Файл: 9 Примерный перечень вопросов к экзамену по мпт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9.3.2. Примерный перечень вопросов к экзамену по МПТ

  1. Специфические особенности уроков технологии и их значение в общеобразовательной подготовке школьников. Связь технологии с другими предметами учебного цикла.

  2. История развития трудового воспитания и обучения в России и за рубежом.

  3. Задачи и содержание уроков технологии в начальных классах на современном этапе (ФГОС НОО 2021 г.).

  4. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии.

  5. Возможности осуществления межпредметных связей уроков технологии с другими предметами , изучаемыми в начальной школе.

  6. Урок как основная форма организации обучения технологии в младших классах. Классификации уроков технологии.

  7. Требования к современному уроку технологии в начальной школе.

  8. Структура различных уроков технологии в начальной школе. Содержание каждого этапа урока.

  9. Подготовка учителя к уроку технологии. Требования к уровню подготовки учителя технологии. Основные этапы подготовки учителя к учебному году, к конкретному уроку технологии.

  10. Планирование уроков технологии в начальной школе. Виды планирования.

  11. Формы и виды контроля знаний и умений учащихся на уроках технологии. Критерии оценки знаний, умений и навыков на уроках технологии в начальной школе.

  12. Методы обучения на уроках технологии в начальной школе. Словесные, наглядные практические методы преподавания технологии, специфика их применения.

  13. Классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся: особенности применения репродуктивных и творческих методов на уроках технологии.

  14. Дидактические принципы обучения технологии.

  15. Беседа как метод обучения, ее место на уроках технологии. Требования к проведению бесед. Методические рекомендации по их проведению.

  16. Работа с учебником на уроке технологии. Работа с инструкционными картами, чертежами.

  17. Практические методы преподавания технологии. Методика проведения опытов.

  18. Проектная деятельность учащихся по технологии. Последовательность работы над проектом.

  19. Организация проектной деятельности младших школьников на уроках технологии.

  20. Формирование чертежно-графической грамоты у младших школьников. Использование технической документации на уроках технологии.

  21. Сущность и содержание дизайнерского образования младших школьников на уроках технологии. Основные правила дизайна.

  22. Оборудование кабинета, рабочего места учителя и учащихся. Место для хранения детских инструментов, работ, для выставок. Перечень материалов и инструментов при различных видах работ.

  23. Дидактические средства обучения технологии младших школьников.

  24. Возможности использования ИКТ, цифровых образовательных ресурсов на уроках технологии в начальной школе.

  25. Требования к наглядно-дидактическим материалам, используемым на уроках технологии. Требования к учебнику.

  26. Культура и организация работы учащихся. Инструменты, материалы, технологии.

  27. Формы организации внеурочной работы по технологии, их содержание.

  28. Экскурсии по курсу «Технология» в начальной школе. Виды экскурсий, методика организации экскурсий.

  29. Материалы и инструменты, необходимые для уроков технологии в начальной школе. Правила техники безопасности при работе с различными материалами и инструментами.

  30. Пропедевтическая профориентационная работа с младшими школьниками на уроках технологии.

  31. Оценка планируемых результатов обучения технологии в начальной школе (по ФГОС НОО).

  32. Методика организации работы с бумагой и картоном. Виды бумаги и картона, свойства бумаги. Виды работы с бумагой.

  33. Значение оригами в развитии младших школьников. Базовые формы. Условные обозначения. Методика проведения занятий по оригами.

  34. Методика проведения занятий по аппликации. Виды аппликаций (плоская, объемная/ классификации по содержанию/ по количеству используемых цветов/по способу изготовления деталей и др.).

  35. Методика проведения занятий с природным материалом. Виды природных материалов. Способы сбора и хранения природных материалов.

  36. Методика организации работы с тканью и волокнистыми материалами. Виды волокнистых материалов, используемых на уроках технологии. Различные виды волокон. Классификация тканей и их свойства.

  37. Виды швов, изучаемых в начальных классах. Освоение приемов владения иглой. Инструменты, техника безопасности.

  38. Вышивание на уроках технологии (виды вышивки).

  39. Конструирование на уроках технологии. Виды конструирования. Конструирование из бумаги, готовых форм, природного материала.

  40. Методика организации работы с бросовыми материалами. Бросовый материал. Виды бросового материала, используемого в начальной школе. Виды поделок.

  41. Методика проведения занятий по работе с лепным материалом. Поделки из пластилина. Работа с глиной и соленым тестом.

  42. Характеристика программ по технологии для начальной школы. Особенности концептуальных основ, содержания, построения программ, методики преподавания технологии, учебно-методического оснащения.


