Файл: Дисциплина Экологические основы природопользования Практическое занятие 2 Обучающийся Бахурина Юлия Андреевна Преподаватель Чащинова Анна Вадимовна Задание 1 Максимальное количество баллов 8.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 3
Максимальное количество баллов — 8.
Представьте следующую педагогическую ситуацию. Вы являетесь педагогом в образовательной организации. Вам необходимо провести внеклассное занятие на тему: «Экологический след жителя планеты Земля». Возрастные характеристики учащихся могут быть определены студентом по собственному выбору.
Изучите предлагаемые далее информационные и тестовые материалы. По приведённой ниже тестовой методике рассчитайте собственный экологический след, а также подготовьте обстоятельный ответ на следующие вопросы:
1. Какие задачи вы как педагог поставите перед собой на внеклассном занятии по теме «Экологический след»?
2. Каким будет тематическое планирование и содержание урока?
В качестве итога подготовьте краткий конспект будущего занятия, на котором в обязательном порядке должны быть представлены предложенные далее материалы.
Определение понятия «экологический след»
Экологический след — это земельная площадь планеты, которая необходима для того, чтобы конкретный человек получил все необходимые ресурсы для создания тех вещей и услуг, которыми он пользуется на протяжении всей своей жизни.
Методика расчёта экологического следа жителя планеты Земля
Для того чтобы вычислить экологический след конкретного жителя планеты Земля, рекомендуется последовательно ответить на каждый из шести вопросов представленного далее теста. Для этого необходимо выбрать из предложенных вариантов ответов соответствующие вашему образу жизни утверждения. В заключении каждого утверждения (справа) представлены конкретные баллы. Необходимо выделить баллы, соответствующие выбранным вами высказываниям. Далее рекомендуется провести сложение/вычитание количества определённых баллов. Суммируя, а затем умножая баллы, вы получите величину экологического следа жителя планеты Земля.
Тест по проведению расчёта экологического следа жителя планеты Земля
1. Жильё:
1.1 Площадь вашего жилья позволяет держать кошку, а собаке средних размеров было бы тесновато +7
1.2 Большая, просторная квартира +12
1.3 Коттедж на две семьи +23
Полученные очки за первый вопрос разделите на то количество людей, которое живёт в вашей квартире или в вашем доме.
2. Использование энергии:
2.1 Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ или уголь +45
2.2 Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или ветра +2
2.3 Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых, поэтому добавьте себе +75
2.4 Отопление вашего дома устроено так, что вы можете его регулировать в зависимости от погоды –10
2.5 Дома вы тепло одеты, а ночью укрываетесь двумя одеялами –5
2.6 Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет –10
2.7 Вы всегда выключаете бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме –10
3. Транспорт:
3.1 На работу вы ездите городским транспортом +25
3.2 На работу вы идёте пешком или едете на велосипеде +3
3.3 Вы ездите на обычном легковом автомобиле +45
3.4 Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом +75
3.5 В отпуск вы летаете самолётом +85
3.6 В отпуск вы ехали на поезде, продолжительность пути — до 12 часов +10
3.7 В отпуск вы ехали на поезде, продолжительность — более 12 часов +20
4. Питание:
4.1 В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых вы сами готовите обед +2
4.2 Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженые готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы +14
4.3 В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому +5
4.4 Вы едите мясо 2 – 3 раза в неделю +50
4.5 Вы едите мясо три раза в день +85
4.6 Вы предпочитаете вегетарианскую пищу +30
5. Использование воды и бумаги:
5.1 Вы принимаете ванну ежедневно +14
5.2 Вы принимаете ванну один или два раза в неделю +2
5.3 Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ +4
5.4 Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете свой автомобиль из шланга +4
5.5 Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете её +2
5.6 Иногда вы берёте книги в библиотеке или одалживаете их у знакомых –1
5.7 Прочитав газету, вы её выбрасываете +10
5.8 Выписываемые или покупаемые вами газеты/журналы/книги читает после вас ещё кто-то +5
6. Бытовые отходы:
6.1 Все мы создаём массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе +100
6.2 За последний месяц вы хотя бы раз сдавали стеклянные бутылки –15
6.3 Выбрасывая мусор, вы откладываете в отдельный контейнер макулатуру –17
6.4 Вы сдаёте в специальные пункты пустые банки из-под напитков и консервов –10
6.5 Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку –8
6.6 Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученную в магазине упаковку используете в хозяйстве –15
6.7 Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения дачного участка –5
Если вы живёте в городе с населением в полмиллиона человек и больше, умножьте ваш общий результат на 2.
Подведение итогов теста
Разделите полученный результат на 100. В итоге вы узнаете, сколько гектаров земной поверхности необходимо, чтобы удовлетворить все ваши потребности, и сколько потребуется планет, если бы все люди жили так же, как вы!
Важно знать следующие факты:
— Чтобы всем нам хватило одной планеты, на 1 человека должно приходиться не более 1,8 га продуктивной земли.
— Имеется следующая информация для проведения сравнения: средний житель США использует 12,2 га (5,3 планеты!), средний европеец – 5,7 га (2,8 планеты), а средний житель Мозамбика — всего 0,7 га (0,4 планеты). Средний житель России использует в с 4,4 га (2,5 планеты).
