Файл: Сочинение по репродукции с картины В. Васнецова Три богатыря урок Сочинение по репродукции с картины В. Васнецова Три богатыря урок 9.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок 97
Тема: О’ГЕНРИ (1862—1910).
РАССКАЗ «ДАРЫ ВОЛХВОВ»
Цель: знакомство с биографией писателя: любовь к чтению, ранняя материальная независимость, гуманизм в рассказах писателя, легкий юмор.
Методические приемы: устный рассказ, выразительное чтение по ролям, аналитическая беседа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Изучение новой темы.
1. Вступительное слово учителя.
Некоторые американские писатели уступают требованиям издательств, журналов, которые настаивали на непременно счастливых концах и описаниях радужных картин американской жизни. Один из таких писателей — О’Генри (псевдоним Вильяма Сиднея Портера.)
(Запись на доске.)
Почти все его рассказы оканчиваются счастливо, а героев их очень часто ждут нечаянные удачи, развязки его произведения настолько неожиданны, что, как ни старается читатель предугадать конец и поступки героев, он всегда попадает впросак: автор поистине неистощим в своей изобретательности.
Помните веселый фильм «Вождь краснокожих»? …Два жулика похитили 10-летнего сынишку у богатого гражданина, надеясь получить от него богатый выкуп. Мальчишка же ничуть не обеспокоен этим происшествием и с большим увлечением играет в индейцев; пещера, где его спрятали, очень подходит для игры. Своими выдумками и проделками озорной «вождь краснокожих» настолько замучил похитителей, что они, в конце концов, согласились сами заплатить большие деньги его отцу, чтобы как-нибудь избавиться от мучителя.
В рассказе «Родственные души» грабитель забирается в квартиру богача. Оба героя — и грабитель и его жертва — страдают ревматизмом. Рассказ оканчивается самым неожиданным образом: забыв обо всем, вор затевает с богачом длинный дружеский разговор о том, как лучше избавиться от проклятой болезни, и тянет свою «жертву» в кабачок, чтобы угостить его за свой счет, потому что «только спиртное и может помочь».
Однако в произведениях О’Генри нельзя не заметить большой любви автора к простым людям Америки — фермерам, ковбоям, клеркам, продавцам, к тем, кого называют «маленькими людьми» В мире, где правит «большой бизнес». Именно в этой любви — источник теплого, мягкого юмора писателя.
— Кто же он такой, Вильям Сидней Портер?
2. Работа с учебником: чтение статьи Золотаревской (с. 241—242), составление плана и последующий пересказ.
1) Детские годы писателя.
2) Девять лет учебы и страсть к чтению.
3) Ранняя трудовая деятельность.
4) Тяга к иностранным языкам.
5) Творчество писателя — источник добра и человечности.


3. Аналитическая беседа по рассказу «Дары волхвов».
— С кем мы знакомимся в этом рассказе?
— Каковы условия их жизни? доходы? Как понимаете: «Красноречиво молчащая бедность»? (Бедность не говорит, не заявляет, молчит, но стоит посмотреть вокруг, и она
(бедность) сама заявит о себе.)
— Какой вопрос мучил женщину? (Вопрос о достойном подарке Джиму, мужу, который
отличался скромностью и достоинством.)
Инсценированное чтение (I вариант).
Задание: зачитать диалог Деллы с мадам (со слов «Не купите ли мои волосы...») в поисках подарка для Джима.
— Почему именно платиновая цепочка была куплена? («Как ни великолепны были его
часы, а смотрел он на них часто украдкой, потому что они висели на дрянном кожаном
ремешке».)
— Что беспокоило Деллу? («Господи, сделай так, чтобы я ему не разонравилась!»)
Инсценированное чтение (II вариант).
Задание: зачитать «Его глаза остановились на Делле... странного выражения».
— Как бы вы объяснили этот взгляд? О чем он говорил? («Джим вышел из оцепенения».)
Почему оцепенел?.. («...На столе лежали гребни... Они стоили дорого».)
— Почему рассказ называется «Дары волхвов» (мудрецов, кудесников)? (Волхвы, потому
что подарили самое нужное, лишившись самого дорого, что у них было.)
Задание: чтение последнего абзаца. В рассказе автор использует юмор. Где? («Они были мудры... правом обмена в случае непригодности».)
4. Работа по учебнику. С. 299.
Словарь. «Смех веселый и доброжелательный — юмор».
Вывод. Авторское повествование легкое, не лишенное интереса и легкого юмора; но автор смеется не над героями, а над сложившейся ситуацией; героями он восхищается и нас заставляет полюбить их: они легко расстаются с тем, что им дорого, они пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами».
5. Пересказ от лица одного из героев (II вариант).
IV. Подведение итогов урока.
— Понравился ли рассказ? Ждали ли вы такой развязки?
Домашнее задание: прочитать рассказ Л. Пиранделло «Черепаха».
Урок 98
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23

