Файл: Общая психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная





ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Общая психология





Группа 22П1711в

Студент




Софья Владимировна

Федорова



















МОСКВА 2023

Семинарско-практическое занятие №1

по темам «Общее понятие о психологи как науке. История развития и становления психологии»

II.

Доклад

Тема: “ Основные принципы психологии и их характеристика.”
Принципы психологии – это исходные положения, определяющие понимание сути и истоков психики людей, основные закономерности и законы, действующие в сфере психического. Опираясь на философские, естественнонаучные и другие научные основы, отечественная психология сформулировала ведущие методологические принципы.
Основополагающими принципами психологии являются:

  • Принцип детерминизма объясняет причины развития психики, а также ее истоки. Психика выступает результатом взаимодействия биологических и социальных факторов, определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий. Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны по закону причинно- следственных отношений, т.е. все имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. Данный принцип требует от исследователя уменияраскрыть способ причинного объяснения психического, как обусловленного порождающими его факторами.

  • Принцип единства сознания и деятельности раскрывает взаимообусловленность сознания и деятельности и представляет собой, что их единство неразрывно и что сознание образует внутренний план деятельности человека. Принцип объясняет то, что психика и сознание индивида постепенно развиваются в деятельности и во взаимодействии с окружающим миром, регулярном общении с окружающими людьми. Данный принцип делает возможным изучать сознание через деятельность и ее продукты.

  • Принцип развития (генетический принцип) раскрывает истоки человеческой психики, как динамического феномена; позволяет учесть особенности всех периодов развития и принять во внимание факторы, которые влияют на изменение психики. Психика рассматривается как результат социального взаимодействия, как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания. Одним из наиболее распространенных психологических методов является генетический.


Также можно рассмотреть остальные принципы, такие как:

  • Принцип отражения. Данный принцип раскрывает понимание того, чем является сущность психики человека, ее характеристики и особенности.

  • Принцип активности. Подразумевает, что при изучении психических явлений необходимо учитывать, что внешние и внутренние факторы влияют на формирование психики человека.

  • Принцип системного подхода. Утверждает, что только системный подход в изучении психики человека может считаться верным. Необходимо учитывать не только психологические факторы, но и физиологические.

  • Принцип относительной самостоятельности. Указывает, что любое психологическое или физиологическое явление имеет свое разнообразие, закономерности и принципы развития.

  • Принцип личностного подхода, учета общественных интересов. Правдивые знания могут выявляться только в результате исследования интересов, потребностей, жизненного опыта и особенностей группы людей.

III. 

Основные положения учения Дж. Локка как теоретической основы интроспективной психологии.

Философ Дж. Локк (1632-1704) утверждал, что существует два источника всех знаний: объекты внешнего мир и деятельность нашего собственного ума. На объекты внешнего мира человек направляет свои внешние чувства и в результате получает впечатления о внешних вещах, а в основе деятельности ума лежит особое внутреннее чувство - рефлексия Локк определял ее как «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность. 

По мнению Локка рефлексия предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У де­тей рефлексии почти нет, они заняты в основном познанием внешнего мира. Од­нако рефлексия может не развиться и у взрослого, если он не проявит склонности к размышлению над собой и не направит на свои внутренние процессы специаль­ного внимания. Исходя из данного положения, можно говорить о том, что Локк считает возможным раздвоение психики. 

Психические процессы, по его мнению, протекают на двух уровнях:

1 уровень - восприятие, мысли, желания;

2 уровень - наблюдение, или «созерца­ние», этих мыслей и образов восприятия.

Другим не менее важным выводом из утверждения Дж. Локка является то, что, поскольку процессы сознания открываются только самому субъекту, ученый мо­жет проводить психологические исследования только над самим собой. При этом способность к интроспекции не приходит сама по себе. Для того чтобы овладеть этим методом, надо долго упражняться.



По сути, Дж. Локк, находясь на материалистических позициях вывел 2 основных принципа:

  1. Принцип сенсуализма, чувственного опыта, как един­ственного источника познания. 

  2. Принцип автоматизма, согласно которому задача научного познания психических, как и всех природных явлений, заключается в том, чтобы разложить все сложные явления на элементы и объяс­нить их, опираясь на связи между этими элементами.



IV. Практические задания.

1) Заполнить пробелы:

1. Одно из первых объяснений функционирования разума

сводилось к идее о некой душе, заключенной в теле.

2. По мнению Декарта, действия организма определяются “животными душами”, находящимися в головном мозгу.

3. Рационализм – это философское течение, делающее главный упор на

роль разума в приобретении знаний.

4. В XVIII в. изучение души заменяется изучением мыслительного процесса и сознания.

