Файл: Вопросы к экзамену Понятие конституционного права России как отрасли права предмет, метод, структура (система), институты. Место отрасли конституционного права в системе российского права. Ответ.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


26. Основные права и свободы человека и гражданина в публично-политической сфере (конституционные политические права и свободы). ОТВЕТ: В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы (ст. 30 - 33 Конституции) связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические - гражданам.

Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть.

Каждый гражданин как таковой участвует в осуществлении власти.

В соответствии с Конституцией гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). Эта норма прежде всего касается политических прав и свобод.


право на объединения (ст.30)

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач.

Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов.

Принятие или вступление гражданина в члены объединения осуществляется на добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в его уставе.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30 Конституции).

Гражданин как член общественного объединения обладает всеми правами и несет все обязанности, предусмотренные его уставом. Член объединения вправе участвовать в решении всех общих вопросов его деятельности, избирать и быть избранным в его руководящие органы. Гражданин может состоять членом нескольких общественных объединений. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Порядок их образования, регистрации уставов устанавливается законодательством.

Федеральный закон "Об общественных объединениях" был принят в 1995 г. Он определяет общие начала, касающиеся всех видов общественных объединений.

В ст. 5 Федерального закона общественное объединение определяется как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В законе предусмотрен порядок создания общественного объединения. Для создания общественного объединения не требуется предварительное разрешение органов государственной власти и органов местного самоуправления. Нужна инициатива не менее трех физических лиц. Государственная регистрация общественных объединений осуществляется Министерством юстиции и соответствующими органами в субъектах Федерации. Регистрация не является обязательной, но составляет необходимое условие для признания объединения юридическим лицом. Может быть отказано в регистрации, но тогда должен быть предоставлен письменный мотивированный отказ.


Федеральный закон предусматривает пять различных организационно-правовых форм функционирования общественных объединений:

  1. общественная организация;

  2. общественное движение;

  3. общественный фонд;

  4. общественное учреждение;

  5. орган общественной самодеятельности.

Отличительной чертой общественной организации является наличие членства. Во всех других формах оно не предусмотрено, и состоящие в них именуются участниками. Основное различие заключается в том, что членство оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами. Для участника такое условие в качестве обязательного не требуется.

По территории действия различаются общественные объединения общероссийские, межрегиональные, региональные и местные. Общероссийским является объединение, осуществляющее свою деятельность на территории более половины субъектов Федерации. Межрегиональное объединение действует на территории, охватывающей менее половины субъектов Федерации, региональное - на территории одного субъекта Федерации, а местное - в пределах муниципального образования.

Особое место в системе общественных объединений занимают политические партии. Они создаются в целях политической деятельности, участвуют в избирательных кампаниях, вовлечены непосредственно в решение государственных проблем. Возникающие в результате отношения регулируются Федеральным законом "О политических партиях".

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

- иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ, при этом в одном субъекте может быть создано только одно отделение данной партии;

- в политической партии должно состоять не менее пятисот членов политической партии

- руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Общественные объединения, не являющиеся политическими партиями, не могут использовать в своем наименовании слово "партия".

Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе.


Политические партии создаются свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежностям. Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации, порядок которой определен в Законе.

Одной из массовых форм общественных объединений являются профессиональные союзы. Порядок их создания, основные права, гарантии этих прав, их защита, ответственность профсоюзов определяются Федеральным законом от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов

28. Конституционные гарантии правосудия в России. ОТВЕТ: Гарантии правосудия - это гарантии свободы личности, отсюда вытекает необходимость конституционного уровня закрепления этих гарантий. Борясь с преступностью, государство может и должно лишать свободы тех, кто нарушает уголовно-правовое законодательство, но оно обязано делать это с соблюдением демократической процедуры, установленной законом.

29. Конституционные обязанности человека и гражданина. Соотно¬шение обязанностей с правами и свободами. ОТВЕТ: Правовое положение, правовой и конституционный статус личности Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей. Совокупность различных прав и обязанностей, закрепленных нормами всех отраслей права, составляет его правовой статус.

Конституционный статус личности в демократическом государстве основывается на следующих принципах:

1) человека его права и свободы -высшая ценность;

2) граждане имеют права и свободы от рождения;

3) граждане имеют равные права;

4) основные права и свободы граждан не отчуждаемы;

5) осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц;

6) основные права и свободы гарантированы государством.

30. Гарантии и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в России. Конституционный статус Уполномоченного по пра¬вам человека в Российской Федерации.
ОТВЕТ: 1.Условия – необходимая для реализации прав и свобод благоприятная

обстановка, которая складывается из множества объективных и субъективных

факторов, которые обеспечивают благоприятный режим, среду для реализации прав и свобод. Неюридические гарантии: экономические, социально-политические и духовные. Социальные права реализуются полностью именно при широком бюджете, государство демократическое – когда понимание необходимости существование разделения властей и наличия оппозиции.

2.Инструменты (средства) – процедуры, организационные механизмы и правовые средства, обеспечивающие реализацию, препятствующие неполной

реализации или прямому нарушению прав и свобод. Юридические, специальные гарантии: ответственность, процессуальные права и органы,

осуществляющие охрану и защиту. Гарантии и инструменты важны для

реализации КП прав и свобод – под страхом ответственности никто не будет нарушать право!

Что касается органов, которые обеспечивают охрану и защиту, то она представлена органами из 3 групп: система органов публичной власти и ДЛ, имеющих своей задачей обеспечение, охрану и защиту прав и свобод личности:

1.Органы и ДЛ, главная функция которых гарантирование прав и свобод личности;

2.Органы и ДЛ, специально осуществляющие функцию по гарантированию прав и свобод личности наряду с другими полномочиями ;

3.Органы и ДЛ, осуществляющие функцию по гарантированию прав и свобод личности в рамках других своих полномочий.

ФС не может не осуществлять гарантийную функцию при законодательствовании, а

также Правительство следует общей цели. Суды гарантируют права и свободы в рамках разрешения споров. Уполномоченные по правам человека в РФ. Не одни, а множество УПЧ. Первый среди равных – УПЧ РФ. Статус устанавливается ФКЗ 1997 г., с недавних пор появились УПЧ СРФ, они могут учреждать такую должность в

СРФ. Юридическое основание такого органа на региональном уровне – Закон 1999 г. «Об общих принципах организации…», который устанавливает основы статуса, допустимость учреждения такой должности в СРФ. УПЧ отдельных групп, напр., уполномоченный при ПРФ по правам ребенка, а также уполномоченные по правам ребенка в СРФ. Такие уполномоченные создаются на основе Закона 1998 г. «Об

основных гарантиях прав ребенка в РФ». Также сюда относится уполномоченный