Файл: Лекция формы использования специальных познаний в раскрытии и расследовании преступлений введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Экспертные ошибки неоднородны и могут быть разделены  на три класса:1)       ошибки процессуального характера: заключаются в нарушении экспертом процессуального режима и процедуры производства экспертизы:выход эксперта за пределы своей компетенции,выражение экспертной инициативы в непредусмотренных законом формах,несоблюдение по незнанию процессуальных требований к заключению эксперта (в т.ч. отсутствие в заключении необходимых по закону реквизитов, обоснование выводов не результатами исследования, а материалами дела и др.).Например: при производстве судебной пожарно-технической экспертизы государственный судебный эксперт получил непосредственно от ответчика аппарат электрозащиты якобы с места пожара, произвел его исследование и дал категорический вывод в пользу ответчика, что аппарат защиты был исправен и не мог послужить причиной возникновения горения. В другом заключении судебный пожарно-технический эксперт установил местонахождение очага пожара исключительно на основании показаний свидетелей, имевшихся в материалах уголовного дела, мотивируя это тем,  что из-за длительности горения очаговые признаки на элементах вещной обстановки не сохранились. 2) гносеологические ошибки:   могут быть допущены при познании:- сущности, свойств, признаков объектов экспертизы,- отношений между ними,-  при оценке результатов познания, итогов экспертного исследования. ·                   Ошибки этой категории подразделяются на:- логические - связанные с нарушениями логической последовательности умозаключений, а также с некорректным применением приемов и операций;- фактические - дающие искаженное представление об отношениях между предметами объективного мира.Пример. В процессе производства судебной автотехнической экспертизы эксперт, исследуя задние колеса автомобиля, обнаружил разрушение шпильки ступицы одного из них и сделал вывод, что это разрушение вызвано дорожно-транспортным происшествием. Впоследствии при производстве повторной экспертизы было установлено, что причиной разрушения шпильки ступицы заднего колеса явилась усталость металла. Этот вывод существенным образом повлиял на решение вопроса о механизме дорожно-транспортного происшествия и, в конечном итоге, на квалификацию деяния. 3) деятельностные (операциональные) ошибки:связаны с осуществляемыми экспертом операциями (процедурами) и могут заключаться в:- нарушении предписанной последовательности этих процедур,- в неправильном использовании средств исследования или использовании непригодных средств (например использование аппаратуры, давно не проходившей поверку),- в получении некачественного сравнительного материала и т.п. ► Причины экспертных ошибок могут быть:А) Объективными:- отсутствие разработанной методики или её несовершенство;- применение ошибочно рекомендованных методов;- отсутствие полных данных, характеризующих идентификационную ценность признаков, устойчивость их отображений в следах;- иное.Б) субъективными:- профессиональная некомпетентность эксперта,- его профессиональные упущения:- небрежность,- поверхностное производство исследования,- пренебрежение методическими рекомендациями,- игнорирование каких-либо признаков объекта и т.п./От Авторов лекции: полагаем, что «профессиональные упущения» эксперта находятся на грани с уголовно наказуемым деянием:Статья 293 УК РФ. Халатность. «1. Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства…».Является ли упущение эксперта преступным, полагаем, должно решаться в каждом конкретном случае уполномоченными органами и лицами./ Экспертные ошибки могут быть связаны:1)                с определенными чертами личности эксперта (например, неуверенность в своих знаниях, умениях, опытности),2)                состоянием здоровья (например, плохое зрение).3)                на ошибочность заключения эксперта могут повлиять сами материалы дела, в том числе заключение предшествующей экспертизы и некритическое его осмысление. Поскольку одним из наиболее распространенных общенаучных методов, используемым практически при любых экспертных исследованиях, является измерение; рассмотрим объективные и субъективные экспертные ошибки на ПРИМЕРЕошибок, допускаемых при измерениях.