5. Первая лаборатория психологии была основана В. Вундтом в 1879 г.

6. По мнению основателя бихевиоризма Уотсона, любые действия человека можно объяснить с помощью схемы S-R каждой реакции/стимулу соответсвует определенное поведение.

7. Согласно теории психоанализа многие черты личности обусловлены

половыми влечениями, подавлявшимися в детстве.

8. По мнению психологов гуманистического направления, любому

индивидууму свойственно врожденное стремление к полной самореализации.

Семинарско-практическое занятие №2

по теме «Основные методы психологических исследований»

II.

Доклад

«Эмпирические методы в психологии»

Эмпирический метод представляет собой совокупность приемов и операций, направленных на изучение реальных проявлений тех или иных психологических явлений.

Применение определенного метода зависит от конкретных условий, целей, задач исследования.

Большое разнообразие методов опирается на основные принципы построения психологических исследований:

  • Объективность изучения психических явлений;

  • Изучение психических явлений в их развитии;

  • Аналитико-синтетический подход к изучению психических явлений.


Самые распространенные эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, опрос, тесты, анализ документов, изучение продуктов деятельности, экспертная оценка.

Далее рассмотрим каждый подробнее.

Метод наблюдения.

Целенаправленное изучение поведения и деятельности личности в естественных ситуациях, основанное на их непосредственном восприятии.

Древнейшим методом наблюдение был метод интроспекции. Благодаря самонаблюдению человека может познавать себя и меняться, но к сожалению, такой способ всегда будет субъективным.

Справиться с это проблемой позволяет объективное наблюдение, которое осуществляется психологом-наблюдателем.

Объективное наблюдение может быть реализовано в двух формах:

а) в форме простого наблюдения, где наблюдатель не принимает личного участия, а наблюдаемые об этом не знают;

б) в форме включенного наблюдения, когда наблюдатель адаптируется к наблюдаемой группе и люди с ним взаимодействуют.

В процессе регистрируются факты, с помощью специальной техники, чтобы минимизировать субъективность наблюдателя.

Метод эксперимента.

Предусматривает активное влияние исследователя на исследуемые психические явления через отдельные управляемые и контролируемые исследователем факторы.

Различают лабораторный и природный эксперименты. Первый проводят в специально созданных условиях, в естественном эксперименте сочетаются активность метода эксперимента и естественность метода наблюдения: исследователь создает условия, вызывающие желаемое явление, а содержание привычных для человека условий остается без изменений.

Метод опроса.

Предложение участнику исследования серии вопросов, отвечая на которые он предоставляет исследователю некоторую информацию о себе. Может проводится в устной и письменной формах.

Метод тестов.

В отличие от других методов, тестирование направлено не на исследование психических явлений для получения тех или иных новых данных, а на измерение уже известных психологических особенностей испытуемых с помощью стандартизированных заданий.


Наиболее известные в психологии: тесты достижений, тесты способностей, проективные тесты.

Метод анализа документов.

Метод сбора фактов об участнике исследования, материализованные в той или иной форме. Относительно человека документы могут быть личные и безличные. Этот метод успешно применяют при формировании гипотезы исследования и определении общих направлений изучения личности.

Метод изучения продуктов деятельности.

Реально-практические и идеальные по форме проявления активности деятельности относительно явлений объективного и субъективного мира. Это система исследовательских процедур, направленных на сбор, систематизацию, анализ и толкование результатов предыдущей психической деятельности человека: трудовой, учебной, игровой.

Используя данный метод исследователь должен выяснить:

а) является ли продукт, который анализируется, результатном типичной для данной деятельности человека, или созданный ею случайно;

б) в каких условиях осуществлялась деятельность человека,

в) можно ли исследовать аналогичные и другие разнообразные продукты деятельности этого человека.

Экспертная оценка.

Сегодня психолог все чаще выступает как эксперт по вопросам управления, организационного развития, разрешения конфликтов. Управленцы, педагоги, юристы приглашают психолога, чтобы совместно с ними проанализировать любую ситуацию, дать оценку нововведений, того или иного способа поведения в конкретной ситуации. Продуктом деятельности психолога в данном случае является экспертное заключение.

III.




Наблюдение

Эксперимент

Достоинства

Организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования


Исследование какого-либо явления путем активного воздействия на него, при помощи создания новых условий

Отсутствие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования


Наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования

Возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств

Создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; материальные воздействия на объект или условия; измерения с применением соответствующих технических устройств


Ограничения

Интроспекция не может считаться объективным научным методом


Зачастую условия исследования не соответсвуют реальным

Много факторов, которые могут повлиять на объективность оценки исследователя


Испытуемые знают о том, что являются объектом исследования