Файл: Методические указания для студентов Иркутск игму 2016 2 удк 616. 31089 (075. 8) Ббк 56. 65 я 73 Б53.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии
Н. Н. Бессчастная
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
«ПОМОЩНИК ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА (ХИРУРГА)»
Методические указания для студентов
Иркутск
ИГМУ
2016

2
УДК 616.31-089 (075.8)
ББК 56.65 я 73
Б53
Рекомендовано методическим советом стоматологического факультета
ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России в качестве методических указаний для
студентов, обучающихся по специальности «Стоматология», по
прохождению производственной практики «Помощник врача стоматолога
(хирурга)»
(протокол № 8 от 6 апреля 2016 г.)
Автор:
Н. Н. Бессчастная – кандидат медицинских наук, ассистент кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ГБОУ ВПО ИГМУ
Минздрава России
Рецензенты:
А. Я. Вязьмин – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой ортопедической стоматологии ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России
В. Д. Молоков – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой терапевтической стоматологии ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России
Бессчастная, Н. Н.
Б53
Производственная практика
«Помощник врача стоматолога
(хирурга)»: методические указания для студентов / Н. Н. Бессчастная;
ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. – Иркутск: ИГМУ, 2013. –
22 с.
Представленные методические указания позволяют студенту получить подробную информацию об организации, проведении и защите производственной практики «Помощник врача стоматолога (хирурга)». В указаниях представлен перечень необходимых мероприятий в периоды подготовки и проведения практики, отражена отчетная документация с предъявляемыми требованиями к ее заполнению.
Предложены темы учебно- исследовательской, санпросвет и профориентационной работы студента.
Рекомендовано для студентов, обучающихся по специальности «Стоматология», при прохождении производственной практики «Помощник врача стоматолога (хирурга)».
УДК 616.31-089 (075.8)
ББК 56.65 я 73
© Бессчастная Н. Н., 2016
© ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, 2016

3
Содержание
1. Введение
5 2. Ориентировочная основа действий студента на практике
6 3. Рекомендации по ведению дневника
8 4. Научно-исследовательская работа студента (НИРС)
9 5. Санитарно-просветительная работа
11 6. Защита производственной практики
11 7. Оценочные средства (средства контроля)
13 8. Учебно-методическое обеспечение производственной практики
15
Приложение 1
Образец заполнения дневника
16
Приложение 2
Итоговый цифровой отчет
21


4
Сокращения
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
ПСК - профессионально-специализированные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
НИРС - учебно-исследовательская работа студента
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

5
ВВЕДЕНИЕ
Производственная практика является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального обучения.
Цели и задачи практики определяются государственными образовательными стандартами по специальности Стоматология. Врачебная производственная практика проводится после освоения студентами программы теоретической и практической подготовки.
Целью производственной практики является профессионально- практическая подготовка обучающихся, ориентированная на углубление теоретической подготовки и закрепление у студентов практических умений и компетенций в области профилактики и хирургического лечения патологических состояний зубочелюстной системы.
В результате прохождения данной практики студент должен знать:
- правила заполнения и ведения медицинской документации: амбулаторной карты больного, листок ежедневного учета работы врача стоматолога-хирурга;
- принципы организации хирургической стоматологической помощи в условиях поликлинического приема;
- общие принципы оформления рецептов и составления рецептурных прописей лекарственных средств;
- методы общего обезболивания при проведении хирургических вмешательств в челюстно-лицевой области;
- клиническую картину и методы хирургического лечения одонтогенных воспалительных процессов; уметь:
- проводить обследование больных и диагностику болезней зубов, пародонта и воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области;
- оказать помощь при неотложных состояниях: обморок, коллапс, токсическая реакция на местный анестетик, анафилактический шок;
- разработать план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения;
- выбрать оптимальный вариант консервативного лечения;
- выявлять, устранять и предпринимать меры по предотвращению возможных осложнений;
- пользоваться учебной, научной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности. владеть:
- методами местного обезболивания при проведении хирургических вмешательств в челюстно-лицевой области;
- удалением различных групп зубов.