Несовершенство измерительных приборов и органов чувств человека, а часто природа самой измеряемой величины, приводят к тому, что при любых измерениях результаты получаются с определенной точностью, т.е. эксперимент дает не истинное значение измеряемой величины, а лишь ее приближенное значение. В связи с этим на практике чаще используется понятие не истинного значения, а действительного значения физической величины, которое найдено экспериментально и настолько приближается к истинному значению, что для данной цели может быть использовано вместо него.Совершенно ясно, что никакое измерение не может быть выполнено абсолютно точно, поэтому искомая величина в процессе измерения определяется с некоторой ошибкой (погрешностью).Причем, чем точнее требуется измерить ту или иную величину, тем труднее этого достигнуть. Поэтому не следует при производстве измерений стремиться к большей точности, чем это необходимо для решения поставленной задачи. Например, дистанцию выстрела, произведенного с расстояния 5-10 метров, достаточно определить с точностью до сантиметров, а калибр гильзы или пули измеряется микрометром с точностью до сотых долей миллиметра.Погрешности измерений характеризуются отклонением результатов измерений от истинного значения измеряемой величины.По источнику происхождения их подразделяют на три основных типа:А) Систематические погрешности (промахи)- это экспертные ошибки, величина и знак которых равны во всех измерениях, осуществлявшихся одними методами с помощью одних и тех же измерительных приборов. Учет и исключение систематических погрешностей при проведении любых измерений - одна из основных целей эксперта, поскольку они могут в ряде случаев совершенно исказить результаты судебной экспертизы. Систематические погрешности обычно разделяют на четыре группы: 1. Ошибки, природа которых известна и величина которых может быть точно определена. Они устраняются введением соответствующих поправок. Например, если осмотр места пожара производится по «горячим» следам в прямом и в переносном смысле, для использования в экспертном исследовании данных измерений металлических изделий, произведенных в процессе осмотра и зафиксированных в протоколе, может возникнуть необходимость в поправках, связанных с температурным удлинением измеряемого объекта и измерительного инструмента. Источники подобных отклонений должны быть тщательно проанализированы, величины поправок определены и учтены в окончательном результате. Поправку, которую следует вводить, устанавливают в зависимости от величин других ошибок, сопровождающих измерение. 2. Ошибки известного происхождения, но неизвестной величины. К их числу относится, например, инструментальные погрешности, которые возникают из-за того, что сами технические средства измерения переносят эталон физической величины с некоторой погрешностью.Пример: если необходимо измерить напряжение с точностью 0,2 В, нельзя пользоваться вольтметром, рассчитанным на замер напряжения до 150 В, на котором указано обозначение 0,5, поскольку этот прибор даст ошибку 0,75 В.Ошибки данной группы, строго говоря, не могут быть полностью исключены, но их наибольшее значение, как правило, известно.  3. Ошибки, о существовании которых неизвестно, хотя их величины могут быть очень значительными.Пример: для определения пробы изделия из золота можно установить его плотность, измерив объем и массу. Однако, если измеряемый объект .не является монолитным и содержит внутри полости, будет допущена ошибка измерения его истинного объема, и поэтому плотность будет вычислена неточно.Методика экспертного эксперимента должна позволять избежать больших значений ошибок подобного типа. Чем сложнее опыт, тем больше оснований предполагать, что какой-то источник систематических погрешностей остался неучтенным и вносит недопустимо большой вклад в результат измерений. Одним из наиболее надежных способов выявления подобных погрешностей является проведение экспертного исследования иным методом и в других условиях. Совпадение полученных результатов служит известной гарантией их правильности.

