Файл: Контрольная работа философия управления и ее место в структуре научного знания слушатель 501 уч группы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Статическая структура управления








Цели, задачи




























Прямое воздействие








Субъект

управления











Объект

управления




Средства,

методы,

формы


















Обратная связь













Результаты








Субъект управления представляет собой управляющую систему, объект - управляемую систему. Субъектом управления может быть отдельный человек - менеджер, группа людей, институты и органы государства, а в армии - командиры и начальники всех уровней. Объектом управления выступают те социальные силы и процессы, которыми управляют субъекты (экономика, государство, армия, воинский коллектив и т.п.), В интересах решения управленческих задач субъект осуществляет воздействие на объект с помощью определенных средств, способов и форм. Результаты управленческой деятельности являются показателями степени достижения целей и задач и посредством наличия обратной связи корректируют процесс управления. И по всем каналам управленческого процесса циркулирует информация.


Процесс управления многообразен. Существуют различные виды управления, которые можно выделить по некоторым основаниям. Так, в зависимости от состава субъектов управление может быть единоличным (единоначалие), групповым, коллективным и даже общественным (общественное самоуправление). По характеру объекта управления различают политическое управление (государственное), экономическое, военное и другие разновидности. По совокупности доминирующих средств и способов управленческой деятельности выделяют определенный стиль управления - демократический и авторитарный, гуманный и либеральный, командно-административный и режимно-тоталитарный. По временным параметрам управление может быть ситуативным, краткосрочным, временным и постоянным.

Специфической разновидностью управленческой деятельности выступает военное управление, Оно представляет собой целенаправленную деятельность государственных и военных учреждений, органов и лиц по осуществлению военной политики государства, руководству строительством и подготовкой вооруженных сил в интересах обеспечения военной безопасности.

Как особая разновидность управления военное управление обладает специфическими чертами. К ним относятся следующие: государственно-политический характер военно-управленческой деятельности; нацеленность на подготовку к боевым действиям в военное время с применением вооруженных средств; сложность и противоречивость управленческой деятельности в боевой обстановке; высокая степень юридической и моральной ответственности за результаты управленческой деятельности; существование жесткой централизации, единоличного распорядительства, доминирование принципа единоначалия в военно-управленческой деятельности; наличие различных уровней в военном управлении - тактического, оперативного, стратегического; наконец - строго режимный характер военного управления, предполагающий соблюдение государственной и военной тайны.

Помимо статической структуры выделяется и динамическая структура управления, которая представляет собой совокупность последовательных операций (этапов), необходимых для осуществления управленческой деятельности от начала до конца. Такая совокупность управленческих операций получила название управленческого цикла. В общем и целом управленческий цикл включает в себя следующие звенья.

1. Сбор и накопление управленческой информации.

2. Оценка информации, ее систематизация и обобщение.

3. Анализ и постановка возникающих проблем, задач.



4. Выдвижение и подготовка проектов решения.

5. Принятие решения и его оформление.

6. Организация и обеспечение выполнения решений.

7. Текущий контроль выполнения принятых решений.

8. Организация взаимодействия, согласование действий.

9. Окончательная проверка исполнения решений.

10.Оценка результатов и подведение итогов.

Действительно, каждый акт управленческой начинается со сбора и накопления необходимой информации. Эта информация представляет собой совокупность истинных знаний, сведений об обстановке, целях и задачах, возможностях субъектов и характере объекта управления, проблемах и трудностях достижения нужных результатов. В процессе систематизации, обобщения и оценки полученной информации возникают первые предположения, цели и задачи управленческой деятельности, выдвигаются проекты, варианты достижения этих задач. Затем из всех проектов управленческих решений субъект должен принять одно, наиболее оптимальное и эффективное в данных обстоятельствах. Это решение принимается и соответственно оформляется в виде приказов, распоряжений, директив и т.п.

После принятия решения субъект управления организует работу по его исполнению, которая включает в себя планирование действий, постановку задач подчиненным, всестороннее обеспечение деятельности по выполнению решений, организацию взаимодействия между подчиненными по реализации принятого решения, распределение и согласование их функциональных обязанностей. В ходе работы по исполнению решений осуществляется текущий (промежуточный) и затем окончательный контроль исполнения поставленных задач. Завершается этот процесс оценкой достигнутых результатов и подведением итогов, выводами по корректировке дальнейших действий по решению возникающих задач в процессе деятельности.