6
Студент в период производственной практики ОБЯЗАН:
 своевременно явиться на базу проведения практики и соблюдать правила внутреннего распорядка поликлиники;
 иметь халат, медицинскую шапочку, хирургическую маску и сменную обувь; ногти рук должны быть коротко острижены, украшения и часы сняты;
 самостоятельно проводить обследование больного, диагностировать заболевания, намечать план лечения;
 докладывать базовому куратору о результатах клинического обследования больного, поставленном диагнозе и обсуждать с ним план лечения;
 нести ответственность за выполненную работу и ее результаты наравне с куратором;
 четко и подробно заполнять амбулаторную карту и дневник (см.
Приложение 1);
 строго соблюдать правила асептики и антисептики, деонтологические принципы;
 вести санитарно-просветительную работу;
 принимать участие в производственных совещаниях, научных и клинических конференциях;
 предоставить руководителю практики кафедры итоговый цифровой отчет о выполнении всех заданий (Приложение 2) не позже назначенного срока, и сдать экзамен в назначенное время.
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНТА НА
ПРАКТИКЕ
Производственная практика по хирургической стоматологии у студентов стоматологического факультета ИГМУ проводится согласно учебному плану после 7 семестра. Студенты проходят практику в стоматологических поликлиниках, отделениях и кабинетах с дифференцированным хирургическим приемом больных. Продолжительность производственной практики составляет
12 рабочих дней. Студенты работают в качестве помощника врача хирурга- стоматолога в течение рабочего дня (6 часов).
Под руководством куратора студент ежедневно принимает 5-7 больных с заболеваниями, требующими хирургического лечения, участвует в консультациях. Студент обследует больного, ставит диагноз, составляет план лечения, проводит местное обезболивание тканей челюстно-лицевой области, операцию удаления зуба, периостотомию, рассечение и иссечение «капюшона» при перикоронаритах, перевязки «повторным» больным, снимает швы и др.
Кроме того, он ассистирует на амбулаторных операциях: резекция верхушки корня, гемисекция, реплантация зуба, удаление доброкачественных опухолей и

7 др. Принимает участие в рентгенологическом обследовании больных, назначает медикаментозное и физиолечение, оказывает экстренную помощь при наиболее часто встречающихся неотложных состояниях.
Студент знакомится с организацией работы отделения и вспомогательных кабинетов, с методикой проведения стерилизации инструментов, выпиской и хранением медикаментов, оснащением, медицинской документацией, количественными и качественными показателями работы врача хирурга- стоматолога. Он также участвует в диспансеризации населения и санитарно- просветительской работе, которая заключается в чтении лекций и проведении бесед с больными, оформлении санитарных бюллетеней.
Во время производственной практики студент ведет дневник, в котором ежедневно отражает проделанную работу. Дневник ежедневно проверяет куратор, вносит соответствующие замечания и подписывает его.
За 12 дней производственной практики студент обязан принять не менее
50 больных.
Место и сроки прохождения практики студентом, назначение руководителя и кураторов практики регламентируется соответствующими приказами по университету и лечебными учреждениями.
Работу студентов в лечебно-профилактическом учреждении организовывают главный врач и его заместитель по лечебной работе.
Перечень приемлемых нозологических форм курируемых больных:
 периодонтит
 периостит
 пародонтит
 перикоронит
 лимфаденит
 гайморит
 альвеолит
Перечень практических навыков
1. Обследование хирургического стоматологического больного.
2. Заполнение и ведение амбулаторной карты хирургического стоматологического больного.
3. Диагностическая пункция.
4. Проведение оценки рентгенограмм для выявления патологии челюстно- лицевой области.
5. Оценка клинико-лабораторных методов исследования (общий анализ крови, биохимический анализ крови, микробиологических исследований посевов из ран).
6. Проведение инфильтрационной анестезии.
7. Проведение туберальной анестезии.
8. Проведение небной анестезии.
9. Проведение резцовой анестезии.


