Файл: Философия это предельно обобщенное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Философия — это предельно обобщенное, теоретическое видение мира. Она отличается и от религиозного и от научного способа постижения действительности. От религиозного она отличается своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку. От научного она отличается тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.
Философское мировоззрение — это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то, с чем ему приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей о человеке, мире и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а также мотивировать свои поступки. Их специфика — в том, что они позволяют предельно широко, в рамках определенной цивилизации, воспринимать происходящие события и при этом руководствоваться в своих действиях краеугольными для данной цивилизации ценностями.
Философия разрабатывается отдельными людьми, но не является их произволом и капризом. «Что касается отдельных людей, то уж, конечно, — отмечает Гегель, — каждый из них сын своего времени; и философия есть также время, постигнутое в мысли».
Аристотель называл философию «главной и главенствующей наукой, которой все другие науки, словно рабыни, не смеют прекословить». Для Сенеки философия основное средство развития гражданских качеств личности, нравственно-духовной доблести и интеллектуальной силы. 
При всем преувеличении значимости философии в жизни общества и Аристотель, и Сенека правильно отмечали лидирующее положение философской мысли в духовной культуре, а замечания Сенеки о нравственной пользе философии сохраняют свое значение и по сей день.
Не будучи оракулом, философия, постигая историческую эпоху, опережающе отражает направления и пути развития человечества, предупреждает о скрытых опасностях, Так было на всех крутых поворотах истории, во все переломные исторические эпохи. К этому сводится задача и современной философии.
Исследуя мир в целом и положение человека в нем, философия выполняет мировоззренческую функцию, Общество требует от философии ответа на вопросы: Каким должен быть мир, чтобы он соответствовал человеку? Каким должен быть сам человек, чтобы соответствовать миру? Достоин ли мир того, чтобы в нем жить? Достоин ли сам человек того, 
чтобы выступать от имени жизни, понимает ли он ее ценность?
Отвечая на эти вопросы, философия выступает как теоретическая основа мировоззрения, Она предлагает систему категорий, выражающих фундаментальные принципы бытия, в том числе и специфику существования человека. К таким мировоззренческим принципам относятся утверждения: Мир «не создан никем из богов, никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем»; «Мир не бессмыслен и абсурден, но находится в бессмысленном состоянии»; и т. д.

Мировоззренческие принципы различаются как идеалистические и материалистические в зависимости оттого, что в них ставится на первое место: сознание или материя. Их же можно классифицировать как диалектические и антидиалектические в зависимости от того, признается в них развитие или отрицается.

Мировоззренческие принципы тесно связаны с практической жизнью, с жизненными установками познающего человека. Так мировоззренческий принцип: «Бога нет, все дозволено» оправдывает бесчеловечность и аморализм, беззаконие и преступность. Утверждение «Ничто в мире не совершается помимо воли богов» порождает безволие, примиренческое отношение к происходящему. Леворадикальный лозунг: «Кто был никем, тот станет всем» опасен произволом в социально-культурном отношении. Овладение достижениями мировой культуры — длительный процесс, и чудес здесь не бывает.

Несомненной заслугой современной философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся общегуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни. Ценность качества жизни противопоставляется уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в обществе, социальным равенством и близостью к природе.

2,


Рассмотрение функций философии как реализации направлений ее назначения предоставляет основание для выделения в ней особых разделов или элементов ее структуры.

В состав философии входят:

  • теоретическая философия (систематическая философия);

  • социальная философия;

  • этика;

  • эстетика;

  • логика;

  • история философии.

Основными частями теоретической философии выступают:

  • онтология — учение о бытии;

  • гносеология — учение о познании;

  • диалектика — учение о развитии

  • аксиология (теория ценностей);

  • герменевтику (теорию понимания и толкования знаний).

Особым разделом в философии, проблематика которого входит как в общетеоретическую (систематическую философию), так и в социальную философию, является философия науки. Социальная философия включает в себя социальную онтологию, т. е. учение о бытии и существовании общества, философскую антропологию, т. е. учение о человеке, и праксеологию, т. е. теорию человеческой деятельности. Социальная онтология наряду с изучением наиболее общих проблем существования и развития общества исследует философские проблемы экономики, политики, права, науки и религии.

Функции философии

Мировоззренческая функция  способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. (источник)

  • Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

  • Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

  • Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

  • Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

  • Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого  axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца  XIX – начала ХХ вв. и др.).

  • Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

  • Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

  • Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Философия, как правило, рассматривается в качестве теоретического ядра мировоззрения. Ее своеобразие познается в сравнении с мифологией, религией, искусством и наукой по следующим критериям:

  • что изучает;

  • как сочетает разум и чувства;

  • каковы средства выражения;

  • что источник;

  • сколь критична;

Философия, как религия, стремится познать выходящее за пределы эмпирики, но якобы критична ко всему, а не догматична. Философия целостна, как мифология, но рациональна. Философия авторски своеобразна, как искусство, но выражает себя понятиями-категориями. Философия абстрактна, критична и понятийна, как наука, но всеохватна и познает фундаментальный (недоступный научному опыту) смысл бытия.


3, Космоцентризм древнегреческой философии кратко можно описать как поклонение космическому пространству. С него началось развитие других школ и теорий в Греции. На начальном этапе особенности античной философии, идея космизма сохраняли в себе мифологические элементы. Многие философы старались доказать свои суждения, отходя от привычной мифологической направленности.

Космоцентризм греческой философии – это теория, полагающая, что мир имел единое начало, это была естественная стихия – воздух, огонь, или вода. По мнению некоторых, источником формирования мира являлись числа. 

Космоцентризм – основные понятия


Космоцентризм ранней греческой философии базируется на суждениях о первичном зарождении природы на Земле. Взгляды многих мыслителей формировались под влиянием специфического греческого мировоззрения. Ключевые аспекты космоцентризма:

  • Природа являет собой красоту;

  • Вместе дедукция и индукция – это важный аспект космического пространства;

  • Функциональность. Ключевой целью было оказание помощи обществу, поиск ответов на главные вопросы: бытие, человек, природа, мир;

  • Охват всего космоса совместно с человеческим миром.

Космоцентризм основывался на преклонении, страхе перед космосом. Это тьма, которая может поглотить непокорных греков. Люди интересовались, откуда взялся материальный мир, почему происходят различные явления природы

  • Познание возможно с помощью абстрактного мышления. Для работы мыслей необходимо пространство. Чувственные концепты отсутствуют;

  • Изучение логических операций, предполагающих абстрагирование, синтез, анализ и обобщение поможет освоить первоначало;

Космоцентризм ранней греческой философии кратко


Космоцентризм позволил значительно повысить интеллектуальный уровень греков. Он базируется на специфических вопросах мировоззренческого типа. Это помогло древнегреческой философии успешно развиваться, позже сыграло значительную роль в формировании суждений мировой, европейской науки.

Космос воспринимался целым миром, связанным со Вселенной и Землей. Начальная философия изучает, откуда появились солнце, планета, деревья и прочие детали окружающего мира. 

Объектами античных учений стали природа и космос. С течением времени они перестали задумываться о первоначальном ее появлении. Философы спорили, откуда произошел мир – из огня, воздуха, воды или других стихий. Рассуждения о природе помогли перейти к изучению человечества. После основной темой греков стал Бог. 

