ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
IV. Практические задания.
1) Заполнить пробелы:
1. Эмпирики считают, что любое знание может быть приобретено
лишь экспериментальным путем.
2. Естественные науки, развитие которых началось в XVII в.,
претендуют на свою принадлежность к эмпирическому направлению.
3. Гипотеза – это предположение, высказанное на основании уже
установленных фактов.
4. Метод интроспекции состоит в том, что испытуемый описывает ощущения, возникающие у него при воздействии того или иного стимула.
5. В основе научного метода лежит проверка объективности.
Семинарско-практическое занятие № 3
по темам «Понятие о психике и ее эволюции. Происхождение и развитие сознания человека»
II.
Доклад
«Общая характеристика сознания и его особенности.»
Высшая степень развития психики, свойственная только человеку, называется сознанием. Оно возникло и развивалось в общественно-исторических условиях существования человека. На возникновение и развитие сознания повлияла совместная продуктивная, опосредованная речью, орудийная деятельность людей.
Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.
Важнейшие психологические характеристики сознания:
-
Сознание как совокупность знаний об окружающем нас мире.
В его структуру входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение — строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время, мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.
2) Рефлексивная способность сознания.
Готовность к познанию других психических явлений и самого себя, закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит «Я» человека и его «не-Я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различение. Он единственный среди живых существ способен к самопознанию, то есть может обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «Я» от «не-Я» — путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования его самосознания.
3) Обеспечение целеполагающей деятельности человека.
В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, вносятся необходимые коррективы. Всякое нарушение в осуществлении целеполагающей деятельности в результате болезни или по каким-то иным причинам рассматривается прежде всего как нарушение сознания.
4) Включение в состав сознания определенного отношения.
В сознание человека неизбежно входит мир чувств, представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях.
Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является владение языком. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний, обогащение человека опытом, выработанным до него человечеством, передаваемым ему с помощью языка.
Язык — особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится его реальным сознанием.
Понятие «сознание» употребляется в психологии, психиатрии и других науках в смысле, отвечающем приведенным выше его основным характеристикам. При этом для психиатра, перед которым постоянно возникает вопрос о наличии, сохранении или нарушении сознания у больного, важно установить, имеется ли у данного человека возможность отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности. Человек, у которого сознание остается ясным, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и опыта и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и условиям деятельности и на основе этого управляет своим поведением.
III.
А.Н. Леонтьев
«Проблемы развития психики»
Стадия интеллекта
Стадия интеллекта - следующая, более развитая ступень психики животных. Она характеризуется сложной деятельностью, и такими же формами отражения действительности.
Интеллектуальное поведение наиболее высокоразвитых животных - человекоподобных обезьян - было впервые систематически изучено в экспериментах, поставленных Кёлером.
Например, чтобы достать приманку в отдалении, обезьяне необходимо было воспользоваться палкой или подставить ящик, без предварительного научение и они справлялись с данными задачами. Напротив, на более низкой ступени развития операция формируется путем многочисленных проб, в процессе которых удачные движения закреплялись.
Отсюда выявим характерные особенности интеллектуальной деятельности животных:
-
Нахождение операции, которая почти сразу приводит к успеху; -
Решение подобных задач без предварительных проб; -
Найденное решение задачи легко переносится обезьяной в другие условия. -
Способность к объединению в единой деятельности двух различных операций.
Кёлер считал, что главный признак, который выделяет поведение этих животных от поведения других представителей животного мира и который сближает его с поведением человека, заключается в том, что операции формируются у них не постепенно, путем проб и ошибок, но возникают внезапно, независимо от предшествующего опыта, как бы по догадке.
Фазы деятельности обезьяны:
-
Подготовительная.
Связана с объективным отношением палки к плоду
-
Фаза осуществления
Направлена на предмет, непосредственно побуждающий животное, и строится в зависимости от определенных объективно-предметных условий.
Интеллект возникает там, где возникает процесс подготовления возможности осуществить ту или иную операцию или навык.
Интеллектуальное поведение, которое свойственно высшим млекопитающим и которое достигает особенно высокого развития у человекообразных обезьян, представляет собой ту верхнюю границу развития психики, за которой начинается история развития психики уже совсем другого, нового типа, свойственная только человеку, - история развития человеческого сознания.
IV. Практические задания.
1) Заполнить пробелы:
1. Согласно Ч. Дарвину, естественные процессы привели к отбору признаков, наиболее приспособленных к данной среде, благоприятствуя их передаче последующим поколениям.
2. Труд Дарвина, опубликованный в 1859 г. и вызвавший ожесточенные споры, назывался «Происхождение видов».
3. В XX в. эволюционная теория обогатилась данными генетики и открытием законов наследственности.
4. Последовательность событий, в результате которой информация от органов чувств передается в нервную систему и вызывает автоматическую реакцию, называется рефлекс.
5. Присущие данному виду сложные стереотипные формы поведения, организация и цели которых генетически детерминированы, называют
инстинктивным поведением.
6. У некоторых животных наблюдается импринтинг – создается глубокая привязанность к первому движущемуся предмету, который они увидели после появления на свет.
7. Способность к умозаключению – это способность понимать связь между различными элементами данной ситуации, с тем, чтобы найти решение данной проблемы. В эволюционном ряду животных она появляется у высших млекопитающих.
8. Вертикальное положение тела создало также возможность для развития черепа во всех направлениях, а тем самым и для увеличения объема головного мозга.
9. Главные особенности социальной организации человека – разделение пищи со своими сородичами и образование постоянных групп.
Семинарско-практическое занятие № 4
по темам «Общая психологическая характеристика деятельности.
Внимание и деятельность»
II.
Доклад
«Классификация видов внимания и их характеристика»
По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
1) Непроизвольное внимание (или пассивное, вынужденное, непреднамеренное) возникает и поддерживается в силу увлекательности деятельности, ее занимательности или неожиданности. Например, как только человек слышит по радио интересную новость, он невольно отвлекается от работы и прислушивается к речи диктора.
Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами. Эти причины можно разделить условно на следующие основные категории. К первой группе причин относятся характер и качество раздражителя. Всякое достаточно сильное раздражение: громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах - невольно привлекает наше внимание. В ту же группу причин следует отнести и такое качество раздражителя, как его новизна, необычность. Ко второй группе причин, вызывающих непроизвольное внимание, относятся те внешние раздражители, которые соответствуют имеющимся у человека потребностям. Так, сытый и голодный человек будут совершенно по-разному реагировать на разговор о пище. Третья группа причин связана с общей направленностью личности. Именно поэтому, идя по одной и той же улице, дворник обратит внимание на мусор, полицейский — на неправильно припаркованную машину, архитектор или художник — на красоту старинного здания.