Файл: Контрольная работа философия управления и ее место в структуре научного знания слушатель 501 уч группы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Статическая структура управления
Субъект управления представляет собой управляющую систему, объект - управляемую систему. Субъектом управления может быть отдельный человек - менеджер, группа людей, институты и органы государства, а в армии - командиры и начальники всех уровней. Объектом управления выступают те социальные силы и процессы, которыми управляют субъекты (экономика, государство, армия, воинский коллектив и т.п.), В интересах решения управленческих задач субъект осуществляет воздействие на объект с помощью определенных средств, способов и форм. Результаты управленческой деятельности являются показателями степени достижения целей и задач и посредством наличия обратной связи корректируют процесс управления. И по всем каналам управленческого процесса циркулирует информация.
Процесс управления многообразен. Существуют различные виды управления, которые можно выделить по некоторым основаниям. Так, в зависимости от состава субъектов управление может быть единоличным (единоначалие), групповым, коллективным и даже общественным (общественное самоуправление). По характеру объекта управления различают политическое управление (государственное), экономическое, военное и другие разновидности. По совокупности доминирующих средств и способов управленческой деятельности выделяют определенный стиль управления - демократический и авторитарный, гуманный и либеральный, командно-административный и режимно-тоталитарный. По временным параметрам управление может быть ситуативным, краткосрочным, временным и постоянным.
Специфической разновидностью управленческой деятельности выступает военное управление, Оно представляет собой целенаправленную деятельность государственных и военных учреждений, органов и лиц по осуществлению военной политики государства, руководству строительством и подготовкой вооруженных сил в интересах обеспечения военной безопасности.
Как особая разновидность управления военное управление обладает специфическими чертами. К ним относятся следующие: государственно-политический характер военно-управленческой деятельности; нацеленность на подготовку к боевым действиям в военное время с применением вооруженных средств; сложность и противоречивость управленческой деятельности в боевой обстановке; высокая степень юридической и моральной ответственности за результаты управленческой деятельности; существование жесткой централизации, единоличного распорядительства, доминирование принципа единоначалия в военно-управленческой деятельности; наличие различных уровней в военном управлении - тактического, оперативного, стратегического; наконец - строго режимный характер военного управления, предполагающий соблюдение государственной и военной тайны.
Помимо статической структуры выделяется и динамическая структура управления, которая представляет собой совокупность последовательных операций (этапов), необходимых для осуществления управленческой деятельности от начала до конца. Такая совокупность управленческих операций получила название управленческого цикла. В общем и целом управленческий цикл включает в себя следующие звенья.
1. Сбор и накопление управленческой информации.
2. Оценка информации, ее систематизация и обобщение.
3. Анализ и постановка возникающих проблем, задач.
4. Выдвижение и подготовка проектов решения.
5. Принятие решения и его оформление.
6. Организация и обеспечение выполнения решений.
7. Текущий контроль выполнения принятых решений.
8. Организация взаимодействия, согласование действий.
9. Окончательная проверка исполнения решений.
10.Оценка результатов и подведение итогов.
Действительно, каждый акт управленческой начинается со сбора и накопления необходимой информации. Эта информация представляет собой совокупность истинных знаний, сведений об обстановке, целях и задачах, возможностях субъектов и характере объекта управления, проблемах и трудностях достижения нужных результатов. В процессе систематизации, обобщения и оценки полученной информации возникают первые предположения, цели и задачи управленческой деятельности, выдвигаются проекты, варианты достижения этих задач. Затем из всех проектов управленческих решений субъект должен принять одно, наиболее оптимальное и эффективное в данных обстоятельствах. Это решение принимается и соответственно оформляется в виде приказов, распоряжений, директив и т.п.
После принятия решения субъект управления организует работу по его исполнению, которая включает в себя планирование действий, постановку задач подчиненным, всестороннее обеспечение деятельности по выполнению решений, организацию взаимодействия между подчиненными по реализации принятого решения, распределение и согласование их функциональных обязанностей. В ходе работы по исполнению решений осуществляется текущий (промежуточный) и затем окончательный контроль исполнения поставленных задач. Завершается этот процесс оценкой достигнутых результатов и подведением итогов, выводами по корректировке дальнейших действий по решению возникающих задач в процессе деятельности.
Таким образом, управление представляет собой объективно необходимый процесс социального бытия, предназначенный для осуществления устойчивого функционирования и развития социальных систем в соответствии с заданными целями. Оно выступает как регулирующее воздействие на социальную систему, процесс в интересах сохранения их целостности, устойчивого и стабильного функционирования. Управление обладает деятельностной природой, является особым видом социальной деятельности, включающим в себя субъект-объектные отношения и совокупность последовательно осуществляемых необходимых операций (процедур) деятельности
2. Взаимодействие объективного и субъективного в управленческой деятельности.
