Файл: Лекция формы использования специальных познаний в раскрытии и расследовании преступлений введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
15. Согласно части 2 статьи 207 УПК РФ при возникновении сомнений в обоснованности заключения эксперта или при наличии противоречий в выводах экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, производство которой поручается другому эксперту.
Необоснованным следует считать такое заключение эксперта, в котором недостаточно аргументированы выводы, не применены или неверно применены необходимые методы и методики экспертного исследования.
17. Если подсудимый в силу физических или психических недостатков не может изложить вопросы в письменном виде, участвующий в рассмотрении уголовного дела защитник в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 УПК РФ оказывает ему необходимую помощь в выполнении требований части 2 статьи 283 УПК РФ; при наличии таких недостатков у потерпевшего эти требования выполняет его законный представитель или представитель в соответствии со статьей 45 УПК РФ.
Замена производства экспертизы, если имеются основания для ее производства, допросом эксперта не допускается.
Согласно положениям статьи 283 УПК РФ в определении (постановлении) помимо вопросов, предлагаемых судом на разрешение эксперта, должно быть указано, какие вопросы, представленные участниками судебного разбирательства, судом отклонены с приведением мотивов их отклонения. При этом суд не связан формулировкой и перечнем вопросов, предложенных участниками судебного разбирательства, а также поставленных перед экспертом в процессе предварительного расследования.
19. При оценке судом заключения эксперта следует иметь в виду, что оно не имеет заранее установленной силы, не обладает преимуществом перед другими доказательствами и, как все иные доказательства, оценивается по общим правилам в совокупности с другими доказательствами. Одновременно следует учитывать квалификацию эксперта, выяснять, были ли ему представлены достаточные материалы и надлежащие объекты исследования.
Для оказания помощи в оценке заключения эксперта и допросе эксперта по ходатайству стороны или по инициативе суда может привлекаться специалист. Разъяснения специалист дает в форме устных показаний или письменного заключения.
Суду надлежит указать, к каким выводам пришел эксперт в результате исследования, а не ограничиваться лишь ссылкой в приговоре на его заключение.
20. Обратить внимание судов на то, что заключение и показания специалиста даются на основе использования специальных знаний и, так же как заключение и показания эксперта в суде, являются доказательствами по делу (часть 2 статьи 74 УПК РФ). При этом следует иметь в виду, что специалист не проводит исследование вещественных доказательств и не формулирует выводы, а лишь высказывает суждение по вопросам, поставленным перед ним сторонами. Поэтому в случае необходимости проведения исследования должна быть произведена судебная экспертиза.
Заключение и показания специалиста подлежат проверке и оценке по общим правилам (его компетентность и незаинтересованность в исходе дела, обоснованность суждения и др.) и могут быть приняты судом или отвергнуты, как и любое другое доказательство.
24. Суд апелляционной инстанции вправе назначить судебную экспертизу, в том числе дополнительную и повторную (часть 5 статьи 365 УПК РФ). В суде кассационной инстанции непосредственно исследуется заключение эксперта в соответствии с требованиями главы 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а в надзорной инстанции проверяется законность и обоснованность судебного решения на основании тех доказательств, которые были предметом исследования в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
При наличии сомнений в заключении эксперта, выводы которого повлияли или могли повлиять на правильное разрешение судом вопросов, указанных в части 1 статьи 299 УПК РФ, суд в кассационном, а также с учетом требований статьи 405 УПК РФ в надзорном порядке вправе отменить приговор и направить дело на новое судебное разбирательство.