Таким образом, управление представляет собой объективно необходимый процесс социального бытия, предназначенный для осуществления устойчивого функционирования и развития социальных систем в соответствии с заданными целями. Оно выступает как регулирующее воздействие на социальную систему, процесс в интересах сохранения их целостности, устойчивого и стабильного функционирования. Управление обладает деятельностной природой, является особым видом социальной деятельности, включающим в себя субъект-объектные отношения и совокупность последовательно осуществляемых необходимых операций (процедур) деятельности



2. Взаимодействие объективного и субъективного в управленческой деятельности.
Как социальный процесс и вид деятельности управление подчиняется действию общей социологической закономерности - взаимодействию объективных условий и субъективных факторов. Об этом свидетельствует рассмотренная ранее статическая структура процесса управления. Рассмотрим более подробно проявление данной закономерности в управленческом процессе.

Объективное в управлении представляет собой совокупность условий и обстоятельств, не зависящих от сознания субъектов управления. Эти условия и обстоятельства могут благоприятствовать или не способствовать достижению результатов управления, поэтому каждый субъект управления должен учитывать их действие в интересах достижения успеха: благоприятные условия максимально использовать, а неблагоприятные - нейтрализовать.

К объективным условиям управленческой деятельности относятся прежде всего природные условия и факторы - географические, демографические, климатические. Известно, например, что при принятии решения командир всегда обязан учитывать характер местности, погодные условия, время суток и другие природные факторы. Наряду с природными условиями на содержание управления оказывают воздействие и социальные факторы экономического, политического, духовного и иного порядка. Так, например, командир всегда должен учитывать состав и характер предстоящих действий, состав и возможности своих подчиненных.

Под субъективным в управлении понимается совокупность факторов, непосредственно зависящих от сознания субъекта управления и оказывающих существенное влияние на процесс и результаты управленческой деятельности. В структуре субъективных факторов можно выделить следующие основные элементы.

Во-первых, процесс и результаты познавательной деятельности субъекта управления. Несомненно, управленческая деятельность требует глубоких и всесторонних знаний - знаний об обществе и закономерностях его развития, профессиональных знаний, истинных знаний о своих возможностях и характере управляемых процессов, постоянного накопления информации об условиях, целях и задачах управленческой деятельности. Эта информация должна быть объективной, истинной, своевременной и оперативной.

Во-вторых, оценки и ценностные ориентации субъектов управления. Здесь уже речь идет о взглядах, убеждениях, установках и мировоззрении субъектов управленческой деятельности. Так, при получении одних и тех же знаний люди по-разному их оценивают, делают неодинаковые выводы, потому что имеют свое мировоззрение и ценностные ориентации. И это в конечном итоге серьезно сказывается на содержании их управленческой деятельности.


В-третьих, уровень и способы практической организации управления. Известно, что управление может осуществляться многообразными средствами, способами, методами и формами. Но уровень и характер их применения в управленческой деятельности зависит от каждого субъекта управления. Так, например, после кровопролитного Бородинского сражения полководец М.И.Кутузов решил оставить Москву в интересах сохранения армии и России. Но как бы мог поступить на его месте А.В.Суворов, который никогда не решат боевые задачи путем отступления? История оставляет этот вопрос открытым.

Наконец, в-четвертых, в состав субъективных факторов включаются и индивидуально-личностные качества субъектов управления. Не зря говорят, каков командир, такая обстановка складывается и в воинском коллективе. Каждый субъект управления - это прежде всего человек в единстве его природно-биологических и социально приобретенных качеств. Так, полководец Кутузов был природным флегматиком, Суворов - холериком, Фрунзе - сангвиником, а Троцкий склонялся к меланхолизму. И каждый из названных военных руководителей проповедовал свой, индивидуально-неповторимый стиль управленческой деятельности, под который невольно были вынуждены подстраиваться подчиненные.

Взаимодействие объективных условий и субъективных факторов управленческой деятельности обусловливает проявление и действие в процессе управления устойчивых, существенных, необходимых и повторяющихся связей, характеризующих тенденции его возникновения, развития и функционирования. Такие связи-зависимости процесса управления называются закономерностями. Процесс управления, в том числе и военного, подчиняется действию двух основных групп закономерностей - общих закономерностей внешнего порядка и специфических, внутренних закономерностей процесса управления.

Общие закономерности процесса управления выражают постоянное воздействие на него устойчивых факторов внешнего порядка, И в этом смысле можно говорить о закономерной зависимости содержания управленческого процесса от экономических условий данной страны, от характера политического режима и государственного устройства, от социальной структуры общества и содержания социальных отношений, а также от господствующих приоритетов духовной жизни общества.

Так, например, развитая и эффективная экономика страны поставляет высокотехнологичные средства управления, в частности -автоматизированные и компьютеризированные системы управления, позволяет готовить высококвалифицированные кадры управленческой деятельности, материально стимулирует сложную и ответственную деятельность субъектов управления. И все это благоприятно сказывается на содержании и результатах управленческой деятельности.