Файл: Вопросы к экзамену Понятие конституционного права России как отрасли права предмет, метод, структура (система), институты. Место отрасли конституционного права в системе российского права. Ответ.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
51. Развитие парламентаризма в России. Конституционный статус ОТВЕТ:
Федерального Собрания. ОТВЕТ:
52. Совет Федерации: порядок формирования, компетенция, внутрен¬няя структура. Регламент и организация работы Совета Федерации. ОТВЕТ: Структура Совета Федерации включает в себя по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95 Конституции РФ).
Срок полномочий представителей субъектов РФ в Федеральном Собрании законодательно не установлен, они постоянно переназначаются высшими должностными лицами соответствующих субъектов РФ, поэтому этот срок, как правило, равен сроку полномочий главы представляемого субъекта РФ.
Так как Совет Федерации не имеет четко установленного числа членов, то состав Совета Федерации подвижен и постоянно назначаются новые представители органов власти субъектов РФ.
Структура Совета Федерации: 1) Председатель Совета Федерации и его заместители; 2) комитеты Совета Федерации по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации; 3) постоянные и временные комиссии. Председатель Совета Федерации ведет заседания палаты Федерального Собрания и управляет внутренним распорядком деятельности, а также направляет законопроекты в Государственную Думу и осуществляет представительские функции палаты во взаимоотношениях с иными органами власти РФ и иностранных государств.
Компетенция – это установленный Конституцией РФ и федеральными законами объем полномочий государственных органов и должностных лиц.
Компетенция Совета Федерации РФ – это установленный Конституцией РФ объем полномочий и обязанностей.
Совет Федерации – это верхняя палата Федерального Собрания РФ, поэтому его главной функцией является одобрение принятых Государственной Думой федеральных законов.
Иные полномочия Совета Федерации ФС РФ: 1) назначение на должность и освобождение от нее вышестоящих должностных лиц государства: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, а также Председателя Счетной палаты и др.; 2) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за ее пределами; 3) утверждение Указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения на территории РФ; 4) утверждение изменения границ субъектов РФ; 5) внесение законопроектов или поправок к законам в Государственную Думу РФ; 6) назначение выборов Президента РФ; 7) отрешение Президента РФ от должности.
Согласно ст. 106 Конституции РФ Совет Федерации обязательно рассматривает и выносит решение об одобрении вновь принятых федеральных законов по вопросам: 1) федерального бюджета; 2) федеральных налогов и сборов; 3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; 4) ратификации и денонсации международных договоров РФ; 5) статуса и защиты государственной границы РФ; 6) войны и мира.
Все решения по вопросам, относящимся к компетенции Совета Федерации, принимаются на заседаниях палаты и в рамках ее рабочих комитетов и групп.
53. Государственная Дума: компетенция, внутренняя структура. Рег¬ламент и организация работы. ОТВЕТ: ГД – верхняя палата ФС РФ. Состоит из 450 депутатов, избирается сроком на 5 лет. Депутатом может быть гражданин РФ, достигший 21 года.
Избираются по пропорциональной системе.
Компетенция ГД:
а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
б) решение вопроса о доверии Правительству РФ;
в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
е) объявление амнистии;
ж) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
54. Законодательный процесс в Федеральном Собрании: понятие, ста¬дии, участники. ОТВЕТ: Понятие: Федеральное Собрание РФ может принимать законы по вопросам исключительного ведения РФ (К ст.71) и совместного ведения РФ и ее субъектов (ст.72).
Законодательный процесс начинается с инициирования и заканчивается вступлением в силу принятого закона. Законодательный процесс – порядок деятельности Федерального Собрания РФ по принятие и опубликованию законов.
Источники, регулирующие законодательный процесс в РФ: Конституция РФ, Законы «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ», «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания и др.» Важную роль играют решения Конституционного Суда РФ.
Конституция прямо устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой с одобрения Совета Федерации.
Стадии законодательного процесса:
1. Законодательная инициатива. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, Высшие суды (КС, ВС, ВАС). Наиболее активный субъект права – депутаты Государственной Думы, но чаще принимаются законопроекты Президента и Правительства. Судебные органы пользуются этим правом крайне редко.
Проекты, связанные с финансовыми затратами должны пройти экспертизу Правительства РФ и получить заключение. Все вносимые законопроекты должны соответствовать требованиям Регламента Государственной Думы, содержать пояснительную записку с самим текстом законопроекта, предметом регулирования, перечнем актов законодательства, подлежащих изменению. Коллегиальные органы должны предоставить также решение соответствующего органа и указать своего представителя в ГД.
