Файл: Услуги, оказываемые учреждениями и органами уис, как объект гражданского права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6

Приведенный перечень носит примерный характер, в связи с чем определены основные признаки таких благ (прав): во-первых, они лишены материального (имущественного) содержания, их нельзя оценить в денежном выражении и, во-вторых, они неразрывно связаны с личностью их носителя, что означает невозможность их отчуждения или иной передачи другим лицам ни по каким основаниям. Некоторыми особенностями в силу закона обладают лишь отдельные принадлежащие юридическим лицам исключительные права, как, например, право на фирму и на товарный знак, знак обслуживания и др. В определенных случаях они могут быть отчуждены (ст. 559, 1027 ГК). Для характеристики нематериальных благ (прав) названные признаки могут использоваться лишь в их совокупности, поскольку такой признак, как неотчуждаемость, присущ и некоторым имущественным правам, например требованиям о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и др. Возможность осуществления и защиты личных нематериальных благ (неимущественных прав) умершего другими лицами, в том числе и наследниками, не колеблют принципа их неотчуждаемости. Осуществляя или защищая неимущественные права, принадлежавшие человеку при жизни, третьи лица действуют либо в интересах его памяти (например, защита права на неприкосновенность произведения, защита авторского права и т.п.), либо в собственных интересах (например, защищая честь и достоинство умершего отца, сын действует в своем интересе). В абз. 2 п. 1 ст. 152 ГК РФ специально предусмотрено, что право на защиту чести и достоинства гражданина после его смерти имеют заинтересованные лица, именно они могут обращаться с соответствующими требованиями в суд.7

Гражданско-правовая защита нематериальных благ (неимущественных прав) возможна в двух случаях. Во-первых, когда существо нарушенного права (блага) и характер последствий этого нарушения допускает возможность использования общих способов гражданско-правовой защиты (ст. 12 ГК РФ) и, во-вторых, тогда, когда для защиты этих прав в ГК РФ или иных законах предусмотрены специальные способы. Такие специальные способы установлены для защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц (ст. 152 ГК РФ ), для защиты права на имя (ст. 19 ГК РФ), для защиты интеллектуальной собственности (Закон об авторском праве, Патентный закон, Закон о товарных знаках и др.).

При этом следует иметь в виду, что нередки случаи, когда для защиты нематериальных благ (прав) одновременно могут использоваться как специальные, так и общие способы защиты. Как правило, среди общих
способов чаще всего используются такие, как возмещение причиненных убытков и компенсация морального вреда. Например, защита жизни, здоровья, личной свободы и неприкосновенности осуществляется на основании норм гл. 59 ГК РФ, предусматривающих возмещение убытков (утраченного заработка, дополнительных расходов и т.п.) и компенсацию морального вреда. При этом размер подлежащих возмещению убытков и порядок их подсчета устанавливаются законом.

Если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. «Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина».

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.8

В статье 151 ГК РФ содержится общая норма, устанавливающая случаи, порядок и способы компенсации морального вреда. Детальное регулирование предусмотрено ст. 1099, 1100 и 1101 ГК РФ. Принципы компенсации морального вреда сводятся к следующему:

· моральный вред компенсируется в случаях нарушения или посягательства на личные нематериальные блага (права) граждан. При нарушении имущественных прав граждан компенсация морального вреда допускается лишь в случаях, предусмотренных законом;

· компенсация морального вреда по общему правилу допускается при наличии вины причинителя. Вместе с тем в ст. 1100 ГК РФ предусмотрены три случая, когда моральный вред компенсируется независимо от вины: причинение вреда жизни и здоровью граждан источником повышенной опасности; причинение вреда гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; причинение вреда в связи с посягательствами на честь, достоинство и деловую репутацию гражданина. Допускается установление законом и иных случаев компенсации морального вреда независимо от вины причинителя;


· моральный вред компенсируется независимо от возмещения имущественного вреда, т.е. как наряду с ним, так и самостоятельно;

· компенсация морального вреда производится в денежном выражении.
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ В УСЛОВИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

2.1 Об обеспечении законности и соблюдении прав человека в уголовно-исполнительной системе
В современных условиях реформирования уголовно-исполнительной политики РФ важнейшую роль играет проблема обеспечения законности и соблюдения прав человека (осужденных) в уголовно-исполнительной системе. Лишая человека свободы, государство возлагает на себя обязанности по созданию надлежащих условий содержания и реализации прав осужденных, соблюдению требований законности, правового статуса осужденного, охране его жизни и здоровья. Нередко в исправительных учреждениях осужденными совершаются деяния, направленные на нарушение правил внутреннего распорядка и режима, в том числе преступления, которые в некоторых случаях перерастают в массовые беспорядки. В то же время на практике сотрудники уголовно-исполнительной системы нередко совершают различного рода противоправные деяния (например, должностные, коррупционные и т.п.), в том числе в отношении осужденных (пытки, насилие, жестокое, бесчеловечное, унижающее достоинство обращение и т.п.). Поэтому вопрос об обеспечении законности и соблюдении прав человека (осужденных) в уголовно-исполнительной системе является краеугольным камнем современной российской уголовно-исполнительной политики, без реализации которого фактически невозможны эффективная деятельность уголовно-исполнительной системы и достижение целей наказания.9

