Файл: Услуги, оказываемые учреждениями и органами уис, как объект гражданского права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С принятием новой Конституции РФ 1993 года вопросы правового статуса гражданина, его прав, обязанностей и гарантий их осуществления стали более актуальными. Одной из главных особенностей ныне действующего Основного закона в сравнении с предыдущими является повышенное внимание к интересам человека и гражданина независимо от его социального и правового положения.

Впервые в истории России права и свободы граждан ставятся выше интересов государства и общества в целом, причем устанавливается не просто примат прав личности над государством, но обязанность последнего признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

В связи с этим не случайно, что самая обширная глава Конституции - глава 2 посвящена правам и свободам человека и гражданина; она содержит 47 статей, всего же можно насчитать около 60 статей Конституции, так или иначе относящихся к правовому статусу человека и гражданина.

Статья 6 Конституции устанавливает важное правило, согласно которому «каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации».

Это положение дополняется ст. 19, которая провозглашает равенство всех перед законом и судом. Данные нормы, безусловно, относятся и к осужденным к лишению свободы, так как они продолжают оставаться гражданами Российской Федерации со всеми правами и обязанностями, за исключениями и ограничениями, предусмотренными федеральным законодательством.

В ч. 3 ст. 55 Конституции предусмотрено, что такие ограничения могут устанавливаться только федеральным законом и лишь в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, конституционные нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина, составляют основу общегражданского статуса осужденного, в том числе к лишению свободы, с ограничениями, предусмотренными международными актами, Конституцией РФ и федеральными законами.

Одним из важнейших естественных прав человека является право на частную собственность, которое нашло свое закрепление в международных нормативных правовых актах, таких, как Всеобщая декларация прав человека и гражданина, статья 17 которой устанавливает, что каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.


Эта же статья запрещает произвольное лишение человека его имущества. Конституция Российской Федерации содержит аналогичные положения в главе 2.11

Речь идет о ст. ст. 34 и 35, в главе 2 они занимают особое место, т.к. нормы этих статей являются высшей формой юридического закрепления отношений собственности, экономической базы государства, общества и частной жизни людей, на основе которой и для обеспечения которой создается вся политическая система и государственная власть со всеми ее политическими институтами и органами управления. Согласно нормам статьи 34 каждый имеет право на свободное использование своего имущества в предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельности. Это положение в совокупности с гарантиями охраны государством права частной собственности (п. п. 1, ст. 35 Конституции) и правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом создает прочную конституционную основу для реализации осужденными своих имущественных прав и обязанностей в пределах, установленных уголовно-исполнительным законодательством.

Так, Гражданский кодекс РФ воспроизводит положения Конституции о недопустимости ограничения гражданских прав иначе как на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Таким образом, гражданское законодательство регулирует основу имущественного положения осужденного к лишению свободы.

Исходя из ч. 3 ст. 55 Конституции и п. 2 ст. 1 ГК РФ можно сделать вывод, что имущественный статус осужденных к лишению свободы аналогичен общегражданскому статусу с исключениями и ограничениями, предусмотренными уголовно-исполнительным законодательством. Причем нормы последнего по отношению к нормам гражданского законодательства являются специальными и применяются, если существует противоречие с общими нормами гражданского законодательства.

Ограничения в правовом статусе осужденных касаются всех сфер их жизни, в том числе и сферы имущественных отношений Генезис наказаний, ограничивающих имущественные права осужденного. В частности, наказание в виде лишения свободы значительно сужает возможности осужденного собственника фактически владеть, пользоваться и в некоторых случаях распоряжаться своим имуществом. Это является неизбежным следствием физической изоляции лица от общества, а также необходимости соблюдения режима исполнения наказания в исправительном учреждении.


Несмотря на положение Конституции о непосредственном действии прав и свобод (ст. 18), они нуждаются в конкретизации на уровне федеральных законов и иных нормативных актов. Среди федеральных законов имущественные права осужденных преимущественно регламентируются уголовно-исполнительным и гражданским законодательством, которые согласно ст. 71 Конституции относятся к исключительному ведению Российской Федерации. Вместе с тем большое количество норм, так или иначе касающихся имущественного положения осужденных, содержится в нормативных актах различных отраслей права (например, трудового, семейного и т.д.). Не составляют исключения ведомственные акты и нормативные акты субъектов РФ.12

Однако в данном случае возникает вопрос о соответствии региональных и ведомственных актов федеральному законодательству. В общей теории права установлен принцип, согласно которому нижестоящий закон должен соответствовать вышестоящему, т.е. должна соблюдаться иерархия законов. В Конституции сформулировано иное положение. Согласно п. 6 ст. 76 в случае противоречия между федеральным законом и иными нормативно-правовыми актами по вопросам, не относящимся к ведению Российской Федерации и совместного ведения РФ и ее субъектов, действуют иные нормативные акты. Такое положение порой порождает серьезные проблемы, связанные с коллизией федерального, регионального и местного законодательства.

