Файл: Вопросы к экзамену Понятие конституционного права России как отрасли права предмет, метод, структура (система), институты. Место отрасли конституционного права в системе российского права. Ответ.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- обязанность следовать им, если они воплощены в конституционныхили иных правовых нормах, одновременно не соглашаясь с ними, проповедуя иные взгляды.

Идеологический монохронизм

- офиц. провозглашение какой-то идеологии в качестве руководящей или государственно обязательной

- по отношению к людям применяется директивное обязывание поклоняться одной идеологии.

При идеологич. многообразии предполагается возможность перехода от самовыражения отдельного индивида к организованным формам выражения, проповедования и защиты взглядов =>свобода высказываний, совокупность юридически допускаемых организаций для представления различных мнений в качестве идеологических течений (мост к полит.плюрализму) => возможность полит. борьбы за возобладание соответствующего мнения . Борьба не должна приводить к закреплению в Конституции приоритета какой-то идеологии в качестве государственной, иначе конец идеологич. плюрализму.

В КП идеологическое многообразие отражается и гарантируется прежде всего в виде возможности его существования + могут быть акты, запрещающие проповедование какой-либо идеологии.

Офиц. оценка каких-либо идей – только гос-вом в лице его компетентных органов. Должна существовать офиц. интерпретация соответствующих идей, терминов и понятий.

Конст-правовые нормы, связанные с идеологией, существуют в виде общерегулярных предписаний и правил, устанавливающих порядок осуществления основных прав и свобод, обязанностей, связанных с пропагандой и агитацией каких-либо воззрений. + конст. нормы разрешающие или запрещающие действия, связанные с пропагандой идей, определяющие меры ответственности за их нарушение. Принуждение разрешается применять только властям в отношении тех, кто организационными средствами пытается распространять недопускаемую идеологию.

16. Общественные объединения в России: понятие, организационно-правовые формы, порядок создания, регистрации, контроль государства за их деятельностью. ОТВЕТ: Общественное объединения – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе ОО. (ФЗ «Об ОО»).

Общественные объединения нуждаются в определенных, установленных законам правах, и прежде всего свободно осуществлять свои уставные задачи. => свою прессу, создают предприятия и другие хозяйственные единицы, беспрепятственно собирают членские взносы. + самостоятельно расходуют средства из своего бюджета, обладают жилищным фондом и т.д.


Государственные органы не в праве вмешиваться в их внутреннюю деятельность.

Государству небезразличны цели и задачи общественных объединений, поскольку некоторые объединения могут действовать в антигосударственных и антиобщественных целях. => объединения ставятся вне закона, прямо запрещаются или преследуются. Ограничение права на их создание или деятельность возможно только на основе конституционных или законодательных норм и только по суду.

Согласно конституции (ч. 5 ст. 13) запрещению подлежат общественные объединения, цели и действия которых направлены на:

  1. насильственное изменение основ конституционного строя

  2. нарушение целостности Российской Федерации

  3. подрыв безопасности государства

  4. создание вооруженных формирований

  5. разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

  1. общественная организация;

  2. общественное движение;

  3. общественный фонд;

  4. общественное учреждение;

  5. орган общественной самодеятельности;

  6. политическая партия

  7. проф союзы

16. Конституционные основы взаимоотношений гражданского обще¬ства и российского государства. ОТВЕТ: Конституционное закрепление основных принципов взаимоотношений человека, общества и государства существует во всех цивилизованных странах мира. Но их набор в значительной мере могут отличаться в зависимости от сущности самого государства. Конституция выступает юридическим фундаментом государственной и общественной жизни, главным источником национальной системы права, гарантом законности, правопорядка и стабильности институтов власти. Конституция демократического государства закрепляет суверенитет народа, основы социально-политического строя, права и свободы человека и гражданина, форму государственного устройства, механизм реализации власти.


Первоначально конституции регулировали: первый блок регулировал права и свободы человека и гражданина, защищал человека от произвола государства;

второй блок определял организацию высшей власти основанной на принципе народного суверенитета и вытекающего из этого принципа представительного правления и разделения властей;

третий блок определял политико-территориальное устройство, виды территориальных структур, их отношения с центральной властью и между собой.

Развитие общества обусловило развитие конституций и расширение круга регулируемых вопросов. В области прав и свобод происходит включение в конституции новых прав и свобод. Например, право на охрану окружающей среды. Появились и новые принципы, включающие обязательства государства перед обществом в экономической и социальной сферах.

Каждое современное государство само определяет основные принципы, регулирующие взаимоотношения государства, общества и человека. Конституции государств закрепляют эти основные принципы, определяя важность тех или иных гарантий, соотношение которых различно в зависимости от политического режима. Но во всех демократических государствах конституционно закреплены важнейшие из них:

  1. принцип народовластия;

  2. принцип приоритета прав человека;

  3. принцип представительного правления и разделения властей;

  4. принцип приоритета права;

  5. принцип правовой защищенности человека и гражданина

  6. принцип единства права и закона

17. Виды религиозных объединений в России, порядок их создания, основания и порядок ликвидации. ОТВЕТ: Считаю необходимым вспомнить тот факт, что религиозные объединения могут существовать в двух видах, а именно:

- религиозная группа

- религиозная организация.

Религиозная группа представляет собой "добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица".

Религиозная организация подразумевает под собой тот же смысл, за исключением того факта, что для ее создания требуется определенное число последователей и государственная регистрация. Все это обуславливается тем, что религиозная организация, в отличие от религиозной группы, представляет собой юридическое лицо, со всеми вытекающими из этого последствиями.


Для создания религиозной группы требуется только лишь желание самих участников группы. Религиозная группа является, как правило, первой ступенью к созданию религиозной организации.

Для создания религиозной организации существует ряд установленных законом требований:

1) Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу.

2) Наличие подтверждения, о ее существовании на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

Учитывая то что, закон не регламентирует порядок постановки на учет в органах местного самоуправления религиозных групп, выдачи подтверждения и его форму, предоставить доказательства существования религиозной группы на территории Российской Федерации в течение определенного срока бывает делом затруднительным. Существует несколько путей решения этой задачи. Как правило, доказательства сроков существования религиозной группы должны предъявляться в орган местного самоуправления самой группой в виде данных государственной регистрации и местного учета бывшего Совета по делам религий при СМ СССР, архивных материалов, судебных решений, свидетельских показаний и иных форм доказательства.

3) Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

Регистрация религиозных организаций производится в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.


Религиозной организации может быть отказано в регистрации исключительно в пяти случаях:

- цели и деятельность религиозной организации противоречат законам РФ

- создаваемая организация не признана в качестве религиозной

- устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законов РФ

- в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием

- учредитель неправомочен.

Религиозные организации могут быть ликвидированы:

по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;

по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов

в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания.

В случае неоднократного непредставления религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда.

Основаниями для ликвидации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы являются:

+ нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

+ действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;

+ принуждение к разрушению семьи;

+ посягательство на личность, права и свободы граждан;

+ нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

+ склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

+ воспрепятствование получению обязательного образования;

+ принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

+ воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;