Файл: Вопросы к экзамену Понятие конституционного права России как отрасли права предмет, метод, структура (система), институты. Место отрасли конституционного права в системе российского права. Ответ.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


при ПРФ по защите прав предпринимателей, а также УПЧ по защите прав предпринимателей в СРФ. Создаются на основании Закона 2013 г. «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ». Относится уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг – главный финансовый уполномоченный и финансово уполномоченный в сферах финансовых услуг.

Юридическое основание – ФЗ 2018 г. «Об УП по правам потребителей финансовых услуг». За четверть века развития КПРФ система УПЧ стала более разветвленной,

168 теперь не только федеральный, но и региональный уровень – дети и бизнес, а также

финансовые услуги. Система двухуровневая и система специализации.

Уполномоченный по правам человека в РФ. Регулируется ФКЗ 1997 г., чьей целью является обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, обеспечивать соблюдение прав и свобод, их уважение, органами и ДЛ ОПВ, восстановление нарушенных прав и совершенствование законодательства в сфере защиты прав человека и гражданина. Уполномоченный имеет своей целью осуществлять просветительскую деятельность – духовное просвещение, формы и методы защиты. Независимый институт – гарантия его деятельности. УПЧ независим и неподотчетен, обладает неприкосновенностью. Его деятельность

финансируется отдельной строкой в федеральном бюджете. УПЧ самостоятельно

разрабатывает и исполняет смету своих расходов. Назначается и освобождается от должности ГД ФС РФ. Кандидатуры могут вносить ПРФ, СФ, депутаты ГД или их объединения. Требования к кандидату:

Гражданин РФ и не имеет аффилиации с иностранным государством;

Возраст – не моложе 35 лет; познания в области прав и свобод;

Иметь опыт защиты – по-разному интерпретируют оговорку (можно и

негосударственный правозащитник, но также и человек из государственных

институтов);

Не может занимать должности депутата ГД, сенатора, депутат ЗАКС,

находиться на государственной службе и заниматься иной оплачиваемой деятельностью;

Аполитичность – прямо и косвенно отказывается от политической

деятельности.

Вистории нашей страны были и такие, и такие. Лукин был правозащитник от

общества, а Москалькова – от МВД. Срок полномочий – 5 лет, количество

предельных сроков – не более 2 сроков подряд, хоть какая-то ротация. Главная функция – рассмотрение жалоб физических лиц. С жалобой к нему могут обратиться граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ. УПЧ действует только по жалобам, следовательно, принцип связанной инициативы –


редко использует компетенцию по собственному желанию, но все-таки иногда может. Ситуации строго ограничены: инициация проверки, когда существует информация о массовых или грубых нарушениях свобод; ситуация связана с особым общественным значениям – необходимость прибегнуть к защите прав человека, которую отдельные субъекты реализовать не имеют возможности.

Объект жалобы – решения, действия или бездействия органов публичной власти, а также иных ДЛ. При этом УПЧ не рассматривает жалобы на законы и иные акты ФС, а также акты ЗАКС РФ. УПЧ – субсидиарный институт, дополняет средства

защиты прав и свобод – не может отменить или изменить компетенцию органов и

ДЛ. УПЧ рассматривает жалобу, если ранее заявитель обжаловал такие действия в судебном или административном порядке.

Полномочия УПЧ в рамках проверки:

Беспрепятственно посещать органы публичной власти;

169

Посещать судебные заседания;

Запрос информации у органов и ДЛ, они обязаны предоставить;

Объяснения со стороны ДЛ и государственных служащих;

Проверка деятельности ОПВ и ДЛ;

Экспертные исследования и заключения по тем или иным вопросам;

Знакомство с гражданскими, уголовными и административными делами;

Право безотлагательного приема.

УПЧ осуществляет проверку по жалобе – в результате проверки УПЧ вправе:

Обратиться в суд с административным иском на нарушение прав действиями

органов и ДЛ;

Обратиться с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства, уголовного дела в отношении ДЛ;

Обращение в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке решения;

Изложить доводы органам и ДЛ, присутствовать при рассмотрении дел;

Обратиться в КС с жалобой на нарушение прав и свобод других лиц.

ОПВ обязаны в течение 1 месяца рассмотреть обращение УПЧ, принять по нему решение. УПЧ ежегодно выступает с докладом о состоянии уровня прав и свобод человека и гражданина в РФ. Может выступить с обращением перед ГД с созданием парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельства того или иного

происшествия, являющихся основанием для парламентского расследования.

Инициация парламентских слушаний по поводу нарушения прав и свобод. УПЧ ежегодно готовит и публикует доклад о своей деятельности по защите прав и свобод в РФ. Имеет субсидиарный характер и статус, ибо в основном этим занимаются суды и правоохранительные органы.