Вот почему законодателю целесообразно учитывать высказываемое в науке мнение о необходимости объединения в главе 2 Уголовно-исполнительного кодекса всех норм, касающихся правового положения осужденных, которые содержатся в различных отраслях российского законодательства. В значительной степени это касается имущественных прав осужденных, т.к. ст. 12 УИК регламентирует права осужденных исключительно как субъектов уголовно-исполнительных правоотношений и не содержит норм, определяющих границы гражданской правосубъектности осужденных. Эта мера способствовала бы правильному пониманию своих прав и обязанностей осужденными, предупреждению произвольного применения законов, неоправданному ущемлению прав и возложению излишних обязанностей, а также единству правоприменительной практики и, как следствие, повышению уровня правовой защищенности осужденных к лишению свободы в сфере имущественных отношений.

В 1998 г. Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. со всеми дополнительными протоколами к ней. В нашей стране значение этой Конвенции ранее во многом недооценивалось, что было связано с общей недооценкой международно-правовых актов в системе источников уголовного и уголовно-исполнительного права. Сейчас же согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.


В области охраны прав и свобод осужденных можно назвать Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30 августа 1955 года, пункт 61 которых обязывает государства «принимать меры для того, чтобы заключенные могли сохранять за собой максимум совместимых с законом и условиями их приговора прав в области их гражданских интересов, социального обеспечения и других социальных льгот».

Важным направлением развития имущественных прав осужденных, исходя из положений Конституции РФ, является усиление средств его охраны и защиты, к которым относятся средства, предусмотренные ст. 46 Конституции РФ, такие, как судебная защита нарушенных прав и обращение в международные органы по защите прав и свобод человека.

В зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства. Именно эти виды судопроизводства, через которые реализуется судебная власть в России, закреплены в ст. 118 Конституции.

Анализ действующего законодательства показывает, что одной из тенденций его развития является расширение сферы судебной деятельности, в том числе судебного контроля за законностью решений и действий должностных лиц, государственных органов, общественных объединений. И это не случайно, ибо применение судебного, а не административного порядка обжалования действий и решений должностных лиц и государственных органов в большей степени гарантирует соблюдение интересов гражданина, а в особенности если дело касается осужденных к лишению свободы как одной из наименее защищенных на сегодняшний день категорий населения.13

Таким образом, Конституция РФ устанавливает основу правового статуса лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, гарантирующую им возможность максимально полно осуществлять принадлежащие им имущественные права в условиях исполнения уголовного наказания. Вместе с тем не всегда конституционные нормы достигают своей цели, а остаются лишь декларацией, сталкиваясь с противоречивым и непоследовательным применением федеральных законов и ведомственных актов. Поэтому реформирование уголовно-исполнительной системы, совершенствование правотворческой и правоприменительной практики, приведение ее в соответствие с международными нормативными правовыми актами являются приоритетными задачами государства в сфере пенитенциарной политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно ст. 1 УИК РФ основной целью уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Исправление осужденных, как указывает профессор А.И. Зубков, есть «генеральная линия законодательства об исполнении уголовных наказаний... Осуществление исправления осужденных является непосредственной задачей учреждений и органов, исполняющих наказания».

Рассмотрение существующих методов и средств исправления осужденных не входит в обозначенную тематику данной статьи. Эти вопросы достаточно подробно исследовались и исследуются на страницах научных изданий. Вместе с тем автору хотелось бы высказать свою точку зрения относительно того, что цель исправления может быть достигнута лишь тогда, когда общество и государство будут видеть в каждом осужденном, прежде всего, человека, а не бесправного раба, отдавая предпочтение совести перед законом, жалости к осужденным по закону, стремлению им помогать и прощать.

Согласно ст. 6 Всеобщей декларации прав человека "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Подвергаясь наказанию, осужденный остается гражданином РФ: ему гарантируются права и свободы человека и гражданина исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказаний (ст. 10 УИК РФ).

Бесспорно, осужденные к лишению свободы лишаются значительной части личных прав и свобод (права на свободу передвижения и выбор места жительства, права на личную неприкосновенность, права на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений и т.д.), что связано со спецификой данного вида наказания. В наибольшей степени осужденные поражаются в политических правах.

Вместе с тем гражданская право- и дееспособность осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, не подвергается каким-либо существенным изменениям. Установление определенного режима отбывания наказания оказывает некоторое влияние на гражданско-правовое положение осужденного, которое имеет ряд особенностей, затрагивающих правоспособность, дееспособность и субъективные права. Осужденные могут иметь как имущественные, так и личные неимущественные гражданские права.

В число элементов, входящих в содержание гражданской правоспособности, входит в том числе и право собственности (ст. 18 ГК РФ). Самого понятия права собственности действующий ГК РФ не содержит. Этот термин составляет предмет изучения цивилистической науки.