Тема: ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ.
ЛУИДЖИ ПИРАНДЕЛЛО (1867-1936).
РАССКАЗ «ЧЕРЕПАХА»
Цели: познакомить с писателем, его рассказом; отметить лицемерие героев, их непримиримость; показать на примере рассказа, что такое сатира.
Методические приемы: работа по учебнику, аналитическая беседа.
Ход урока

I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Изучение рассказа Пиранделло «Черепаха».
1. Комментированное чтение учителя.
2. Анализ текста по вопросам.
— Как оказалась черепаха в руках мистера Мишкоу и зачем? (Приятель купил и вложил
ее ему в руки, уверяя, что она приносит счастье.)
— Рисуя портреты детей мистера Мишкоу, автор говорит только о глазах. Почему?
(Писатель не называет возраста этих детей... «...насколько старческими кажутся глаза обоих
детей мистера Мишкоу по сравнению с удивительными глазами отца. Когда человек устал от
жизни, ничто его не интересует, хотя они еще молоды, но в них нет блеска, они бесцветны,
невыразительны, мертвы. Именно такими глазами они смотрели на черепаху и на отца, и он как-
то потускнел, развел руками, растерянно улыбаясь». Не умея ничему удивляться и радоваться,
они убивают радость и в других.)
— Какой ультиматум предъявила ему жена? («...Либо в доме не будет черепахи, либо
через три дня она вместе с матерью уедет в Англию».)
— Какое решение принимает он? (Мистер понес ее в магазин, но он был закрыт, хотел
оставить в такси, но это было бы жестоко, затем задумал оставить ее на клумбе, но
полицейский прогнал его, хотел оставить даже на улице.)
— К каким произведениям мы можем отнести это произведение?
Вывод. К сатирическим, здесь не веселый смех, добродушный, доброжелательный, а осмеяние детей, которые родятся, по словам их отца, столетними, как черепаха, без всякого интереса к жизни, и лицемерных семейных отношений жены, ищущей повод для развода, и мужа, который рад, что жена уходит и что черепаха и вправду приносит счастье.
IV. Подведение итогов урока.
— Кто из героев вам понравился и почему?
— Как вы объясните концовку рассказа?
Домашнее задание: подготовиться к итоговому уроку: 1) составить устный отзыв на любой самостоятельно прочитанный рассказ.
2) Прочитайте самостоятельно любое стихотворение Тургенева в прозе, расскажите, как вы его понимаете.
Уроки 99—100
Тема: В ГОСТЯХ У КНИГИ.
(БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ)
Цели: проверить умения учащихся ориентироваться в книге, внимательно и вдумчиво читать; формировать языковой слух и вкус; продолжить работу по овладению особой, эмоциональной лексикой воспоминания и соответствующими речевыми конструкциями (Помню, как... Мне не забыть... А однажды... Навсегда останется в памяти...).
Ход урока
I. Организационный момент


II. Сообщение темы и целей урока.
1. Вступительное слово учителя.
К. Г. Паустовский писал, что «человек, любящий и умеющий читать, — счастливый человек. Он окружен множеством умных добрых и верных друзей. Друзья эти — книги. С настоящими друзьями всегда хочется встречаться вновь».
Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг.
Книга! Она ведет нас от познания несложных истин все дальше и дальше. Она рассказывает нам и про сказочных богатырей, и про дальние страны, и про гениальную жизнь. С книгой мы путешествуем и на 300 лет вперед, в будущее, и на 300 лет назад, в историю.
Ничто по могуществу не может сравниться с книгой, терпеливо ждущей своего читателя.
Протяни руку — и книга заговорит о том, что тебе предстоит узнать.
1-й чтец.
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг.
Ты учишь правдивым и вдумчивым быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу!
2-й чтец.
Ведь без книги, как без света,
Как без доброго совета,
Мы без книги, как без рук,
Книга — это первый друг.
1-й чтец.
Кто с книгой по жизни шагает,
Кто с книгой умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает
Учиться, работать и жить!
2. Проверка умений учащихся ориентироваться в книге, внимательно и вдумчиво читать.
2-й чтец.
Увидеть вас в который раз
Герои книг пришли,
Свои загадки вам они
На праздник принесли!
1-й чтец.
А ты, дружочек, не зевай,
Нам поскорее отвечай:
Героя книги укажи,
Затем писателя скажи,
Названья книги не забудь.
И будешь первым! В добрый путь!
Учитель. Итак, наша первая встреча — с любимыми героями художественной литературы, с которыми мы познакомились в 7 классе. Надеюсь, задание понятно? (Учащиеся
разыгрывают сцепки из любимых произведений, зрители отгадывают литературного героя,
называют автора книги.)
Учитель. Следующая наша встреча в Школе ви дения и слова.
— Как же научиться передавать свои впечатления? Какие страницы вы вспомните, создавая собственные описания?
Сравните их! Как вглядывается в мир писатель и как он рисует увиденное? Всегда ли определение становится эпитетом? Может ли им быть ... глагол?.. а существительное?