§    Заключение эксперта - основанное на задании суда, сформулированном в определении о назначении экспертизы, письменное изложение экспертом сведений об обстоятельствах, имеющих значение для дела, установленных экспертом на основе своих специальных знаний и полученных в результате проведенного экспертного исследования материалов дела. Заключение эксперта всегда связано с другими доказательствами по делу, так как является результатом их специального исследования.

Экспертная деятельность в ГПК и АПКТребования к заключению эксперта:1.                Эксперт дает свое заключение обязательно в письменной форме (ст. 86 ГПК).2.                Заключение должно содержать:  - подробное описание произведенных исследований,  - сделанных в результате их выводов,  - обоснованных ответов на поставленные судом вопросы.3.                В судебном заседании эксперт может устно разъяснить свое заключение и ответить на заданные ему в ходе судебного разбирательства вопросы.4.                Содержание заключения эксперта должно отражать весь ход экспертного исследования: экспертный осмотр, сравнительное исследование, эксперимент, оценку результатов и изложение выводов (суждений). Письменное заключение эксперта состоит:1. Вводная часть  - указываются: наименование экспертизы, ее номер; является ли она повторной, дополнительной или комплексной; наименование суда, назначившего экспертизу; основание для производства экспертизы; наименование поступивших на экспертизу материалов и вопросы, поставленные на разрешение эксперта.2. Исследовательская часть - описывается процесс исследования и его результаты, дается научное объяснение установленных фактов, подробно описываются методы и технические приемы, использованные экспертом при исследовании фактических обстоятельств.3. Заключительная часть - эксперт формулирует свои выводы, излагая их в виде ясных ответов в порядке поставленных судом вопросов. Процессуальный порядок исследования заключения экспертаЦель: подвергнуть это средство доказывания детальному изучению для гарантии получения верной информации о фактах, имеющих значение для правильного разрешения дела.Исследование заключения эксперта - процессуальные действия, направленные на извлечение из заключения эксперта сведений о фактах судом и доведение их до восприятия других участников процесса.=> Суд обязан лично воспринять представленное письменное заключение эксперта с тем, чтобы дать ему правильную оценку при вынесении решения. Способ личного и непосредственного восприятия заключения эксперта судом и другими лицами, участвующими в деле - оглашение заключения эксперта в судебном заседании. =>  письменная форма заключения переводится в устную, более доступную форму восприятия доказательства. Суд обязан проверить, соблюдены ли права лиц, участвующих в деле, при назначении экспертизы, а именно:- была ли им предоставлена возможность постановки вопросов перед экспертом;- ознакомлены ли они с заключением эксперта до судебного заседания, если вопрос о назначении экспертизы решался при подготовке дела к судебному разбирательству. Порядок исследования заключения:1.  После оглашения заключения в целях его уточнения и разъяснения - эксперту могут быть заданы вопросы всеми лицами, участвующими в деле:- Первым задает вопросы лицо, по заявлению которого назначена экспертиза,- Если СЭ назначена по инициативе суда, то вопросы первым задает истец.- Суд вправе задавать вопросы эксперту в любой момент его допроса.- Ответы эксперта, данные в ходе судебного заседания, дополняют либо разъясняют его заключение.Ø       Вопросы, которые задаются эксперту, могут касаться: выяснения методики исследования, совершенства примененной аппаратуры при исследовании, достаточности представленных объектов для исследования,



Практический опыт – это знания, навыки, умения, накопленные людьми в процессе деятельности, связанной с применением специальных познаний.

(!): Общедоступные, очевидные и широко известные знания не относятся к специальным. Специальные познания не имеют массового распространения, т.е. это те знания, которыми профессионально владеет лишь узкий (ограниченный) круг специалистов.

 

Рост уровня культурного развития общества приводит к тому, что не только некоторые специальные познания, но и отдельные научно-технические средства становятся общедоступными, и для их применения уже не требуются глубокие профессиональные знания и навыки. Специальные познания имеют историческую подвижность, а посему подвижны пределы специального образования. Поэтому специальные познания – это познания в определенной области на современном уровне их развития.

Необходимо также отметить, что иногда в научных работах происходит смешение понятий «специальные знания» и «специальные познания», так как за  основу обоих понятий берут сведения, полученные в результате научной и практической деятельности в определенной отрасли человеческого познания и зафиксированные в накопленном ею опыте.

В УПК РФ употребляется термин «специальные знания». Однако следует отметить, что между этими двумя терминами существуют различия. Знания ­ это «совокупность закрепленных в сознании и мышлении фактов деятельности, относящихся к той или иной области» или «проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека». Познание – «1) обусловленный развитием общественно-исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении; 2) взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире». То есть познание по своему объему шире и включает в себя комплекс знаний в какой-либо области. Иными словами, знание есть результат познания, познание предвосхищает знание, оно его формирует.

