Файл: Курсовая работа Этапы развития государственного финансового контроля в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Четко разграниченные полномочия помогут государственным органам эффективнее выполнять свою работу, не дублировать действие коллег, повысить качество исполнения бюджета, рационально развивать социальную сферу общества, повысить уровень жизни населения. Появится возможность предотвращать преступления в бюджетной сфере с помощью барьеров, которые вовремя будут сигнализировать об утечке бюджетных средств.

3. Меры, применяемые к нарушителям действующего законодательства при использовании государственных бюджетных средств неэффективны, они недостаточно соизмеримы с причиненным ущербом государству и наказанием. Преступления в данной сфере совершаются и повторяются часто, так как существующие меры наказания не служат барьером для их предотвращения.

Особенности привлечения к бюджетной ответственности закреплены Бюджетным Кодексом Российской Федерации частью 4 «Бюджетные нарушения и бюджетные меры принуждения». Наиболее распространенные меры наказания за совершение преступления в бюджетной сфере – это административная и уголовная ответственность.

Административная ответственность наступает в случае нецелевого использования бюджетных средств; нарушения сроков возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе; нарушение срока исполнения поручения о перечислении и т.д. Чаще всего к нарушителям применяют административные меры наказания согласно статьям 15.4 КоАП РФ и 15.5 КоАП РФ1.

Если в результате проверки, органом государственного финансового контроля, будет выявлено, что должностное лицо израсходовало бюджетные средства в крупном размере (сумма бюджетных средств составила свыше одного миллиона пятисот тысяч рублей) на цели не соответствующие условиям их получения, то к нему применяются уголовные меры наказания по статье 285.1 УК РФ в зависимости от тяжести содеянного преступления1.

4. Отсутствует единая методология показателей оценки эффективности финансового контроля.

Оценка эффективности использования государственных средств – выступает важным инструментом современной бюджетной политики государства. Перед государством стоит важная задача – разработать нормативно-правовой документ, который определит понятийный аппарат для оценки эффективности использования государственных средств, разработать единую методологию, которая смогла бы помочь органам государственного финансового контроля при анализе эффективности использования бюджетных средств. Данные меры помогут рационально формировать бюджет государства, достигать наибольшего социально-экономического развития страны, рационально использовать бюджетные средства.


Все инструменты разного уровня государственного финансового контроля должны быть взаимосвязаны. Выстраивание взаимодействия должно происходить на одних и тех же принципах, на одних классификаторах, стандартах, сопоставимых для всех участников бюджетного процесса, а также показателей деятельности и результатов оценки этой деятельности.

Таким образом, система организации государственного финансового контроля нуждается в реформирование, существует ряд проблем, которые необходимо решить, в первую очередь, на законодательном уровне. Комплексное принятие мер, поможет совершенствовать систему государственного финансового контроля в Российской Федерации, что поспособствует развитию экономики страны, а прозрачная система организации государственного финансового контроля, увеличит процент доверия со стороны населения к государству.

2.2 Проблемы и перспективы развития государственного финансового контроля в России


Управление государством состоит из множества значимых элементов всей государственной жизни. Данное понятие состоит из многих аспектов, однако, наиболее важным является грамотное и эффективное администрирование материальных ресурсов.

Считается, что именно благодаря такому использованию финансовых средств можно обеспечить полное функционирование всех государственных институтов. Более того, становится возможным финансирование как можно большего числа социальных программ и государственных проектов, а также обеспечение граждан всем необходимым. Для максимально эффективного использования этих ресурсов был введен институт государственного финансового контроля. Поэтому его по праву можно считать одним из инструментов обеспечения жизнедеятельности и выживания государства1.

Оценка опыта европейских и других стран позволяет рассуждать о том, что в условиях функционирования рыночной экономики и предоставления максимально возможной и допустимой экономической свободы различным хозяйствующим субъектам финансовый контроль в целом, и государственный финансовый контроль в частности характеризуются как многоплановостью поставленных перед ними целей, так и многогранностью выполняемых ими задач.

Финансовый контроль – это сложное, многообразное явление в финансовой и экономической жизни человека, общества, государства. Он сопровождает любое действие, связанное с формированием и использованием финансовых ресурсов на любом уровне. Осуществление финансового контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта является одной из важнейших функций управления, позволяющей данному субъекту проводить эффективную политику по достижению поставленных целей.



Государственный финансовый контроль в России осуществляется Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием и законодательными органами субъектов Российской Федерации. Стоит также отметить, что полномочиями по осуществлению государственного контроля наделено Правительство Российской Федерации вместе с правительством и администрациями субъектов Российской Федерации. Также законом установлено создание специализированных органов, ответственных за обеспечение государственного финансового контроля. Их основной задачей является проведение разного рода контрольных мероприятий.

К данному виду органов относятся следующие:

1. Правительство Российской Федерации;

2. Федеральное Собрание РФ;

3. Контрольное управление Президента РФ;

4. Министерство финансов РФ;

5. Счетная палата РФ;

6. Федеральное казначейство;

7. Федеральная налоговая служба.