ОТВЕТЫ :

  1. Основные методы осуществляющее изучение "Технологии" - продуктивные. Они состоят из наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых навыков и.т.д. Руководствуясь этими методами, учитель делает ученика активным участником изучения окружающего мира. Раскрытие творческих навыков в части метапредметных результатов обучения является стимулом ученика к нахождению и самостоятельному решению технологических задач. Связь с математикой.

Технология немыслима без разного рода вычислений и расчётов. Но не только в этом прослеживается связь с математикой. Обучающиеся при изучении технологии знакомятся с математическими понятиями «призма», «куб», «цилиндр», «конус», «окружность», «линия».

Связь с физикой.

Изучая в 6 классе на уроках технологии материал темы «Свойства древесины», обучающиеся знакомятся с такими физическими понятиями, как «плотность» и «влажность». Этот материал идёт с некоторым опережением, поскольку на уроках физики обучающиеся изучат эти понятия только в 7 классе. Поэтому на уроках технологии закладывается фундамент будущихфизических знаний обучающихся и прочность его зависит от того, насколько грамотно и интересно об этом сообщит учитель.

2.-   В системе воспитания посильный труд – составная часть единой системы  учебно-воспитательного процесса и  важным воспитательным средством. Главная  задача трудового воспитания – осуществление  всестороннего развития и воспитания детей, формирование у них правильного  отношения к труду. Формируя у  детей трудолюбие, необходимо учить  их ставить цель, находить пути для  ее достижения, получать результат, соответствующий  цели. Трудовое воспитание формирует  у детей такие качества личности как собранность, дисциплинированность, деловитость, ответственность за порученное дело, гордость за достигнутый результат.. В становлении образования всегда важную роль играли замечательные люди. Константин Дмитриевич Ушинский (1824 --1870) рассматривал труд как важнейшее средство воспитания, его статья «Необходимость ремесленных школ в столицах» (1868) стала вехой в деле подготовки рабочих кадров. Система образования в дореволюционной России ни в чем не уступала европейской и американской. Более того, разработанные системы, в частности «русская», применялись во многих странах мира.  Не  менее выдающимся и ярким представителем является Т. Кампанелла (1568–1639). В воззрениях Т. Кампанеллы центральное место занимает создание единого мирового государства, что будет иметь своим следствием устранение всех конфликтов между людьми, установление мира, счастья на земле. Значительное место в книге «Город Солнца» Т. Кэмпанеллы занимает описание воспитания детей в городе Солнца. Воспитание носит полностью общественный характер и равно для всех граждан государств. Он указывал, что умственное образование должно сочетаться и с физическим и нравственно-эстетическим воспитанием, с участием детей в труде. Т. Кампанелла продолжает в своей работе развитие идеи соединения обучения с трудом, считая, труд необходимым условием для формирования всесторонне гармонически развитой личности. Он подчеркивал необходимость привлечения детей к труду с ранних лет, считая это положительным фактором в воспитании детей.
7

3.-

  • 4- На уроках технологии все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка продукта деятельности и т. д.) предстают перед ребенком в наглядном виде и тем самым становятся более понятными.
    Развитие творческих способностей учащихся происходит на каждом уроке. Рассмотрим два способа решения поставленной задачи:
    1. Работа по образцу, по заданному алгоритму.
    2. Самостоятельный поиск необходимой информации для выполнения заданной работы.

    Какой из предложенных способов выбрали бы Вы?
    Я не отрицаю, что, изучая новую тему, ребенок не может полностью правильно выполнить то или иное действие, поэтому необходимость базовых, основных знаний очевидна. Овладев такими знаниями, ученик полностью готов выполнить поставленную перед ним задачу, аналогичную предыдущей, но при появлении небольших лишь отклонений в задании он не всегда найдет правильное решение.
    Получается, что совершая действия строго по образцу он получает необходимые, но недостаточные знания. Вот здесь и «включается» возможность добывания нужной информации из дополнительных источников. В качестве источников на уроках может быть использован учебник, инструкционно - технологическая карта (ИТК), дополнительная литература. Главное «включить» этот механизм поиска, дать понять ребенку, что он ему необходим.

  • были получены следующие результаты:
    -учащиеся смогли проанализировать объекты работы
    -выделить основные этапы при выполнении задания
    -достраивая и восполняя недостающие компоненты, ученики смогли осуществить синтез как составление целого из частей
    -дополнять и вносить коррективы в совместные действия
    -на уроках получило развитие творческое мышление, свободное самовыражение
    Выводы: предметная область технология полностью дает возможность для формирования универсальных учебных действий у младших школьников, помогает адаптироваться в современных жизненных условиях, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

  • 5- Межпредметные связи по направлению показывают:

    1) является ли источником межпредметной информации для конкретно рассматриваемой учебной темы, изучаемой на широкой межпредметной основе, один, два или несколько учебных предметов.

