Файл: Контрольная работа философия управления и ее место в структуре научного знания слушатель 501 уч группы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Влияние политики на процесс управления также трудно переоценить. К примеру, после осуществления насильственной революции в России и кровопролитной, продолжительной гражданской войны в начале XX века в стране появился новый тип управленца - в кожаной тужурке, «с Лениным в башке и с наганом в руке», как писал наш поэт В.Маяковский. С тех пор в нашей стране надолго утвердился командно-административный стиль управления, доходящий в высших эшелонах власти до проявлений культа личности. Эти «родимые пятна» большевистского стиля управления до сих пор находят свое проявление в деятельности отдельных представителей политической элиты России.

Социальная структура общества, межнациональные отношения, региональные связи и т.п. также оказывают свое влияние на процесс управленческой деятельности. Сложная и противоречивая социальная жизнь общества усложняет и процесс управления. Наглядное тому подтверждение - ситуация в современной России, где пока еще не вполне отработаны управленческие связи между федеральным центром и регионами, проявляются националистические, сепаратистские и местнические тенденции, угрожающие территориальной целостности государства.

Наконец, и приоритеты духовной жизни, господствующие в обществе идеи, теории, взгляды, сложившиеся стереотипы психологии и общественных нравов также устойчиво воздействуют на содержание управленческой деятельности. Приоритетные ценности духовной культуры, составляющие менталитет - духовный стержень народа, формируют и соответствующий тип социального и военного управленца.

Так, в сознании русских людей глубоко сидит идея отстающего и догоняющего развития России по отношению к цивилизованному Западу. Отсюда возник стереотип наших многих политиков - «догнать и перегнать» Запад, равняться на него, перенимать все у него. Н.С.Хрущев инициировал принятие программы построения коммунизма к 1980 году. А первый Президент России однажды с гордостью говорил перед телезрителями, что мы построили за пять лет рыночную экономику, к которой Запад шел веками. Между тем, Россия имеет свой социально-исторический темперамент, которому должны соответствовать и темпы общественных преобразований.

Процесс управления подчиняется действию и своих, специфически-внутренних закономерностей. Здесь правомерно говорить об устойчивой и существенной зависимости содержания управленческой деятельности от поставленных целей и задач управления, от уровня развития его субъектов, содержания и особенностей объектов управления, выбора оптимальных средств и методов управленческой деятельности, от качества информации, характера результатов и действия обратной связи в управленческом процессе. Рассмотрим более конкретно проявление и действие данных зависимостей.


Смысл и направления управленческого процесса задаются его целями и задачами. Последние не возникают «с потолка», а рождаются объективно, в процессе развития общества. Так, явное замедление темпов экономического и социального развития нашей страны закономерно привело к разработке программ ускорения социально-экономического развития, затем - перестройки всей системы общественных отношений на новых принципах.

Аналогично обстоит дело и с задачами военного управления. Они также определяются характером военно-политической обстановки, интересами национальной и военной безопасности страны, возможностями государства и политической целесообразностью. Важно только правильно понимать и эффективно реализовать цели и задачи управленческой деятельности, умело конкретизировать их применительно к отдельным направлениям и сферам управления, учитывать специфику реализации задач на конкретных участках работы.

Несомненно, содержание управленческой деятельности в целом устойчиво и существенно зависит от уровня подготовки и характера деятельности её субъектов. Об этом уже отмечалось при рассмотрении субъективных факторов управления. Субъект - главная фигура управленческой деятельности. Именно от него зависит понимание целей и задач, особенностей объекта управления, выбор средств и способов достижения цели, накопление и переработка информации, а также корректировка управления по принципу обратной связи.

В армии справедливо принято считать: каков командир, таковы и его подчиненные. Это вовсе не значит, что все подчиненные похожи на командира, а означает, что все они действуют в таком режиме, который задается их начальником. Глубокие знания, правильные ценностные ориентации, высокий профессионализм деятельности, эффективный стиль управления - эти и другие качества субъекта обеспечивают высокие результаты управленческого процесса.