Еще одним нормативным актом, специально регулирующим экспертную экспертную деятельность является Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2003 г. №244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации» ("Российская газета", №84, 06.05.2003), которое, в частности, устанавливает порядок проведения в Российской Федерации государственной экспертизы условий труда, осуществляемой Федеральной службой по труду и занятости и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда,
Не до конца решенной проблемой является признание юридических (правовых) экспертиз в качестве судебных, поскольку при подобных исследованиях также используются специальные знания. Проф. Е.Р.Россинская, например, пишет: «Назрела необходимость обособления и систематизации судебных экспертиз, посвященных исследованию нормативных актов и обоснованности издания на их базе правоприменительных актов. Такие экспертизы предлагается именовать судебно-нормативными»[1]. Если признать такие экспертизы судебными, то следует обратить внимание на следующий нормативный акт: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» ("Российская газета", №46, 05.03.2010), в котором, в том числе, утверждаются Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Интересен в этой связи, также, следующий документ: Приказ Министерства Юстиции Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 92 «Об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность» ("Российская газета", N 73, 24.04.2009).
5.2. Акты Министерства внутренних дел
Нормативные акты МВД имеют чаще всего закрытый характер. Однако, из открытых источников следует обратить внимание на следующие документы:
Приказ МВД РФ от 29 июня 2005 г. №511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» ("Российская газета", №191, 30.08.2005), который определяет Инструкцию по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации и устанавливает Перечень родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации.
Приказ МВД РФ от 14 января 2005 г. №21 «Об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки» ("Российская газета", №64, 31.03.2005), который утверждает: Положение об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки и Положение о Центральной экспертно-квалификационной комиссии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
5.3. Акты Министерства юстиции
Приказ Минюста от 14 мая 2003 г. N 114 Об утверждении перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях министерства юстиции Российской Федерации, и перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства Юстиции Российской Федерации ("Российская газета", N 104, 31.05.2003).
Устанавливается 26 родов экспертиз и 56 экспертных специальностей.
Кроме того, имеются следующие нормативные документы:
Приказ от 12 апреля 2010 г. № 86 Об утверждении порядка расходования государственными судебно-экспертными учреждениями министерства юстиции Российской Федерации средств от производства судебных экспертиз по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях и от проведения на договорной основе экспертных исследований для граждан и юридических лиц ("Российская газета", № 98, 07.05.2010).
Приказ от 12 июля 2007 г. № 142 Об утверждении положения об аттестации государственных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации ("Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 33, 13.08.2007).
Для аттестации работников на право самостоятельного производства судебных экспертиз и его продления образуются Центральная экспертно-квалификационная комиссия (ЦЭКК) в государственном учреждении российском федеральном центре судебной экспертизы при министерстве юстиции Российской Федерации и зональные экспертно-квалификационные комиссии в Региональных центрах судебной экспертизы (РЦСЭ), которые в своей деятельности руководствуются действующими нормативными актами по вопросам подготовки государственных экспертов и настоящим положением.
Право самостоятельного производства судебных экспертиз в СЭУ присваивается работникам, имеющим высшее профессиональное образование, прошедшим подготовку по конкретной экспертной специальности
Приказ от 15 июня 2004 г. № 112 Об утверждении положения об организации профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений министерства юстиции Российской Федерации ("Российская газета", № 144, 08.07.2004).
Положение определяет единый порядок организации подготовки и повышения квалификации государственных судебных экспертов (далее - эксперт) государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (далее – СЭУ) с целью обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов и повышения квалификации экспертов для совершенствования деятельности СЭУ в интересах решения задач правосудия.
Приказ от 19 мая 2006 г. № 198 Об утверждении перечня видов (родов) экспертиз, обязательных для производства в государственном учреждении Российском федеральном центре судебной экспертизы при Министерстве юстиции российской федерации, и перечня видов (родов) экспертиз и экспертных исследований, проводимых в государственном учреждении Российском Федеральном центре судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации на договорной основе ("Бюллетень Минюста РФ", № 7, 2006).
Приказ от 22 июня 2006 г. № 241 Об утверждении норм затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации и методических рекомендаций по их применению ("Бюллетень Минюста РФ", № 10, 2006).
В зависимости от сложности экспертизы делятся на 4 категории и от вида экспертизы при этом зависит количество часов на ее производство, которое может колебаться от 6 до 492 часов.