Как социальный процесс и вид деятельности управление подчиняется действию общей социологической закономерности - взаимодействию объективных условий и субъективных факторов. Об этом свидетельствует рассмотренная ранее статическая структура процесса управления. Рассмотрим более подробно проявление данной закономерности в управленческом процессе.
Объективное в управлении представляет собой совокупность условий и обстоятельств, не зависящих от сознания субъектов управления. Эти условия и обстоятельства могут благоприятствовать или не способствовать достижению результатов управления, поэтому каждый субъект управления должен учитывать их действие в интересах достижения успеха: благоприятные условия максимально использовать, а неблагоприятные - нейтрализовать.
К объективным условиям управленческой деятельности относятся прежде всего природные условия и факторы - географические, демографические, климатические. Известно, например, что при принятии решения командир всегда обязан учитывать характер местности, погодные условия, время суток и другие природные факторы. Наряду с природными условиями на содержание управления оказывают воздействие и социальные факторы экономического, политического, духовного и иного порядка. Так, например, командир всегда должен учитывать состав и характер предстоящих действий, состав и возможности своих подчиненных.
Под субъективным в управлении понимается совокупность факторов, непосредственно зависящих от сознания субъекта управления и оказывающих существенное влияние на процесс и результаты управленческой деятельности. В структуре субъективных факторов можно выделить следующие основные элементы.
Во-первых, процесс и результаты познавательной деятельности субъекта управления. Несомненно, управленческая деятельность требует глубоких и всесторонних знаний - знаний об обществе и закономерностях его развития, профессиональных знаний, истинных знаний о своих возможностях и характере управляемых процессов, постоянного накопления информации об условиях, целях и задачах управленческой деятельности. Эта информация должна быть объективной, истинной, своевременной и оперативной.
Во-вторых, оценки и ценностные ориентации субъектов управления. Здесь уже речь идет о взглядах, убеждениях, установках и мировоззрении субъектов управленческой деятельности. Так, при получении одних и тех же знаний люди по-разному их оценивают, делают неодинаковые выводы, потому что имеют свое мировоззрение и ценностные ориентации. И это в конечном итоге серьезно сказывается на содержании их управленческой деятельности.
В-третьих, уровень и способы практической организации управления. Известно, что управление может осуществляться многообразными средствами, способами, методами и формами. Но уровень и характер их применения в управленческой деятельности зависит от каждого субъекта управления. Так, например, после кровопролитного Бородинского сражения полководец М.И.Кутузов решил оставить Москву в интересах сохранения армии и России. Но как бы мог поступить на его месте А.В.Суворов, который никогда не решат боевые задачи путем отступления? История оставляет этот вопрос открытым.
Наконец, в-четвертых, в состав субъективных факторов включаются и индивидуально-личностные качества субъектов управления. Не зря говорят, каков командир, такая обстановка складывается и в воинском коллективе. Каждый субъект управления - это прежде всего человек в единстве его природно-биологических и социально приобретенных качеств. Так, полководец Кутузов был природным флегматиком, Суворов - холериком, Фрунзе - сангвиником, а Троцкий склонялся к меланхолизму. И каждый из названных военных руководителей проповедовал свой, индивидуально-неповторимый стиль управленческой деятельности, под который невольно были вынуждены подстраиваться подчиненные.
Взаимодействие объективных условий и субъективных факторов управленческой деятельности обусловливает проявление и действие в процессе управления устойчивых, существенных, необходимых и повторяющихся связей, характеризующих тенденции его возникновения, развития и функционирования. Такие связи-зависимости процесса управления называются закономерностями. Процесс управления, в том числе и военного, подчиняется действию двух основных групп закономерностей - общих закономерностей внешнего порядка и специфических, внутренних закономерностей процесса управления.
Общие закономерности процесса управления выражают постоянное воздействие на него устойчивых факторов внешнего порядка, И в этом смысле можно говорить о закономерной зависимости содержания управленческого процесса от экономических условий данной страны, от характера политического режима и государственного устройства, от социальной структуры общества и содержания социальных отношений, а также от господствующих приоритетов духовной жизни общества.