    2) Используется межпредметная информация только при изучении учебной темы базового учебного предмета (прямые связи), или же данная тема является также "поставщиком" информации для других тем, других дисциплин учебного плана школы (обратные или восстановительные связи).

    Предметная область «Технология» представляет собой интегрированный курс, который синтезирует в себе знания, приобретенные в процессе изучения основных общеобразовательных школьных дисциплин. Важной особенностью содержания предметная области «Технология» является его интегративный характер.

  • История на уроках технологии – костюмы разных эпох, архитектура и т.д.

    Межпредметные связи стимулируют тягу к знаниям, укрепляют интерес к предмету, расширяют заинтересованность, углубляют знания, способствуют становлению интересов профессионального плана


  • 6- Урок является основной формой организации учебной деятельности в школе. Такое утверждение справедливо, в частности, и для технологии. Урок позволяет реализовать основные задачи технологии, сочетать наиболее удачное изложение нового материала с постановкой практического задания и его выполнением, активизировать учащихся, включать их в общественно полезный, производительный труд.
    Уроки технологии имеют ряд особенностей по сравнению с уроками других учебных предметов. Особенности эти заключаются в следующем:
    · На занятиях по технологии сложилась оправдавшая себя практика сдвоенных уроков. Это объясняется тем, что центральное место на уроках трудового обучения отводится практической работе учащихся. При сдвоенном занятии школьники успевают решить поставленные задачи.
    · Занятия по технологии требуют специальной их подготовки с точки зрения создания безопасных условий для работы учащихся. Это непременное условие-любые инструменты и оборудование могут стать источником травматизма из-за неумелого использования их школьниками.
    · Построение занятий по технологии, предполагая значительную долю самостоятельности учащихся, требует от преподавателя усиления контроля за всем, что происходит в классе, своевременного предотвращения возможной травмы и типичных ошибок в выполнении заданий

  • КЛАССИФИКАЦИЯ УРОКОВ ПО ХАРАКТЕРУ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
    * Репродуктивные занятия предполагают наименьшую степень самостоятельности. Они наиболее целесообразны в тех случаях, когда требуется за сравнительно небольшой отрезок времени овладеть необходимой системой конкретных знаний или способов действий.
    * Уроки творческого типа предполагают, что преобладающей является творческая деятельность учащихся (постановка и решение проблемной ситуации).

  • 7- Какие требования предъявляются к современному уроку:
    • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь
    хорошее начало и хорошее окончание;
    • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко
    сформулировать тему, цель, задачи урока;
    • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на
    сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
    • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
    • вывод делают сами учащиеся;
    • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
    • времясбережение и здоровьесбережение;
    • в центре внимания урока - дети;
    • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль
    класса, стремление учащихся, настроение детей;
    • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
    • планирование обратной связи;
    • урок должен быть добрым.
    При посещении урока необходимо обратить внимание на принципы педагогической
    техники:
    • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику
    предоставляется право выбора);
    • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика
    с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
    • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме
    деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
    • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания,
    интересы самих учащихся);
    • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой
    системы приемов обратной связи).


8- «Структура урока технологии»
Основной формой организации обучения образовательной области «Технология» является урок. Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными временными рамками этап учебно–воспитательного процесса. В нем представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Строя урок, необходимо определить не только то, какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке. Ни один урок не может решить всех задач обучения. Он является частью темы, курса, учебного предмета. Важно всегда сознавать, какое место он занимает в системе учебного предмета, каковы его дидактические цели. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса.
Урок - это тяжелая работа, когда в течение 45 мин от вас требуется концентрация воли и внимания. Но именно в эти минуты учитель в самой полной мере реализует себя. Урок дает ощущение полезности профессиональной деятельности, и учитель проявляет свое стремление к творчеству и самостоятельности. Педагог академик М.Н. Скаткин отмечал, что урок – это творимое учителем “педагогическое произведение”.
Под уроком по технологии понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками.
В методике преподавания технологии для квалификации уроков используются различные признаки: по преобладанию изучения теоретических знаний или практических работ, по доминирующим дидактическим целям и задачам, по основным методам обучения. По этим признакам выделяются: комбинированный урок, теоретический урок, практический урок, урок-лабораторная работа, урок по решению технических задач, контрольно-проверочный урок.
Урок технологии - сложный педагогический процесс, так как состоит из значительного числа элементов, составляющих отдельные этапы его проведения. Наиболее общими элементами различных уроков в технологии являются:
Структура урока технологии
Организационная часть (3 мин):
контроль посещаемости;
проверка готовности учащихся к занятию;
сообщение темы и цели урока;