Вторым главным компонентом управленческой деятельности выступает объект управления, содержание и особенности управляемой системы. И вновь мы подчеркиваем, что деятельность субъектов управления осуществляется в независящих от их воли объективных условиях и обстоятельствах. Так, например, сложность и динамизм боевой обстановки, необходимость применения вооруженных средств, жесткая и строгая организация армейской жизни закономерно обусловливают и соответствующее содержание управленческой деятельности в вооруженных силах - преобладание централизма и единоначалия в управлении, высокую ответственность за результаты управленческой деятельности, постоянную готовность к решению поставленных задач в мирное время и боевой обстановке, высокий уровень автоматизации и компьютеризации управления войсками.


В МЧС России система управления также определяется и строится в соответствии с их предназначением в мирное и военное время, организационно-штатной структурой, боевыми и мобилизационными возможностями частей и подразделений, которые отражаются в соответствующих директивах и приказах.

Особую роль в процессе управления играют средства и способы, методы и формы управленческой деятельности, С одной стороны, их выбор существенно зависит от поставленных целей и задач, позиций и уровня подготовки субъектов, характера и особенностей объектов управления, а с другой стороны, будучи избранными в качестве инструментов управленческой деятельности, они начинают играть относительно самостоятельную роль в управлении и способны в конечном итоге трансформировать определенные ранее цели и задачи, изменить ориентации субъектов, корректировать их деятельность.

Народная мудрость гласит, что благими намерениями мостится дорога не только в рай. В рай эта дорога приведет лишь при условии, если благим целям соответствуют и благие средства и методы деятельности. Как известно, большевики тоже много говорили о демократии, но избранная в качестве главного рычага ее достижения насильственная революция существенно отклонила общий вектор движения в сторону от намеченной цели. Видимо, такие варианты имел в виду выдающийся представитель индийского народа М.Ганди, когда говорил: «Позаботьтесь о средствах, а цель сама позаботится о себе».

Действительно, цели и задачи управленческой деятельности определяются изначально не только субъектом, но и задаются сверху, диктуются обстановкой, подсказываются снизу. Их выбор облегчен ограниченным количеством вариантов. А выбор средств, методов и форм управленческой деятельности, наоборот, усложнен их огромным многообразием, кажущейся тактической значимостью, возможностью их постоянного обновления, комплексностью действия и размытостью единых критериев их выбора в качестве приоритетных вариантов. В дальнейшем процессе деятельности нередко субъект оказывается своеобразным заложником избранных ранее средств и методов управления. Поэтому необходимо постоянно, как можно чаще соотносить средства и методы деятельности с целями и задачами управления, внося нужные коррективы в набор избранных вариантов.

Так, применительно к военному управлению важной проблемой является соотношение командно-административных и гуманно-демократических средств и методов работы командиров и начальников на различных этапах, участках и сферах служебной деятельности. Именно здесь по различным причинам допускается немало перегибов в сторону от оптимальной и эффективной меры взаимодействия единоначалия и демократизма: неоправданное единоначалие может превратиться в единовластие, диктат и произвол, а излишний демократизм привести к анархии и хаосу, нарушению элементарных уставных требований. Правильное разрешение этой проблемы в общем и целом видится на путях формирования высокой интеллектуальной, профессиональной, правовой, нравственной и эстетической культуры каждого военного руководителя.


Процесс управления закономерно зависит от достигаемых результатов, которые по каналам обратной связи способны оказывать корректирующее влияние на управленческую деятельность. Результаты управленческой деятельности могут быть различными - полный успех, достижение основных целей, частный успех, недостижение целей. Основными критериями качества результатов управленческой деятельности являются: оценки руководящих органов, реальное достижение рубежей и выполнение нормативов, оценки независимых экспертов, показатели общественного мнения и т.п.