Оформленный законопроект регистрируется и направляется в профильный комитет, где проверяется правильность его оформления и наличие документов. Затем он переходит в Совет палаты, где назначается ответственный по нему комитет ГД. После работы комитета перед первым чтением законопроект направляется в Правовое управление Аппарата ГД, где проходит его правовая и лингвистическая экспертиза. Подготовленный проект отправляется в Совет ГД для внесения на рассмотрение палаты. Субъект инициативы вправе отозвать его до первого чтения.
2. Рассмотрение законопроектов в ГД. Осуществляется в трех чтениях. Первое чтение носит ознакомительный характер. Обсуждаются концепция, значимость. По результатам ГД может принять законопроект и вынести по нему поправки или отклонить его. Во втором чтении происходит постатейное обсуждение законопроекта, голосование за принятие поправок. Если за проект проголосовало меньше половины депутатов, он отправляется на доработку в комитет. При повторении этой ситуации законопроект снимается с рассмотрения. Если больше, он отправляется на третье чтение, где внесение поправок и постатейное обсуждение не допускается. Принятый в третьем чтении проект в течение пяти дней передается для рассмотрения Совету Федерации.
Если за законопроект проголосовало больше половины членов СФ или он не был рассмотрен в течение 14 дней, он считается принятым. Если меньше половины, законопроект отправляется на доработку в ГД, которая в свою очередь может оставить его в первоначальной редакции и 2/3 проголосовавшего состава отправить прямо к президенту, обходя вето Совета Федерации.
55. Счетная палата РФ: порядок формирования, компетенция. ОТВЕТ:
-
организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; -
определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; -
оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; -
финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; -
анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом; -
контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации; -
регулярное представление Совету Федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.
56. Правительство РФ: порядок формирования, состав, компетенция, прекращение деятельности и ответственность. ОТВЕТ: Согласно Конституции РФ, правительство - это высший орган исполнительной власти. Правительство РФ является высшим коллегиальным органом исполнительной власти, т.е. решение Правительства принимаются голосованием. Правительство РФ взаимодействует с Федеральным Собранием, Президентом РФ, с органами судебной власти и прокурорского надзора. Согласно ст. 110 Конституции России Правительство РФ осуществляет исполнительную власть республики.
Взаимодействие:
1. С Федеральным собранием:
А)Федеральное собрание утверждает кандидатуру председателя Правительства и может ставить вопрос об отставке Правительства.
Б)Правительство участвует в нормотворческой деятельности Федерального собрания.
2. С Президентом:
А)Президент РФ назначает кандидата на пост председателя Правительства, министров и заместителя председателя Правительства, может отправить Правительство в отставку.
Б)Правительство реализует курс развития государства, предложенный Президентом.
В)Силовые министерства и министерство финансов (входят в состав Правительства) контролируются напрямую Президентом.
3. С органами судебной власти и органами прокурорского надзора:
А)Эти органы осуществляют контроль за деятельностью Правительства, так же как и Президент.
Б)Правительство принимает государственный бюджет, в котором устанавливает статьи на содержание прокуратуры и судебной ветви власти.
Формирование Правительства РФ. Оно формируется Президентом и Государственной Думой. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Это предложение вносится не позже двух недель после вступления вновь избранного Президента в должность, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой, либо в течение двух недель после отставки Правительства, срок рассмотрения это предложения Государственной Думой - одна неделя, Дума может как согласиться, так и не согласиться с кандидатурой. Если Дума соглашается, развитие идет дальше, если Дума не соглашается, то Президент выступает с повторным предложением о кандидатуре, и после того, как Государственная Дума трижды отклонит предложенные кандидатуры, Президент может распустить Думу и назначить новые выборы и при этом назначить председателя Правительства своим указом. После того, как председатель Правительства назначен, он в течение недели представляет кандидатуры на посты членов правительства и свои предложения о структуре федеральной власти Президенту. Кандидатуры, предложенные председателем Правительства, могут быть Президентом отклонены, тогда председатель предлагает другие кандидатуры.
Правительство состоит из председателя Правительства РФ, заместителей председателя, федеральных министров. Федеральный министр понятие достаточно широкое, т.к. это не только должность, но и ранг. Поэтому ранг может быть присвоен за заслуги, но не все являются министрами. Поэтому в правительство входят руководители министерств, государственных комитетов, федеральных служб, федеральных агентств и федеральных надзоров. Федеральными министрами являются лица, которые возглавляют федеральные министерства или ведомства, и иные лица. Иные лица, это руководители важнейших организационных структур Правительства, напр., управление делами Правительства РФ, заместители председателя Правительства. Какие основные министры входят в состав Правительства? Прежде всего, это министр по делам экономики, министр финансов. Министерство государственного имущества, министерство по атомной энергии, государственный комитет РФ по землеустройству, по рыболовству, стандартизации, метрологии, по строительной, архитектурной и жилищной политике, по государственным резервам, государственный комитет по связи и информатизации, по статистике и государственный таможенный комитет.