Так, например, развитая и эффективная экономика страны поставляет высокотехнологичные средства управления, в частности -автоматизированные и компьютеризированные системы управления, позволяет готовить высококвалифицированные кадры управленческой деятельности, материально стимулирует сложную и ответственную деятельность субъектов управления. И все это благоприятно сказывается на содержании и результатах управленческой деятельности.
| | Цели, задачи | | |
| | | | |
| | Прямое воздействие | | |
Субъект управления | | | | Объект управления |
| Средства, методы, формы | | ||
| | | ||
| | Обратная связь | | |
| | Результаты | | |
Субъект управления представляет собой управляющую систему, объект - управляемую систему. Субъектом управления может быть отдельный человек - менеджер, группа людей, институты и органы государства, а в армии - командиры и начальники всех уровней. Объектом управления выступают те социальные силы и процессы, которыми управляют субъекты (экономика, государство, армия, воинский коллектив и т.п.), В интересах решения управленческих задач субъект осуществляет воздействие на объект с помощью определенных средств, способов и форм. Результаты управленческой деятельности являются показателями степени достижения целей и задач и посредством наличия обратной связи корректируют процесс управления. И по всем каналам управленческого процесса циркулирует информация.
Процесс управления многообразен. Существуют различные виды управления, которые можно выделить по некоторым основаниям. Так, в зависимости от состава субъектов управление может быть единоличным (единоначалие), групповым, коллективным и даже общественным (общественное самоуправление). По характеру объекта управления различают политическое управление (государственное), экономическое, военное и другие разновидности. По совокупности доминирующих средств и способов управленческой деятельности выделяют определенный стиль управления - демократический и авторитарный, гуманный и либеральный, командно-административный и режимно-тоталитарный. По временным параметрам управление может быть ситуативным, краткосрочным, временным и постоянным.
Специфической разновидностью управленческой деятельности выступает военное управление, Оно представляет собой целенаправленную деятельность государственных и военных учреждений, органов и лиц по осуществлению военной политики государства, руководству строительством и подготовкой вооруженных сил в интересах обеспечения военной безопасности.
Как особая разновидность управления военное управление обладает специфическими чертами. К ним относятся следующие: государственно-политический характер военно-управленческой деятельности; нацеленность на подготовку к боевым действиям в военное время с применением вооруженных средств; сложность и противоречивость управленческой деятельности в боевой обстановке; высокая степень юридической и моральной ответственности за результаты управленческой деятельности; существование жесткой централизации, единоличного распорядительства, доминирование принципа единоначалия в военно-управленческой деятельности; наличие различных уровней в военном управлении - тактического, оперативного, стратегического; наконец - строго режимный характер военного управления, предполагающий соблюдение государственной и военной тайны.
Помимо статической структуры выделяется и динамическая структура управления, которая представляет собой совокупность последовательных операций (этапов), необходимых для осуществления управленческой деятельности от начала до конца. Такая совокупность управленческих операций получила название управленческого цикла. В общем и целом управленческий цикл включает в себя следующие звенья.
1. Сбор и накопление управленческой информации.
2. Оценка информации, ее систематизация и обобщение.
3. Анализ и постановка возникающих проблем, задач.
4. Выдвижение и подготовка проектов решения.
5. Принятие решения и его оформление.
6. Организация и обеспечение выполнения решений.
7. Текущий контроль выполнения принятых решений.
8. Организация взаимодействия, согласование действий.
9. Окончательная проверка исполнения решений.
10.Оценка результатов и подведение итогов.
Действительно, каждый акт управленческой начинается со сбора и накопления необходимой информации. Эта информация представляет собой совокупность истинных знаний, сведений об обстановке, целях и задачах, возможностях субъектов и характере объекта управления, проблемах и трудностях достижения нужных результатов. В процессе систематизации, обобщения и оценки полученной информации возникают первые предположения, цели и задачи управленческой деятельности, выдвигаются проекты, варианты достижения этих задач. Затем из всех проектов управленческих решений субъект должен принять одно, наиболее оптимальное и эффективное в данных обстоятельствах. Это решение принимается и соответственно оформляется в виде приказов, распоряжений, директив и т.п.
После принятия решения субъект управления организует работу по его исполнению, которая включает в себя планирование действий, постановку задач подчиненным, всестороннее обеспечение деятельности по выполнению решений, организацию взаимодействия между подчиненными по реализации принятого решения, распределение и согласование их функциональных обязанностей. В ходе работы по исполнению решений осуществляется текущий (промежуточный) и затем окончательный контроль исполнения поставленных задач. Завершается этот процесс оценкой достигнутых результатов и подведением итогов, выводами по корректировке дальнейших действий по решению возникающих задач в процессе деятельности.
Таким образом, управление представляет собой объективно необходимый процесс социального бытия, предназначенный для осуществления устойчивого функционирования и развития социальных систем в соответствии с заданными целями. Оно выступает как регулирующее воздействие на социальную систему, процесс в интересах сохранения их целостности, устойчивого и стабильного функционирования. Управление обладает деятельностной природой, является особым видом социальной деятельности, включающим в себя субъект-объектные отношения и совокупность последовательно осуществляемых необходимых операций (процедур) деятельности
2. Взаимодействие объективного и субъективного в управленческой деятельности.