Среди основополагающих факторов, определяющих необходимость осуществления реформ и приведения системы Российской Федерации в стандарт с международным уровнем, стоит выделить:

1. Отсутствие полноценной нормативно-правовой базы, регулирующей государственный финансовый контроль в бюджетном законодательстве;

2. Наличие большого числа контрольно-ревизионных органов, каждый из которых имеет свои отдельные цели и задачи. Их организационная структура не может полноценным образом отражать специфику государственного устройства Российской Федерации (иначе говоря, больше разнообразие контролирующих органов при единой цели контрольной деятельности);

3. Исходя из второго фактора, отсутствие четкого разграничения сфер деятельности и единых стандартов. Это увеличивает риск возникновения правовых коллизий и перекладывания ответственности. А также приводит к сокращению эффективности всей контрольной деятельности, и следовательно, к повышению коррупционного элемента;

4. Так как контрольные органы не желают взаимодействовать между собой, появляется расхождение в приоритетах их деятельности.

Для того, чтобы решить те проблемы, которые существуют в настоящее время, и находятся в непосредственной связи с бюджетным законодательством, необходимо осуществить выделение системы государственного контроля из бюджетного законодательства и облегчения его в единый федеральный закон. Помимо этого, необходимо разработать эффективный механизм взаимодействия органов госконтроля законодательной и исполнительной ветвей власти.


Эти две реформы помогут перевести государственный финансовый контроль России на качественно новый уровень. А создание единого поля финансового контроля приведет к дальнейшему развитию и повышению результативности деятельности контрольных органов власти.

Основная идея контроля заключается в том, что субъект управления будет осуществлять учет и проверку того, как управляемый объект выполняет его предписания, при этом целью контроля является предупреждение и пресечение последующих нарушений в деятельности управляемого объекта от заданной программы управления. Обнаружение подобных нарушений ведет к следующей цели, а именно, к приведению управляемой системы в устойчивое положение благодаря всех социальных регуляторов.

Анализ деятельности Счетной палаты РФ за 2019 год показал, что Счетная палата Российской Федерации выявила 4 443 нарушения. Общая сумма по выявленным нарушениям составила 884,6 млрд. руб. Подробный анализ показывает, что около 316,1 млрд. рублей (или 36 %) приходится на нарушения, связанные с неправильным ведением бухгалтерского учета и некорректным составлением иной финансовой отчетности.

Одной из причин образования такой суммы стало грубое нарушение несоблюдения правил ведения финансовой отчетности, то есть имеется искажение указанной суммы в любой строке документа не менее чем на 10 % (около 292 млрд. рублей). Такое количество нарушений (всего 541) свидетельствует о недостаточно качественном управлении бюджетными средствами, выделенными на достижение государственных целей.

В таком случае задача по совершенствованию государственного аудита состоит в нахождении новых подходов, которые бы действительно позволили в целом изменить не только вопросы финансового контроля и аудита, но и также увидеть их огромную пользу в системе управления государственными финансами. Например, подходом может служить построение всего государственного аудита и государственного финансового контроля на принципе гласности, т. е. предоставление обществу и власти достоверных данных по наиболее важным для общественного сознания вопросам. Из-за отсутствия прозрачности, нет доверия к органам власти, принимающим управленческие решения. Любая сумма расходов и инициатива, в частности с использованием бюджетных средств, приводит к сомнению в эффективном распределении финансовых средств1.

Таким образом, на современном этапе развития Российской Федерации коренным образом возрастает роль финансового контроля. Нецелевое расходование бюджетных средств в крупных масштабах, вывоз капитала за границу, противоправные действия в налоговой и банковских сферах - эти и другие вещи стали действительной угрозой экономической безопасности России. Предотвращение подобных правонарушений и является важнейшей задачей финансового контроля России.


Заключение


Финансовый контроль – это совокупность действий законодательных и исполнительных органов власти всех уровней (в том числе высших органов управления и исполнительных органов хозяйствующих субъектов), а также специально созданных контрольных учреждений по проверке финансовых и связанных с ними других вопросов деятельности всех субъектов хозяйствования и управления (государства в лице его органов власти и управления, а также организаций, предприятий, учреждений).

Государственный финансовый контроль включает контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Процесс становления и развития российской государственности неразрывно связан с формированием механизмов и мер финансово-экономической политики, органов государственного финансового контроля, как важнейшего экономико-правового института, обеспечивающего национальную финансовую безопасность и эффективное использование государственных финансовых средств.

Процесс формирование новой контрольной системы и финансовой отчетности был длительным и трудоемким. Он осуществлялся путем экспериментальных проверок, методом проб и ошибок. Используя лучший европейский опыт и изучая реальную практику нововведений, реформаторы отечественного финансового контроля создавали механизм, который не должен был давать сбоя и надежно защитил бы государственную казну от любых посягательств недобросовестных чиновников, какие бы высокие посты в государстве они ни занимали.

Периоды в истории государственного финансового контроля в России:

Первый период: середина XIII - конец XV веков. Это период возникновения предпосылок становления финансового контроля в экономической безопасности страны.

Второй период: конец XV - начало XVIII веков. Это период возникновения централизованного финансового контроля.

Третий период: начало XVIII - конец XIX веков. Это период становления органов централизованного финансового контроля.

Четвертый период: начало XX - конец XX веков. Это «советский» период развития финансового контроля. В этот период Россия обретает статус конституционной монархии, создается специфический российский парламент - Государственная Дума.