Файл: Примерный перечень вопросов по дисциплине Правоохранительные органыдля подготовки к экзамену. Понятие, предмет и система дисциплины Правоохранительные органы России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Базируясь на положениях Конституции РФ, АПК РФ (1995 г.) не ограни­чился провозглашением принципа гласности разбирательства дел, но и конкре­тизировал конституционные нормы применительно к арбитражному процессу. В ст. 9 АПК установлено, что разбирательство дел в арбитражном суде открытое. Слушание же дела в закрытом заседании предусмотрено: а) в случаях, преду­смотренных федеральным законом о государственной тайне; б) при удовлетво­рении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необхо­димость сохранения коммерческой и иной тайны; в) в других случаях, преду­смотренных федеральным законом.

Специальная норма о гласности судебного разбирательства имеется и в УПК (ст. 18), которая вполне соответствует приведенным положениям Консти­туции РФ. Но ее формулировка отличается от той, которая представлена в АПК РФ. Оговорив общее правило об открытом разбирательстве дел, законодатель жестко отметил, что данное правило действует за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной тайны (ч. 1 ст. 18). Наряду со столь категорическим ограничением гласности законодатель допус­тил возможность слушания дела в закрытом судебном разбирательстве по моти­вированному определению суда или постановлению судьи: а) по делам о престу­плениях лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста; б) по делам о половых преступлениях; в) по другим делам в целях предотвращения разглашения сведе­ний об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц.

Гласность судебного разбирательства - один из показателей демократизма судопроизводства. Такой порядок обеспечивает гражданам право присутство­вать в зале судебного заседания, следить за ходом производства по делу, распро­странять сведения об увиденном и услышанном в судебном заседании в средст­вах массовой информации или другим доступным им способом. Тем самым осу­ществляется одна из форм контроля народа за деятельностью судебной власти.

При рассмотрении уголовных дел в силу принципа гласности все процессу­альные действия в судебном разбирательстве совершаются «при открытых две­рях», за исключением совещания судей при постановлении приговора или выне­сении некоторых определений (ст. 261 и 302 УПК). В судебном заседании вправе присутствовать все желающие, кроме лиц в возрасте до 16 лет, не являющихся участниками процесса - обвиняемыми, потерпевшими, свидетелями (ст. 262 УПК).


Принцип гласности тесно связан с другими принципами правосудия и судо­производства. С одной стороны, гласность является важнейшим средством реа­лизации таких принципов правосудия, как состязательность и равноправие сто­рон, обеспечение обвиняемому (подсудимому) права на защиту. С другой сто­роны, гласность не может быть реализована вне действия таких принципов пра­восудия и судопроизводства, как устность, непосредственность, обеспечение пользования родным языком при осуществлении правосудия.

Осуществление принципа гласности обеспечивает воспитательное значение судопроизводства, повышение авторитета судебной власти и правосудия, соблю­дение действующих законов.

Гласность правосудия имеет много общего с гласностью в обществе во­обще. Но гласности судопроизводств присуща специфическая особенность - она представляет собой нормативное установление, несоблюдение которого представляет собой грубейшее нарушение закона.



  1. Принцип национального языка судопроизводства.


Согласно Конституции РФ (ст. 26) каждый гражданин Российской Федерации имеет право пользо­ваться родным языком. Русский язык признается государственным языком на всей территории Российской Федерации, а республики вправе устанавли­вать свой государственный язык (ст. 68). Исходя из этих конституционных положений. Закон “О судебной системе РФ” закрепил, что судопроизводст­во в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, в арбитражных и во­енных судах ведется на русском языке. Судопроизводство в других феде­ральных судах общей юрисдикции может вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. В судах субъектов Российской Федерации судопроизводство ведется на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

Лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведет­ся судопроизводство, предоставляется право делать заявления, заявлять хо­датайства, давать показания, выступать в суде на родном или другом избран­ном ими языке. Суд, рассматривающий дело, в этих случаях обязан не только разъяснить им это право, но и обеспечить участие переводчика. Пе­реводчик не только переводит в суде показания лица, не владеющего язы­ком, на котором ведется судопроизводство, но и переводит ему показания свидетелей, вопросы суда и т. д.


Все судебные документы вручаются лицам, участвующим в деле, переве­денными на их родной язык или на другой язык, которым они владеют. УПК РСФСР также предусматривает, что в делах о преступлениях лиц, не владе­ющих языком, на котором ведется судопроизводство, обязательно участие защитника.

Ведение процесса на государственном языке республики, на территории которой находится суд, рассматривающий дело, является необходимым усло­вием обеспечения гласности судопроизводства, поскольку присутствующие имеют возможность воспринимать и оценивать происходящее в судебном заседании, обеспечивает воспитательное и предупредительное воздействие правосудия на граждан. Обеспечение же права лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, давать показания, заявлять ходатайства на родном языке и пользоваться услугами переводчика является гарантией ра­венства граждан независимо от национальности и владения тем или иным языком. Необеспечение подсудимому, не владеющему языком, на котором ведется судопроизводство, права пользоваться услугами переводчика, призна­но Пленумом Верховного Суда РФ существенным нарушением уголовно-процессуального закона, влекущим отмену приговора.


  1. Принцип состязательности и равноправия сторон.


В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции РФ "судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон".

Как известно, данный принцип весьма созвучен и схож по содержанию с рассмотренным выше (см. § 11 настоящей главы) принципом осуществления правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом.