 

Анализ существующих в настоящее время определений специальных познаний позволяет сформулировать следующие положения, характеризующие сущность специальных познаний:

1. Специальные познания – это профессиональные знания и навыки в области науки, техники, искусства и ремесла.


2. Специальными познаниями обладает ограниченный круг лиц, получивших их в рамках специального образования или имеющих опыт работы в конкретной области.

3. Специальные познания должны соответствовать современному уровню развития науки и техники, с учетом положительной апробации.

4. Специальные познания не включают в себя профессиональные знания субъекта юриста (следователя, прокурора, суда).

5. Специальные познания должны быть научно обоснованными – т.е. иметь достоверный результат, возможность оценки и проверки этого результата.

Если выразить дефинитивно: специальные познания – это профессиональные знания и навыки в области науки, техники, искусства и ремесла, которыми обладает ограниченный круг лиц, получивших их в рамках  специального образования, за исключением профессиональных знаний юриста (следователя, прокурора, суда). 

 

Применение специальных познаний  должно:

- соответствовать требованиям процессуального закона;

- соответствовать требованиям нравственности  (именно с нравственностью связано различение добра и зла),

- быть безопасными для окружающей среды, жизни и здоровья людей.

 

 

Вопрос 2. Формы использования специальных познаний

2.1. Классификация форм использования специальных познаний

Полное представление о формах использования специальных познаний дает возможность применять их в соответствии с требованиями законодательства, с учетом современных научных достижений и практического опыта. Содержание формы использования специальных познаний определяется конкретными целями и методами оказания содействия.  

В УПК РФ формы использования таких познаний выражены наиболее полно:

1) назначение и производство экспертиз (ст.ст. 80, 195-207 УПК РФ),

2) участие специалистов в следственных действиях (ст.ст. 58, 80, 164, 168 УПК РФ),

3) допрос и заключение специалиста (ст.ст. 58, 80 УПК РФ),

4) допрос эксперта (ст. 205 УПК РФ).

ГПК предусматривает также:

- консультации и пояснения специалиста (ст. 188 ГПК),

- заявления специалиста и эксперта (ст. 183 ГПК),

- выполнение осмотра на месте вещественных доказательств (ст.184 ГПК),

- для выяснения содержащихся в аудио- или видеозаписи сведений судом может быть привлечен специалист (ст. 185 ГПК),



- разъяснения экспертами своих заключений (ст.229 ГПК).

Но как свидетельствуют теория и практика, использование специальных познаний по своим формам намного шире и разнообразнее.

Формам применения специальных познаний в расследовании преступлений посвящены труды В.Д. Арсеньева, Л.Е. Ароцкера, Р.С. Белкина, В.М. Быкова, В.Г. Гончаренко, В.Г. Заблоцкого, А.Р. Ратинова, В.И. Шиканова, А.А. Эйсмана и других ученых. В приводимых ими классификациях  указывается от двух-трех до пяти и более форм использования специальных познаний. Различия во мнениях ученых сводятся к тому, что одни авторы (А.А. Закатов, Г.И. Грамович и др.) просто перечисляют формы использования специальных познаний, не базируясь на каких-либо основаниях, другие (Л.Г. Шапиро, В.И. Шиканов и др.) предлагают проводить классификацию с учетом субъекта применения, доказательственного значения полученных результатов, процессуального положения лица, применяющего специальные познания, и ряда других оснований.

По мнению А.А. Эйсманасуществуют такие формы привлечения специалистов к участию в производстве расследования, как экспертиза, техническая помощь, консультации, ревизия, техническое обследование.


Г.Г. Зуйков к типичным формам использования специальных познаний относит: непосредственное применение специальных познаний следователем; назначение экспертиз; назначение ревизий; консультационную помощь специалиста без привлечения его к непосредственному участию в следствен-ных действиях; участие специалиста в следственном действии.