Попробуйте заново нарисовать запомнившееся, вспоминая прочитанное. Не бойтесь подражать писателям!
(Краткие описания учащимися наиболее запомнившихся страниц изученных
произведений: Тургенев, Чехов, Гоголь и др.)
— А теперь вслушайтесь и вглядитесь в картину, нарисованную Тургеневым.
(Чтение учителем или подготовленным ученикам фрагмента из «Записок охотника» или
из другого произведения.)
Повторите тургеневский пейзаж (портрет).
— Сравните пересказ с текстом писателя: существенны ли ваши пропуски, замены и другие отступления от слова и фразы Тургенева? Чем вы объясняете свои «вольности»?
— Как же надо читать, чтобы научиться видеть и рисовать словом? Итак, рисуем словом, овладеваем словесной живописью (точность, изобразительность и многообразие лексики).
Сочинение-миниатюра «Картина, которую я никогда не забуду» по плану:
1) С какими описаниями природы вы встретились в прочитан- ных произведениях?
2) Какое из них вам особенно понравилось? Запомнилось?
3) Как помогли вам эти описания природы понять произведение?
3. Чтение наизусть полюбившихся стихотворений: конкурс чтецов.
Учитель. Одним из критериев литературного развития человека является, как известно, не только знание фактов, умение анализировать, но и отношение к книге, к чтению вообще. Очень часто отношение к литературе проявляется в стремлении выразительно прочесть полюбившееся стихотворение, отрывок из рассказа или повести.
Вот почему важным этапом нашего заключительного урока станет конкурс на лучшее выразительное чтение произведений.
(В конце конкурса учитель подведет итог. В обсуждении могут принять участие и
школьники, отмечая тех, кто выразительно, эмоционально прочитал и сумел передать
авторскую мысль избранного произведения.)
III. Заключительное слово учителя, рекомендация книг для самостоятельного
чтения летом.
Молодцы, ребята! Кто много читает — тот много знает. Думаю, в заключение вы не откажетесь еще от одного соревнования?
(Проводится соревнование «Кто знает больше пословиц, поговорок, изречений о книге?».)
Надеюсь, вы помните слова С. Я. Маршака о талантливом, чутком, обладающем воображением читателе. В понятие «талантливый читатель» входит и умение ориентироваться в содержании той или иной книги. Это умение ориентироваться в содержании вы достаточно показали сегодня.
И чтобы наши встречи на уроках литературы в 8 классе были такими же яркими, эмоциональными, я рекомендую вам летом прочитать, познакомиться со следующими произведениями. (Предлагается список рекомендуемой литературы.)
Учитель. В заключение хотелось бы предоставить слово хозяйке нашего книжного дома.
Это она поможет найти для вас любую книгу, посоветует взять самую интересную. Это наш добрый друг и советчик — библиотекарь.
Библиотекарь. Дорогие ребята, я счастлива, что сегодня всех нас здесь собрала книга.
Читая, каждый из вас становится умнее, сильнее, добрее, благороднее. «Приходите в наши обширные книгохранилища. Знайте, что там собиралось в течение многих-многих веков и собралось все самое лучшее, самое полезное, чего достигло человечество в познании истины и красоты», — так обращался к своим читателям орлеанский библиотекарь ХIХ в. Каньель. А я так обращаюсь к вам, мои дорогие ребята. «Приходите в библиотеку — обитель знаний. Займите там достойное место, и тогда вы откроете для себя это чудо из чудес!»
(Библиотекарь проводит экскурсию по выставке книг для 8 класса, показывая их
оформление, иллюстрации, рассказывал в нескольких словах о художниках, иллюстрирующих