Как социальный процесс и вид деятельности управление подчиняется действию общей социологической закономерности - взаимодействию объективных условий и субъективных факторов. Об этом свидетельствует рассмотренная ранее статическая структура процесса управления. Рассмотрим более подробно проявление данной закономерности в управленческом процессе.
Объективное в управлении представляет собой совокупность условий и обстоятельств, не зависящих от сознания субъектов управления. Эти условия и обстоятельства могут благоприятствовать или не способствовать достижению результатов управления, поэтому каждый субъект управления должен учитывать их действие в интересах достижения успеха: благоприятные условия максимально использовать, а неблагоприятные - нейтрализовать.
К объективным условиям управленческой деятельности относятся прежде всего природные условия и факторы - географические, демографические, климатические. Известно, например, что при принятии решения командир всегда обязан учитывать характер местности, погодные условия, время суток и другие природные факторы. Наряду с природными условиями на содержание управления оказывают воздействие и социальные факторы экономического, политического, духовного и иного порядка. Так, например, командир всегда должен учитывать состав и характер предстоящих действий, состав и возможности своих подчиненных.
Под субъективным в управлении понимается совокупность факторов, непосредственно зависящих от сознания субъекта управления и оказывающих существенное влияние на процесс и результаты управленческой деятельности. В структуре субъективных факторов можно выделить следующие основные элементы.
Во-первых, процесс и результаты познавательной деятельности субъекта управления. Несомненно, управленческая деятельность требует глубоких и всесторонних знаний - знаний об обществе и закономерностях его развития, профессиональных знаний, истинных знаний о своих возможностях и характере управляемых процессов, постоянного накопления информации об условиях, целях и задачах управленческой деятельности. Эта информация должна быть объективной, истинной, своевременной и оперативной.
Во-вторых, оценки и ценностные ориентации субъектов управления. Здесь уже речь идет о взглядах, убеждениях, установках и мировоззрении субъектов управленческой деятельности. Так, при получении одних и тех же знаний люди по-разному их оценивают, делают неодинаковые выводы, потому что имеют свое мировоззрение и ценностные ориентации. И это в конечном итоге серьезно сказывается на содержании их управленческой деятельности.
В-третьих, уровень и способы практической организации управления. Известно, что управление может осуществляться многообразными средствами, способами, методами и формами. Но уровень и характер их применения в управленческой деятельности зависит от каждого субъекта управления. Так, например, после кровопролитного Бородинского сражения полководец М.И.Кутузов решил оставить Москву в интересах сохранения армии и России. Но как бы мог поступить на его месте А.В.Суворов, который никогда не решат боевые задачи путем отступления? История оставляет этот вопрос открытым.
Наконец, в-четвертых, в состав субъективных факторов включаются и индивидуально-личностные качества субъектов управления. Не зря говорят, каков командир, такая обстановка складывается и в воинском коллективе. Каждый субъект управления - это прежде всего человек в единстве его природно-биологических и социально приобретенных качеств. Так, полководец Кутузов был природным флегматиком, Суворов - холериком, Фрунзе - сангвиником, а Троцкий склонялся к меланхолизму. И каждый из названных военных руководителей проповедовал свой, индивидуально-неповторимый стиль управленческой деятельности, под который невольно были вынуждены подстраиваться подчиненные.
Взаимодействие объективных условий и субъективных факторов управленческой деятельности обусловливает проявление и действие в процессе управления устойчивых, существенных, необходимых и повторяющихся связей, характеризующих тенденции его возникновения, развития и функционирования. Такие связи-зависимости процесса управления называются закономерностями. Процесс управления, в том числе и военного, подчиняется действию двух основных групп закономерностей - общих закономерностей внешнего порядка и специфических, внутренних закономерностей процесса управления.
Общие закономерности процесса управления выражают постоянное воздействие на него устойчивых факторов внешнего порядка, И в этом смысле можно говорить о закономерной зависимости содержания управленческого процесса от экономических условий данной страны, от характера политического режима и государственного устройства, от социальной структуры общества и содержания социальных отношений, а также от господствующих приоритетов духовной жизни общества.
Так, например, развитая и эффективная экономика страны поставляет высокотехнологичные средства управления, в частности -автоматизированные и компьютеризированные системы управления, позволяет готовить высококвалифицированные кадры управленческой деятельности, материально стимулирует сложную и ответственную деятельность субъектов управления. И все это благоприятно сказывается на содержании и результатах управленческой деятельности.