Однако эти принципы не тождественны. Принцип, базирующийся на предписаниях ст. 19 Конституции РФ (принцип равенства участников уголовного судопроизводства перед законом и судом), распространяется на всех, кто так или иначе вовлекается в производство по уголовным делам. Это могут быть обвиняемые и потерпевшие, обвинители (государственные или частные) и защитники, гражданские истцы и гражданские ответчики, свидетели и эксперты, переводчики и понятые, педагоги и залогодатели, многие другие (см. § 1 гл. 4 учебника). Что касается принципа состязательности, то он распространяется не на всех таких лиц, а лишь на тех, которые отнесены к числу сторон, т.е. на лиц, которые при производстве по уголовным делам выполняют сами или с помощью своих представителей одну из охарактеризованных выше (§ 10 гл. 1 учебника) главных процессуальных функций - функцию обвинения или функцию защиты.


Идея состязательности - прямое отражение проверенной веками общечеловеческой мудрости: истина рождается в споре. По-настоящему состязательным судопроизводство может считаться, когда участвующие в производстве по делу стороны в состоянии активно и на равных спорить, доказывать свою правоту, собирать и представлять доказательства, излагать свободно свои доводы, давать свое толкование фактов и событий, доказательств, связанных с рассматриваемым делом, соответствующих законов или иных правовых актов и тем самым помогать поиску правды, истины, обеспечению законности, обоснованности и справедливости акта правосудия.

Активным, в принципе, должен быть и суд, перед которым проходит спор. Этот орган государственной власти не может быть в стороне от поиска правды, истины. Именно он призван не только контролировать правомерность действий сторон, обеспечивать надлежащую реализацию предоставленных им процессуальных прав и неуклонное соблюдение ими всех установленных законом правил судопроизводства, но и нести полную ответственность за то, чтобы по итогам разбирательства дела была достигнута главная цель правосудия - постановлено законное, обоснованное и справедливое итоговое решение (приговор)*(134).

С учетом сказанного вполне можно утверждать, что данный принцип опирается на признание четырех исходных положений, закрепленных в общих чертах в ст. 15 УПК:

а) состязательность предполагает размежевание функций обвинения и защиты и отделение этих функций от осуществляемой судом функции разрешения дела;

б) стороны обвинения и защиты наделены равными процессуальными правами при осуществлении своих функций;

в) состязательность проявляется целиком лишь при разбирательстве дела по существу в суде, где участвуют стороны в полном составе (есть обвинитель, подсудимый и его защитник);

г) суд не должен быть органом уголовного преследования и выступать на стороне обвинения или защиты.


  1. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту.


ПРИНЦИП ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДОЗРЕВАЕМОМУ И ОБВИНЯЕМОМУ ПРАВА НА ЗАЩИТУ (ст.ст. 45, 46, 48 Конституции РФ, ст. 19 УПК).

Здесь обвиняемый понимается широко: не только собственно как обвиняемый, но и как под-судимый, и как осужденный.

Право на защиту имеют все (осужденный, подсудимый, обвиняемый).


Право обвиняемого (подозреваемого) на защиту – это совокупность процессуальных прав, ко-торую закон предоставляет обвиняемому для защиты от предъявленного ему обвинения, а подоз-реваемому – для опровержения обстоятельств, послуживших основанием для задержания или аре-ста, и которые они используют для оспаривания обвинения (подозрения), предоставления дово-дов и доказательств в оправдание для смягчения ответственности и защиты юридически охраняе-мых (законных) интересов.

Суд, прокурор, следователь и лицо, производящее дознание, обязаны обеспечить подозревае-мому (обвиняемому) возможность защищаться не запрещенными законом средствами и способа-ми, а также охранять их личные и имущественные права.

Содержание права на защиту включает в себя:

1. Все процессуальные права подозреваемого (обвиняемого);

2. Все права защитника (обвиняемого, подозреваемого).

В предмет защиты обвиняемого входит:

1. Его субъективные интересы (как законные, так и незаконные);

2. Его нарушенные субъективные права (реально и мнимо нарушенные).

В предмет права обвиняемого на защиту входят:

· Законные субъективные интересы обвиняемого;

· Его реально нарушенные субъективные права.

Должностные лица обязаны обеспечить те интересы и права, которые входят в предмет права на защиту.

Принцип обеспечения обвиняемому права на защиту включает в себя:

1. Закрепленные в законе обязанности государственных органов, направленные на защиту прав и законных интересов обвиняемого, а также на разъяснение и обеспечение осуществления обви-няемым всех своих прав;

2. Закрепленные в законе средства для осуществления обвиняемым возможности добиваться вос-становления своих прав и законных интересов, ставить вопрос об ответственности соответст-вующих должностных лиц, нарушивших его права (ходатайства, жалобы);

3. Закрепленные в законе средства защитника для установления обстоятельств в пользу обвиняе-мого.
Право на защиту неотделимо от гарантий его осуществления. Суд, прокурор, следователь и дознаватель разъясняют подозреваемому, обвиняемому и подсудимому их права и обеспечивают им возможность защищаться всеми не запрещенными способами и средствами (ч. 2 ст. 16 УПК). В частности, они обязаны в случаях, предусмотренных предписаниями УПК, принять меры, направленные на то, чтобы у подозреваемого, обвиняемого и подсудимого реально был защитник.