8 10. Проведение мандибулярной анестезии.
11. Проведение язычной анестезии.
12. Первая помощь пациенту при обмороке.
13. Первая помощь пациенту при коллапсе.
14. Удаление зубов верхней челюсти: щипцами, элеваторами.
15. Удаление корней зубов верхней челюсти: щипцами, элеваторами.
16. Удаление зубов нижней челюсти: щипцами, элеваторами.
17. Удаление корней зубов нижней челюсти: щипцами, элеваторами.
18. Кюретаж лунки.
19. Лечение альвеолита.
20. Периостотомия.
21. Вскрытие поверхностных абсцессов, локализующихся в полости рта.
22. Иссечение капюшона.
23. Перевязки.
24. Владение навыками анализа и сопоставления, оценки информации из различных источников.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА
1. На титульном листе дневника обязательно указываются фамилия, имя, отчество студента, номер группы, фамилии и должности руководителей практики от ЛПУ. В дневнике даётся характеристика студента от базового руководителя.
2. Дневник должен отражать всю работу студента (по часам ее выполнения) в процессе производственной практики. Сюда относятся приём, обследование и лечение хирургических стоматологических больных. Студент совместно с врачом определяет показания к методам лечения больных, составляет план медикаментозного и физиотерапевтического лечения пациентов при воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области. Под контролем врача заполняет медицинскую карту стоматологического больного, принимает участие в конференциях, выполняет НИРС, проводит беседы, читает лекции.
3. Дневник заполняется ежедневно в конце рабочего дня студента.
Непосредственный руководитель практики от лечебного учреждения также ежедневно проверяет и подписывает дневник, указывает и исправляет допущенные ошибки. Образец заполнения дневника представлен в приложении
№1 4. В цифровом итоговом отчете за всю практику в графах, соответствующих практическим умениям, студенты записывают количественные показатели выполнения этих умений, разработанные кафедрой. Студенту необходимо ознакомиться с ними в самом начале практики, чтобы четко ориентироваться в предъявляемых к нему требованиям, для планирования своей работы.

9
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТА (НИРС)
В современных условиях в системе подготовки врачей в вузе предъявляются повышенные требования. Необходимо не только усвоить теоретические знания и практические навыки, но и элементы научного исследования.
Профессиональные качества специалиста с высшим образованием будут подкрепляться, и совершенствоваться лишь при самостоятельном овладении новейшими достижениями медицинской науки.
Научно-исследовательская работа студента-стоматолога (НИРС) в процессе программного обучения чрезвычайно разнообразна и конкретизирована определенной тематикой многих теоретических и других медицинских дисциплин.
В целях закрепления и развития научного мышления конкретно по хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, являющейся профилем будущего специалиста, научно-исследовательская работа студента будет весьма целесообразной. В этом плане работа студента во время производственной практики целенаправленна, тем более что тематика, предлагаемая для НИРС, базируется на материале и в условиях будущей практической деятельности врача.
Методика выполнения НИРС
Ознакомившись с темой-заданием, студент приступает к теоретической проработке рекомендуемой литературы по данной теме. Составляется краткий реферативный обзор с описанием известных сведений, и на этом основании формулируются цель и конкретные задачи исследования. Следующим этапом работы является выбор материала и объем, что также находит отражение в написании НИРС.
Результаты наблюдения (обследования и т.п.) подвергаются тщательному анализу и обсуждению, на основании чего делаются заключение и выводы.
Приводится список использованной литературы. Такая схема выполнения наиболее общая для всех тем, предлагаемых студентам, а материал и условия выполнения, естественно, будут зависеть от базы прохождения практики, организаторских возможностей врача-руководителя и главным образом от деятельности самого исполнителя-студента. НИРС оформляется студентом в виде реферата. Защита реферата проводится в виде доклада.
Преподаватель кафедры, ответственный за производственную практику студентов, во время контрольных посещений баз осуществляет консультацию и контроль над выполнением задания. При защите студентом практики ассистент оценивает выполненный НИРС, и эта оценка учитывается преподавателем.
Правила оформления НИРС
Для защиты на групповых семинарах, конференциях рекомендуется оформить ее по следующему плану:
1.
Титульный лист, содержащий название учебного учреждения,