Полагаем, что проблема обеспечения законности и соблюдения прав человека (осужденных) в уголовно-исполнительной системе должна законодательно реализовываться по следующим основным аспектам:

· исключение возможности незаконного воздействия на осужденных, обеспечение дисциплины и порядка, предотвращение и раскрытие преступлений и иных правонарушений дискредитирующими уголовно-исполнительную систему противозаконными способами и методами. Важным шагом в этом направлении является отказ от практики делегирования отдельным осужденным и их группам контрольных полномочий в отношении других осужденных исправительных учреждений в виде «секций законности и правопорядка», деятельность которых нередко нарушает права осужденных, провоцирует различные конфликты и массовые протесты в уголовно-исполнительной системе;


· поиск новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, что требует закрепления в уголовно-исполнительном законодательстве наряду с воспитательно-правовой работой с осужденными социальной, психолого-педагогической, нравственно-этической, духовной, а также патриотической работы в качестве основных средств исправления и ресоциализации осужденных;

· дополнение системы мер поощрений, применяемых к осужденным, иными действенными мотивациями (стимулами) к правопослушному поведению, влекущему изменение режима и вида исправительного учреждения, условно-досрочное освобождение или замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания, а также обновление механизмов условно-досрочного освобождения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания;

· нормативно-правовая разработка иных дисциплинарных мер воздействия за незначительные правонарушения в виде запретов на совершение определенных действий (например, запрет на участие в культурных мероприятиях и т.п.);

· комплексная разработка мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений (в том числе индивидуальных профилактических мер) в местах лишения свободы, а также усиление ответственности злостных нарушителей режима отбывания наказания;

· максимальное приведение в соответствие с международными стандартами материально-бытовых условий содержания, санитарно-гигиенических требований, питания и медицинского обслуживания осужденных (особенно страдающих социально значимыми заболеваниями), что благотворно отразится на состоянии физического здоровья осужденных и позволит снизить количество обращений граждан Российской Федерации в Европейский суд по правам человека. В целях повышения качества медицинского обслуживания осужденных и соблюдения их прав в этой области медицинскую службу уголовно-исполнительной системы перевели в подчинение Минздравсоцразвития РФ;

· развитие системы общего образования, начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных (в том числе с учетом состояния региональных рынков труда, что создаст гарантии трудоустройства осужденных после освобождения из мест лишения свободы), оптимизация системы оплаты труда осужденных в целях повышения возможностей компенсации ущерба потерпевшим от преступлений и государству, а также стимулирование осужденных к ресоциализации через труд;


· создание условий для получения осужденными среднего и высшего профессионального образования путем заочного и дистанционного обучения, применения специальных методик обучения;

· расширение прав и льгот осужденных и создание механизма обеспечения их прав и законных интересов, в частности осужденных, находящихся на облегченных условиях, в тюрьмах общего режима, предоставление им права пользования Интернетом, электронной почтой под контролем администрации учреждения, возможностей для видеоконференций с родными и близкими и т.п. Заметим, что в то же время администрация учреждения должна применять к осужденным, проявляющим негативное поведение, нарушение режима, пропагандирование и поддержку «воровских традиций», подстрекательство осужденных к сопротивлению администрации учреждения, исполняющего наказания, ужесточение условий содержания и ходатайствовать перед судом о переводе их в учреждение более строгого вида;

· повышение эффективности взаимодействия между ФСИН и МВД России, а также другими правоохранительными органами;

· усиление контроля и надзора за деятельностью уголовно-исполнительной системы (контроль органов государственной власти и местного самоуправления, ведомственный контроль, судебный контроль, общественный контроль, прокурорский надзор, контроль уполномоченных по правам человека, контроль со стороны средств массовой информации, международный контроль).

Необходимо отметить, что требует дополнительной разработки также вопрос о правовом статусе осужденного к лишению свободы, права и обязанности которого регламентируются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации.

Полагаем, что указанный подход не решает в полной мере названной проблемы, так как все другие правоотношения (например, гражданско-правовые, трудовые и т.п.), возникающие в процессе исполнения и отбывания наказания, не конкретизированы и не включены в «систему» правового статуса. 10

В настоящее время существует необходимость не только комплексного законодательного закрепления и развития правового статуса осужденного в отдельном законе, но и решения вопроса о конституционном статусе осужденного как гражданина Российской Федерации. В связи с этим заметим, что конституции ряда зарубежных стран (например, Болгарии, Франции, Италии, Испании и т.п.) содержат общие положения о статусе осужденных.
2.2 Конституционные гарантии имущественных прав осужденных к лишению свободы