считается Ф.Тейлор. Его работы послужили теоретической базой для повышения эффективности управления производством. Новый импульс развитию теории управления придал А.Фойль, который в своих работах выделил пять функций администрации (предвидение, планирование, организация, координация, контроль) и сформулировал основные принципы администрирования. Более глубоко теоретический анализ зарубежных и отечественных концепций управленческой деятельности представлен в монографии С.Л. Кандыбовича.

В последние годы, когда отечественная наука и практика стали более восприимчивыми к зарубежным концепциям, в нашей стране широко стало применяться понятие «менеджмент». Чаще всего оно используется применительно к управлению экономическими процессами в рамках экономической теории. Однако по существу данное понятие означает науку и искусство управления вне зависимости от сферы управленческой деятельности, и в этом смысле можно говорить о политическом менеджменте, социальном менеджменте, в том числе и о военном менеджменте. Последний представляет собой искусство научного управления в военной сфере общественной жизни.

Основные подходы зарубежных исследователей к изучению управленческой деятельности.




п/п

Подходы, концепции, авторы

Содержание подходов и концепций

1.

Подход научного управления (Ф.У.Тейлор, Ф и Л. Гилберт, Г.Гантта и др)

Стимулирование труда, отбор персонала и его обучение, выделение управления в отдельную специальность, анализ операций и построение моделей управления

2.

Классический или административный подход к управлению (Л.Урвик, Д.Д.Муни. А.К.Рейли. А.П.Слоун, А.Файоль и др.)

Описание принципов управления: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство пели, приоритет общих интересов, стимулирование, порядок, справедливость, стабильность, инициатива, корпоративный дух.

3.

Школа человеческих отношений, поведенческие концепции ( М.Паркер, Фоллет и Элтон Мэйо, К.Арджирис, Р.Лайкерт и др.)

Применение приемов управления и межличностными отношениями для повышения производительности и удовлетворенности трудом, науки о поведении для раскрытия потенциала работников.

4.


Процессный подход к управлению (А.Альберт, М.Мескон, А.Файоль).

Управление как процесс, состоящий из взаимосвязанных действий: планирование, организация, мотивация, контроль.

5.


Системный подход к управлению (К.Болдинг. П.Э.Эмери и др.).

Системный анализ управления; системность - образ мышления.


6.


Ситуационный подход, (Ф.Лузанс, Р.Стогдилл, Д.Олсон).

Управление как набор конкретных ситуаций и обстоятельств, влияющих на процесс управления в данное время.

7.


Теории мотивации управления

(А.Маслоу, Ф.Херцберг и др).

Роль и значение мотивов в управленческой деятельности, разработка управленческих технологий мотивации персонала.



В нашей, отечественной науке также были выдвинуты и сложились уникальные идеи и направления в области управленческой деятельности. Так, А.А.Богданов (1873-1928) - экономист, философ, врач и естествоиспытатель, политический деятель - в многотомном труде «Всеобщая организационная наука - тектология» (1921), выдвинул идею создания науки об общих законах, формах и типах организационных систем.

В ней впервые ставилась задача изучения и описания отношений в организационных системах посредством моделирования, введения понятий целостности, обратной связи и общности строения организационных структур на различных уровнях. Названная книга предвосхитила ряд идей кибернетики, общей теории систем и понимания управления как функции, обеспечивающей сохранение целостности объектов, изменения их структуры для поддержания режима деятельности.

В послереволюционный период теория управления в России развивалась преимущественно на основе партийно-идеологических установок и невосприимчивости к достижениям зарубежной теоретической мысли. Так, длительное время по идеологическим причинам в СССР не признавалась ценность кибернетики как науки. Тем не менее, в стране развивались некоторые направления в области теории и практики управления, возглавляемые учеными А.Г.Аганбегяном, В.Г.Афанасьевым, Д.М.Гвишиани, А.И.Китовым, Б.Ф.Ломовым А.В.Филипповым, Г.Л.Ильиным, В.Ф.Рубахиным и другими.

Процесс управления нередко путают с руководством. Руководство -важный элемент управленческой деятельности, для которого характерно наличие официальных властных полномочий у субъекта управления. В данном аспекте можно сразу заметить, что военное управление - это одновременно и прежде всего руководство подчиненными воинскими коллективами, потому что все военные руководители наделены властными полномочиями от имени государства.

Управление - это функционально-деятельностный процесс. Оно представляет собой особый вид деятельности, нацеленной на регулирование социальных процессов управляемой системы. Как вид деятельности управление структурно представлено следующими элементами, составляющими статическую структуру управленческой ситуации: субъект управления; объект управления; цели и задачи управленческой деятельности; средства, способы и формы управления: результаты управленческой деятельности; наличие прямой и обратной связи между субъектом и объектом управления; наличие информации.