10 кафедры, Ф.И.О. исполнителя, название работы, номер группы и фамилию преподавателя, год выполнения исследования.
2.
Раздел 1. Состояние вопроса (обзор литературы).
Раздел 2. Цель, задачи и описание методов исследования.
Раздел 3. Характеристика материала, объекта изучения.
Раздел 4. Описание полученных результатов собственных исследований и их анализ.
3. Выводы и практические рекомендации.
4. Список использованной литературы.
Реферат не должен превышать 5-6 страниц машинописного текста.
Обязательным условием является качественное оформление работы, использование фото и графических образов, таблиц, приведение кратких выписок из истории болезни.
Правила защиты доклада по НИРС:
1. Краткость изложения (не более 10-15 мин).
2. В конце изложения обязателен вывод.
Темы НИРС:
1. Критерии выбора местного анестетика у пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
2. Распространенность острых воспалительных заболеваний, локализующихся в полости рта, у лиц молодого возраста.
3. Эффективность применения анестетиков при различных воспалительных заболеваниях, локализующихся в полости рта.
4. Частота осложнений при удалении зубов на верхней челюсти.
5. Рациональный подход к обезболиванию у пациентов с аллергическим статусом.
6. Частота осложнений при сложном удалении третьих моляров на нижней челюсти.
7. Частота осложнений общего характера (обморок, коллапс) во время хирургического лечения пациентов.
8. Причины обострения хронической одонтогенной инфекции.
9. Причины возникновения альвеолита в зависимости от метода удаления.
10. Перикоронит: причины, диагностика, лечение.
11. Частота местных осложнений при операции удаления зуба.
12. Сравнительная характеристика частоты одонтогенного и риногенного гайморита.
13. Антибактериальная терапия в практике врача стоматолога-хирурга: критерии выбора современных препаратов при одонтогенной инфекции.
14. Физиолечение в практике врача стоматолога-хирурга. Эффективность лечения.

11
САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Во время производственной практики каждый студент должен прочитать лекцию, либо провести 2 беседы на стоматологическую или общемедицинскую тему или выпустить санитарный бюллетень. Работа может быть проведена индивидуально с пациентом или с группой пациентов, а также для младшего и среднего медицинского персонала.
Путевка о прочитанной лекции (беседе) заверяется печатью и подписью руководителя лечебного учреждения. Дата и темы лекции (беседы) заносятся в цифровой отчет.
Перечень тем санитарно-просветительной работы
1. Причины обострения хронической одонтогенной инфекции.
2. Профилактика одонтогенных воспалительных заболеваний.
3. Осложнения, возникающие после удаления зуба, их причины.
4. Осложнения, возникающие во время удаления зуба, их причины.
5. Причины, диагностика, профилактика альвеолита.
6. Перикоронит. Причины, диагностика, лечение.
7. Хирургические методы лечения хронического периодонтита.
8. Перфорация дна гайморовой пазухи: причина, профилактика.
9. Одонтогенный гайморит, причины, диагностика, лечение.
10. Лимфадениты челюстно-лицевой области. Причины, диагностика, лечение, профилактика.
11. Кровотечения в челюстно-лицевой области. Причины, лечение, профилактика.
ЗАЩИТА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
В течение 10 дней предоставить руководителю практики «Помощник врача стоматолога (хирурга)» дневник (заполненный с учетом предложенной формы с цифровым итогом проведенной работы, аттестационным листом, заверенным врачом руководителем практики на производственной базе и главным врачом лечебного учреждения, характеристикой на студента, данными о проведенной санпросвет. работе во время производственной практики),
НИРС. Проводится тестирование студентов, собеседование по вопросам практической деятельности врача стоматолога детского, выставляется итоговая оценка практики («отлично», «хорошо», «удовлетворительно») и балльно- рейтинговая оценка
Критерии оценки производственной практики:
«отлично» – студентом освоены все компетенции работы врача стоматолога хирурга в условиях поликлинического приема, выполнен весь