4 V—IV вв. до н.э. стали временем расцвета классической античной философии. Это было время появления оригинальных философских учений, значительная роль среди них принадлежала учению софистов и Сократа. СОФИСТЫ-Термин «софист» в переводе с древнегреческого означает «мудрец», «знаток». Данное определение закрепилось за представителями философской школы, занимавшихся преподаванием ораторского искусства, красноречия и искусства ведения спора. Принято выделять: старших софистов: Протагор, Горгий, Гипий, Продик и т.д. (вторая половина V в. до н.э.) младших софистов: Ликофрон, Алкидамант и др. (первая половина IV в. до н.э.) Основные черты философии софистов: релятивизм: все в мире относительно, в том числе добро и зло; субъективизм: человек – мера всех вещей, истина для всех понятий и явлений; отрицание объективных явлений; скептицизм и нигилизм: критическое отношение к традициям, нормам, в том числе и нормам морали, которые также считались условными и относительными. Критика Софисты подвергались критике уже в античную эпоху за то, что, во-первых, превратили свою философию в источник заработка, давая платные уроки; во-вторых, следовали не принципам истины и логики, а обучали эффективному использованию различных уловок и приемов – софизмов – для того, чтобы сбить оппонента с толку и победить в споре. Таким образом, мудрость не была истинной. Их интересовала не истина сама по себе, а выгода от доказательства нужного положения — в суде, на собрании, в споре. Поэтому в последующем слово «софист» стало приобретать негативный оттенок. Сократ К числу софистов принято относить выдающегося древнегреческого философа – Сократа, но его учение во многом отличалось от учения софистов: основной метод сократовской философии – «майевтика» - поиск истины путем цепочки логических умозаключений; задача философа – не дать человеку готовую истину, а помочь ему самому прийти к этой истине; истина достигалась в процессе диалога или дискуссии в форме «вопроса-ответа». К концу диалога должно было достигаться определение истины, как не противоречащей самой себе. Проявлялось это в том, что оппонент приходил к противоречию себе и исходным тезисам, на что и обращал внимание Сократ. Подобный подход назывался диалектикой. Этика Сократа Важнейшей частью философии Сократа была этика – учение о нормах морали. В отличие от софистов Сократ решил — и словом и делом — учить людей «добродетели как таковой», безотносительно к софистическим частностям и условностям. В центр своей философии Сократ поставил тему человека, проблемы добра и зла, жизни и смерти, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества. В его этике добродетель тесно связана с познанием. Сократ учил, что деятельность человека всецело определяется его понятиями о благе, о доблести, о справедливости и целями, которые вытекают из этих понятий. Сущностью человека Сократ видел в его душе. Душа человека, по Сократу, — это в первую очередь разум, соединенный с нравственностью. Если человеку ведомо, что есть добро, то он не может совершать зло, так как знанием предполагается нравственность. Освобождаясь от незнания и неведения с помощью философии, человек освобождается и от зла. Образ жизни Сократа, политические и нравственные коллизии его судьбы, популярный стиль философствования, гражданское мужество и доблесть, трагический конец — окружили его имя притягательным ореолом легендарности. Под влиянием его учения сложилось несколько «сократических» школ, среди которых была и знаменитая Академия Платона.


5 Великий древнегреческий мыслитель Платон является основоположником одного из двух главных направлений в философии - идеализма. Платон родился в знатной семье, достаточно богатого рода в 427 г. до н. э. на острове Эгина, входившем в Афинское государство, а умер в 347 г. до н. э. в Афинах. Настоящее имя философа- Аристокл. Слово "Платон" в переводе с греческого означает "широкий", "обширный". В начале своего жизненного пути Платон был учеником и последователем Сократа с 407 до 399 г. до н.э. Платон много путешествовал по своей стране и другим странам. После смерти Сократа более 10 лет Платон провел в путешествиях. Во время своих путешествий Платон посещал Сицилию, где правил Дионисий старший. Платон поделился с правителем своими представлениями по поводу социального и государственного устройства, за что был отдан в рабство, откуда был выкуплен своими друзьями. Много лет спустя уже на закате своих лет Платон вновь посетил Сицилию, где правил Дионисий младший и снова оказался на невольничьем рынке, откуда вновь его выкупили друзья.

Большинство произведений Платона сохранились до наших дней. Диалоги Платона отличаются легкостью слога и прекрасным языком, даже в наши дни мы восхищаемся культурой языка и мышления произведений Платона. Это настоящий памятник литературы и философской мысли. Его произведения написаны в форме монолога ("Апология Сократа"), а остальные в форме диалогов (более 30). К ним относится " Лахес ", " Протагор ", " Гиппий Меньший ", " Горгий ", " Кратил ", " Гиппий Больший " (в котором впервые появляется термины эйдос и идея ), начало " Государство ", " Менон ". " Пир ", " Федр ", " Федон ". Более поздние диалоги - " Софист ", " Парменид ", "Тимей". Самое позднее произведение называется " Законы ".

Главным героем всех произведений является Сократ, за исключением последнего.

Онтология. Главной характеристикой философии Платона является идеалистическое решение основного вопроса философии. Если с трудов софистов и Сократа начинается, классический период античной философии, то в трудах Платона и его ученика Аристотеля философская мысль Древней Греции достигает расцвета. Как мы помним по философии Древнего Востока, идеалистическое разрешение основного вопроса философии говорит о зрелости философской мысли. Однако в отношении теории развития идеалистическая концепция Платона носит метафизический характер. Платон относится к явлениям природы, как к отдельным, изолированным друг от друга и неизменным явлениям. Это метафизический аспект его философский концепции оказался недостаточно перспективным.