При этом исключительно важно отношение каждого руководителя к достигнутым собственным результатам. Оно должно быть реалистичным, правильным, в меру критическим и конструктивным, чтобы сделать соответствующие выводы и внести правильные коррективы в дальнейшую работу. Тогда процесс управления будет совершенствоваться, обновляться, обогащаться новыми средствами, формами и методами. Данные положения в полной мере имеют отношение и к военно-управленческой деятельности.

Наконец, содержание процесса управления закономерно зависит от качества и количества информации. Информационный поток постоянно обслуживает процесс управления по каналам прямой и обратной связи. Но информация может быть различной как по качеству, так и по количеству. По качеству она может быть объективно-истинной и субъективно-искаженной, достоверной и неверной, правдивой и ложной, проверенной и неподтвержденной, оперативной и исходной. В количественном плане она может быть полной и неполной, достаточной и недостаточной, ограниченной и доступной. Приоритет в добыче, оценке, проверке и обработке информации принадлежит субъекту управленческой деятельности.

В системе военного управления функцию добычи, накопления информации выполняет военная разведка (тактическая, оперативная, стратегическая), а функцию её оценки, проверки и обработки выполняют соответствующие штабы и другие органы управления. На основании обработанной информации вырабатываются предложения, предлагаются варианты решений, а командиры и начальники принимают соответствующие решения. Особенностями информационного обеспечения военно-управленческой деятельности являются: сложность и противоречивость условий добычи информации, высокая оперативность и ограниченность времени на ее добычу, возможность быстрого старения информации по мере изменения боевой обстановки, существование дезинформации и возможность введения противником в заблуждение, необходимость обработки информации в максимально короткие сроки для принятия оперативных решений в динамичной боевой обстановке.


Рассмотренные закономерности взаимодействия объективных условий и субъективных факторов управленческой деятельности находят свое внешнее, практическое проявление в определенных принципах управления. Принципы управления, отражая закономерные связи данного процесса, в сжатой и четкой формулировке выражают исходные, основополагающие правила, содержащие необходимые требования к управленческой деятельности. Для каждого субъекта управления они выступают руководящими требованиями и используются как фундаментальные аксиомы,

Основными принципами управления выступают следующие:

• принцип научности;

• принцип законности;

• принцип экономичности;

• принцип социальной справедливости;

• принцип иерархичности и оптимальной звенности;

• принцип обратной связи;

• принцип преемственности:

• принцип сочетания единоначалия с коллегиальностью;

• принцип разделения и закрепления функций;

• принцип оптимальности объема управления;

• принцип персональной ответственности;

• принцип делегирования полномочий;

• принцип обеспечения служебной перспективы;

• принцип мотивации управленческой деятельности;

• принцип уважения и доверия к человеку.

В военном управлении, как специфической разновидности управления, действуют и свои принципы, выражающие особенности, характер и предназначение воинской деятельности. К ним можно отнести принципы единоличного распорядительства - единоначалия, персональной ответственности, всестороннего обеспечения управленческих решений, взаимодействия подчиненных структур, субординации и беспрекословного подчинения, мобильности и оперативности управления, устойчивой связи и постоянного обновления информации, режимности и сохранения военной тайны, В последнее время на уровне принципов возводятся требования информатизации, автоматизации и компьютеризации военного управления, морально-психологического обеспечения и материального стимулирования военно-управленческой деятельности и другие.

Таким образом, процесс управления, в том числе и военного, подчиняется действию общесоциологической закономерности взаимодействия объективных условий и субъективных факторов управленческой деятельности. Данная закономерность конкретизируется в действии общих и специфических закономерностей управленческой деятельности, проявление которых в военном управлении имеет свои особенности, На базе познанных закономерностей выделяются и формулируются руководящие принципы управленческой деятельности, которые специфически проявляются и дополняются в системе военного управления. В названных принципах находят свое проявление как общие, так и специфические закономерности управленческого процесса. Их формулировки могут быть и несколько иными, но в своей совокупности они должны отражать действие выявленных ранее закономерностей.