Файл: Вопросы к экзамену Понятие конституционного права России как отрасли права предмет, метод, структура (система), институты. Место отрасли конституционного права в системе российского права. Ответ.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).
6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
2. Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания.
Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в "Российской газете" или в Собрании законодательства Российской Федерации.
Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".
3. Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.
4. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Президента Российской Федерации осуществляет Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации - Аппарат Правительства Российской Федерации.
5. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
6. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
7. В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.
58. Федеральные органы исполнительной власти: общая характеристика. ОТВЕТ: Исполнительная власть – это одна из ветвей государственной власти, главными задачами которой являются исполнение законов, осуществление управления государственными делами, использование для этих целей возможностей как оперативных действий и распорядительства, так и правотворчества.
ОИВ занимаю свое место в системе органов государственной власти. Они подконтрольны законодательным органам, главе государства, но и самостоятельно осуществляют свои функции, имеют свои средства воздействия на иные гос. органы.
В РФ применяется несколько понятия исполнительной власти:
Исполнительная власть в РФ – охватывает все уровни исполнительной власти в стране; это ОИВ федерального уровня и субъектов федерации
Исполнительная власть РФ – это федеральный уровень исполнительной власти; эти органы действуют на всей территории государства, могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц
Исполнительная власть субъектов РФ – система органов самих субъектов. Возможно создание территориальных органов или подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ в существующих территориальных единицах либо специально создаваемых в субъектах РФ административно-территориальных единицах.
Постановление КС РФ по этому вопросу от 24.01ю1997 г.: Система ОИВ как субъектов РФ может включать в себя как высшие органов власти, так и административно-территориальные единицы
Особенность ОИВ – они образуют специализированную систему, основанную на управлении гос. делами, т.е. гос. строительстве, народном хозяйстве, гос. собственности.
Система федеральных ОИВ.
В К. РФ не обозначена система федеральных ОИВ. Согласно К. РФ ч.1 ст.110 Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, но федеральная исполнительная власть не сводится только к Правительству. В эту систему входят и иные федеральные ОИВ.
Согласно Указу Президента РФ от 9.03.2004 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" выделяется 3 вида федеральных ОИВ:
Федеральные министерства – выработка гос. политики и нормативное правовое регулирование
Федеральные службы – контроль и надзор + спец. функции в области обороны, гос. безопасности, защиты и охраны Гос. границы РФ, борьбы с преступностью…
Федеральные агентств – осуществление гос. услуг, управление гос. имуществом
Министерство возглавляет министр, назначаемый Президентом. Службы и агентства возглавляют руководители, которых назначает либо Правительство, либо Президент
Недостатки административной реформы 2004:
объединение ряда министерств в крупные блоки оказалось нецелесообразным, и достаточно скоро веомства пришлось разъединять;
разделение единых управленческих функций между тремя видами органов (министерство, служба, агентство) привело к неувязкам — получалось, что министерство, формально стоящее во главе отраслевого блока, не могло эффективно им управлять и для этого должно было обращаться к службам или агентствам, а некоторые из них позволяли себе «игнорировать» министерство;
функций общего руководства для министерства оказалось недостаточно, а нормоустановочной деятельности в большом объеме не потребовалось;
службам, агентствам дали возможность определенного регулирования общественных отношений в своей сфере без обращения к министерствам.
«Несмотря на то, что данная система функционирует, уже были попытки вернуть гос. комитеты. Некоторые агентства ликвидированы с передачей их функций министерствам. В общем – полный бардак и незавершенность»
Структура федеральных ОИВ:
-
Федеральные министерства, службы, агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ -
Федеральные министерства + подведомственные им службы и агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ -
Федеральные службы и агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ -
Федеральная антипомопольная служба -
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека -
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору -
Федеральное агентство по государственным резервам -
Федеральное агентство научных организаций -
Федеральное агентство по делам национальностей
59. Конституционные основы системы органов государственной влас¬ти субъектов РФ. ОТВЕТ: Согласно Конституции РФ деятельность органов государственной власти субъекта Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:
а) государственная и территориальная целостность РФ;
б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
г) единство системы государственной власти;
д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации;
ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Федерации принадлежащих им полномочий;
з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъектов.
Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта.
Число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта.
Законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации самостоятельно устанавливается число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Органы ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ власти субъекта Российской Федерации
В субъекте Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации.
Кроме того, в систему органов исполнительной власти субъектов Федерации входят министерства, государственные комитеты и другие ведомства.
Высшим должностным лицом субъекта Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет.
Гражданин Российской Федерации может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации на срок не более пяти лет.
Высшее должностное лицо субъекта Федерации:
-
представляет субъект Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта Федерации; -
обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органом государственной власти субъекта Федерации; -
формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации в соответствии с законодательством субъекта Федерации и принимает решение об его отставке, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Федерации. -
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Федерации. -
Конституционные (уставные) суды и мировые судьи действуют на основе Конституции РФ и федеральных законов и не могут рассматриваться в качестве самостоятельной системы судебной власти субъекта Федерации, не входящей в судебную систему РФ.