И.Н. Сорокотягин предлагает следующую классификацию форм применения специальных познаний на предварительном следствии:

– процессуальные – экспертиза, участие специалистов: врача – в процессуальных действиях, педагога – в процессе допроса несовершен-нолетнего и производство ревизии по требованию следователя;

– непроцессуальные – консультационно-справочная деятельность, производство ревизии до возбуждения уголовного дела.

Неудачной представляется нам попытка автора предусмотреть перечень специалистов, участвующих в следственных действиях, поскольку и врач, и педагог – это специалисты, обладающие специальными познаниями.

Важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос о том, включать ли в классификационную схему форм использования специальных познаний непроцессуальные формы.

Так, В.Г. Гончаренко предлагает включить в классификацию форм использования специальных познаний и непроцессуальные формы, против чего категорически выступают В.К. Лисиченко и В.В. Циркаль, утверждающие, что «не может быть непроцессуальных форм применения специальных познаний в уголовном процессе, это равнозначно их незаконности».

Точка зрения В.Г. Гончаренко  представляется более обоснованной, поскольку справочно-консультационная форма используется в уголовном процессе по-разному. Сведения такого рода могут быть получены в устной форме, и тогда они реализуются, например, в выдвижении следственных версий, избрании направлений расследования. Кроме этого, справочно-консультационная информация может быть облечена в письменную форму (в виде справок), и тогда они, по его мнению, приобретают доказательственное значение документов.

Однако представляется, что говорить о нетрадиционности непроцес-суальных форм использования специальных познаний нет оснований, поскольку эти формы на практике, наоборот, являются традиционными, т.е. получившими признание. В некоторых случаях именно консультации со специалистом позволяют следователю решать ряд организационных вопросов, в том числе принимать процессуальные решения по делу.


Формы использования специальных познаний при расследовании преступлений возможно классифицировать по следующим основаниям:

по стадиям расследования преступлений:

а) используемые на стадии проверки заявлений и сообщений о преступлении до возбуждения уголовного дела, в том числе в оперативно-розыскной деятельности;

б) используемые при раскрытии и расследовании преступлений после возбуждения уголовного дела;

по субъектам применения:

а) используемые юристом (следователем; дознавателем; прокурором; органом дознания, судом); 

б) непосредственно используемые специалистом, экспертом;

по характеру правовой регламентации:

а) урегулированные процессуальным законом (напр. - УПК РФ ст.ст. 57, 58, 80, 168, 195-201, 203, 207, 205);

б) другими федеральными законами (например, п. 5 ст. 6 Закона об ОРД);

в) ведомственными и межведомственными нормативными актами (например, Правилами судебно-медицинского или патологоанатомического исследования трупа по письменному предложению правоохранительных органов).

Подчеркнем, что есть и другие основания, позволяющие классифици-ровать специальные познания при расследовании преступлений, но при этом главным будет то, что анализ их структуры позволит полнее раскрыть их разновидности и наметить перспективные направления дальнейшей разработки проблемы.

К сожалению, Закон чаще всего не регламентирована часть форм использования специальных познаний, которая, по содержанию и целенаправленности равнозначны процессуальным, но осуществляются согласно ведомственным инструкциям либо по усмотрению следователя (организационно-тактические действия). К ним можно отнести:

1) консультационно-справочную деятельность;

2) предварительное исследование;

3) ревизии, документальные и аудиторские проверки, восстановление бухгалтерского учета.

Поэтому согласно приведенной выше классификации формы использования специальных познаний при расследовании преступлений можно подразделить на процессуальные и непроцессуальные.

 

2.2. Процессуальные формы использования специальных познаний при расследовании преступлений

1. Участие специалиста (напр. - ст.ст. 58, 164, 168 УПК РФ). По данным исследований при производстве следственных действий в основном принимают участие специалисты: криминалисты – 59%; судебные медики – 24% и специалисты иных профилей – 5%. В большинстве случаев – 76,5% – их помощь используется при осмотре мест происшествий.