31. Конституционные основы федеративного устройства России. Прин¬ципы российского государства как федерации. ОТВЕТ: 31 марта 1992 г. был подписан Федеративный договор, состоящий из трех договоров о разграничении полномочий между Федерацией и отдельно - тремя группами субъектов: 1) республиками в составе РФ; 2) краями, областями и двумя городами федерального значения; 3) автономной областью и автономными округами. В настоящее время Федеративный договор 1992 г. действует только в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации + 5 ст Конституции

Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.

Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

1. Равноправие субъектов РФ — в Конституции перечислены равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Равноправие здесь имеется в виду не в смысле равных прав, а в смысле равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

2. Государственная целостность РФ — территория РФ неделима и её субъекты правом сецессии не обладают.

3. Единство системы государственной власти — она одна и представляет собой единую систему.

4. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектами РФ.

В мировой практике известны несколько способов разграничения:

a. Дается исчерпывающее определение федеральной сферы ведения, а все остальное относится к ведению субъектов.


b. Исчерпывающе определяется сфера ведения субъектов.

c. Выделяется федеральная сфера и сфера совместного ведения, все остальное принадлежит субъекту.

5. Равноправие и самоопределение народов в РФ — это значит, что каждая национальность может самоопределяться, но без сепарации.

32. Основные этапы развития федерализма в России. ОТВЕТ:

  1. создание основ социалистического федерализма (1918— 1936)

  2. утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937—1985)

  3. реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 г

  4. современный этап

33. Виды и правовой статус субъектов Российской Федерации. ОТВЕТ: Субъекты РФ равноправны, т.е. имеют равные права и равные обязанности в качестве субъектов Федерации. Статус субъекта РФ определяется совместно Российской Федерацией и субъектом:

1. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики.

2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным органом соответствующего субъекта РФ.

3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

4. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

5. Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом. Субъект РФ не может в одностороннем порядке определять основы своего конституционно-правового статуса.

  • свой основополагающий акт — кон¬ституция у республики, устав у остальных субъектов.

  • своя территория, а также своеобраз¬ное территориальное верховенство.

  • имеет свою систему органов государственной власти.

  • наборвозможностей в федеративных отношениях с Российской Федерацией.

  • разделение вопросов ве¬дения между Федерацией и субъектами.

  • представительство субъектов РФ на федеральном уровне и возможность постановки ими вопросов перед органами Федерации, ко¬торые обязаны отреагировать на подобные обращения.

  • Процедура решения определенных вопросов федерального уровня пре¬дусматривает участие субъектов РФ.

  • право на сотрудничество друг с другом

  • право на государственную собственность. Она подлежит разграничению между Российской Федерацией и субъектами. Разграничение государственной собственности отно¬сится к совместному ведению Федерации и ее субъектов.

  • принятие дополнительных мер по обеспечению статуса личности, по укреплению их материаль¬ного положения.

  • нет права на свои войсковые формирования. Но у субъекта есть обязанность оказывать содействие обеспечению безопасности государства.

  • ограниченное право участия в международных и внешне¬экономических отношениях.

  • право на применение официального языка. Для республик, как субъектов РФ, допускается наличие своего собственного государственного языка (ст. 68 Конституции РФ).

  • право на свои символы — герб, флаг, гимн, а также столицу или административный центр


34. Предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов. ОТВЕТ: Предмет ведения субъекта Федерации - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией к компетенции органов государственной власти субъектов РФ. К предметам ведения Российской Федерации относятся сферы жизни общества, отрасли и подотрасли хозяйства, а также социально-культурной деятельности, виды имущества, его объекты, находящиеся под воздействием и в распоряжении органов федеральной власти (федеральные банки, транспорт, ядерная энергетика, федеральная собственность, военная техника и др.).

35. Конституционные принципы принятия законов по предметам ве¬дения РФ, предметам совместного ведения и предметам ведения субъек¬тов РФ. ОТВЕТ:

36. Проблемы обеспечения принципа верховенства Конституции РФ и федеральных законов на территории России. ОТВЕТ:

38. Порядок принятия в Россию и образования в ее составе нового субъекта РФ. Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ. ОТВЕТ: 1. Инициатором предложения о принятии в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении м/н договора является данное иностранное государство.

2. Президент РФ после поступления предложения уведомляет о нем Совет Федерации, Госдуму, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними консультации.

3. Рассмотрение предложения и принятие решений, касающихся заключения м/н договора, осуществляются в соответствии с ФЗ «О международных договорах РФ» от 15.07.1995. М/н договором может быть урегулировано: наименование и статус нового субъекта РФ; порядок приобретения гражданства РФ гражданами иностранного государства; действие законодательства РФ на территории нового субъекта РФ.

4. После подписания м/н договора Президент РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного м/н договора.

5. В Госдуму одновременно с м/н договором вносится проект ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта.

6. ФЗ о ратификации м/н договора принимается палатами Федерального Собрания РФ в порядке, предусмотренном статьями 105, 106 и 107 Конституции РФ (принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы, одобряется Советом Федерации более половины от общего числа членов этой палаты).