Требования к оформлению задания
Оформите результаты персонального тестирования и краткий конспект будущего занятия по данному вопросу в виде письменного ответа в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 2 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Ответ:
Достигло ли человечество самого главного — возможности жить и развиваться в гармонии с самим собой и окружающим миром? Проблемы, которые заставили человечество задуматься о будущем: деградация лесов, загрязнение воды, воздуха и земли, исчезновение видов живых организмов, угроза исчерпания ресурсов, изменение климата, катастрофы, вызванные человеческой деятельностью. Сегодня многим стало очевидно, что наш путь развития ведет к деградации природы и проблемам в обществе. Нашим детям в наследство может достаться истощенная планета, заваленная горами отходов.
Человечество встало перед выбором: как жить дальше, по какому пути развиваться? Кто-то решает отказаться от благ цивилизации и вернуться в мир природы. Но реально ли это для всех? Кто-то возлагает надежды на технический прогресс и новые технологии. Но сможет ли наша планета удовлетворить все возрастающие потребности и обеспечить нас всеми необходимыми ресурсами? Где же выход? Можем ли мы так управлять развитием, чтобы удовлетворить наши потребности, и при этом не погубить природу, сберечь ее красоту и богатство?
И такой путь был найден. Правительствами и учеными многих стран мира была совместно разработана Концепция устойчивого развития, главными задачами которой являются сохранение природы и обеспечение качества жизни людей. Устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности (Брундландт, 1987г.). Воплотить эти задачи в жизнь можно, используя принципы, ставшие девизом устойчивого развития: «думать глобально — действовать локально» и «деятельность на местах движет мир». Это означает, что достичь устойчивого развития в мире можно только в том случае, если каждый город, большой и малый, общество в целом и каждый человек будут жить и действовать, соизмеряя свои потребности и возможности нашей планеты, если мы будем осознавать, какой след оставляют наши дела и поступки.
Принципы Концепции устойчивого развития дают нам общее представление о том, как удовлетворить потребности людей без разрушения природы. Для того чтобы мы смогли применить эти принципы на практике, нам нужно знать и учитывать особенности территории, проблемы которой мы хотим решить: для одних районов самыми важными будут вопросы благоустройства, для других — постройка больницы, детского сада, для третьих — проблемы транспорта. Устойчивое развитие — это оздоровление всех сфер жизни.
Решением этих проблем могут и должны заниматься не только органы власти, но и жители. Вклад людей в управление развитием района, в котором они живут, может быть различен. Рассмотрим, например, благоустройство двора. Пенсионеры вместе с внуками могут посадить клумбы и следить за их сохранностью. Хорошо обеспеченные, но занятые люди могут выделить деньги, на которые можно купить саженцы, а муниципалитет может отремонтировать дороги и построить детскую площадку. Таким образом, каждый может найти доступный для себя способ оставить добрый след в жизни своего двора, района. Объединяя усилия, мы можем найти наиболее эффективный вариант решения проблемы.
Задание 4
Максимальное количество баллов — 6.
Ссылка на обучающее видео на
YouTube https://www.youtube.com/watch?v=Mydejojenks
Авторское право на видео принадлежит телеканалу Россия24. Материал видео используется для студентов АНПОО «НСПК» в учебных целях.
Воспроизвести видео
Продумайте обоснованный ответ на следующий вопрос:
— О каком необратимом изменении природных комплексов идёт речь?
Далее представьте следующую педагогическую ситуацию. Вы являетесь педагогом в образовательной организации. Вам необходимо на примере данного репортажа объяснить обучающимся содержание экологического термина, который может быть применим в отношении рассматриваемой ситуации. Продумайте персональное краткое выступление по данному вопросу, которое будет основано на информации, представленной в специальном репортаже «Аральские волны».
Оформите текст подготавливаемого выступления в виде письменного ответа в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 2 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Ответ:
Понятие «Экологическая катастрофа» появилось в прошлом веке. Так называется процесс, охватывающий природный комплекс, приводящий к необратимым последствиям.
Современные экологические катастрофы характеризуются тем, что восстановить разрушения, которые они несут, невозможно. Ущерб, который они наносят, бывает различный по своим масштабам. Поэтому происходящие бедствия подразделяются на глобальные, региональные и местные или локальные. Исчезновение Аральского моря.
Когда-то Аральское море занимало четвертое место среди самых больших озер планеты. Его постоянно подпитывали реки Амударья и Сырдарья. Их воду все в больших масштабах использовали для орошения сельскохозяйственных земель. Из-за ряда ошибок сток в озеро сократился до катастрофического минимума. Уровень воды начал быстро снижаться. Территории, ранее бывшие дном, обнажились. В атмосферу начала попадать соль и другие химические соединения. Сейчас площадь Аральского моря – это только 10% от прежней.
Из-за исчезновения большей части водоема на прилегающей территории исчезли почти 150 видов животных.
Задание 5
Максимальное количество баллов — 8.
Синантропные грызуны — это вид грызунов, которые живут рядом либо совместно с людьми. Наиболее характерные представители синантропов — это крысы и мыши.
Серая крыса (пасюк) — это самый крупный представитель настоящих синантропов. Вес тела150 – 600 грамм, длина 18 – 25 см, хвост немного короче длины тела. Окраска меха рыжевато-серая. Места обитания крысы тесно связаны с человеком. Они заселяют в городах жилые дома, различные складские и производственные помещения, пищевые предприятия и конторские строения, но чаще всего их обнаруживают в подвальных помещениях и на первых этажах. При большой численности крысы проникают и на верхние этажи, вплоть до чердачных помещений.